«ДИРШУ» — МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КНИГИ «МИШНА БРУРА»

«ДИРШУ» — МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КНИГИ «МИШНА БРУРА»

Почему в конце молитвы совершают «большое трубление»?

Есть древний обычай, оставшийся со времен гаонов, – после молитвы Мусаф трубить «большое трубление», то есть трубление, которое длиннее обычного. Так принято поступать у сефардских евреев. Смысл этого обычая – «запутать Сатана», чтобы он не обвинял евреев в том, что они идут есть и пить, словно не боятся Судного дня. Второй смысл – напоминание для общины, чтобы не отвлекались от мыслей о тшуве, к которой призывает шофар, что нужно оставить свои грехи. А у ашкеназских евреев принято делать длинным последнее трубление перед молитвой Мусаф, а также последнее трубление после молитвы Мусаф. Они и называются «большим трублением» [глава 596, п. 1, м. п. 1; комментарии и дополнения «Диршу» 1-2].

В чем состоит святость второго праздничного дня Рош а-Шана?

Второй праздничный день во всех праздниках установлен из-за сомнения, тогда как дополнительный день Рош а-Шана основан на постановлении мудрецов и не связан с сомнением. Поэтому оба дня Рош а-Шана считаются «единой святостью», словно это один длинный день. Вместе они называются «праздничным днем Рош а-Шана». И даже сегодня, когда нет причин для этого постановления, мы поступаем так в силу «обычая отцов», оба дня считаются единой святостью: первый день – основной, и его запреты даны из Торы, а второй – от мудрецов. Мудрецы–ришоним разошлись во мнениях, считаются ли эти дни единой святостью также и для облегчения законов или же только для устрожения [там же, глава 600, п. 1, м. п. 1; комментарии и дополнения «Диршу» 1].
[Однако в первый день, безусловно, нельзя готовить пищу и делать разрешенную для праздника мелаху ради второго дня – прим. ред.]

Какие блюда не надо есть в Рош а-Шана?

В Рош а-Шана принято не есть кислые или острые блюда – в качестве хорошего знака, чтобы год для нас стал сладким. Также стоит воздержаться от поедания незрелых фруктов, так как это недобрый знак. Воздержаться стоит и от того, чтобы варить продукты в уксусе, но можно использовать с ними кислые или острые приправы. У некоторых принято не есть виноград в Рош а-Шана, чему имеется причина согласно Каббале. Есть те, кто постановил, согласно этому обычаю, не есть также и изюм, если только он не смешан с вареными блюдами [глава 600, м. п. 4; комментарии и дополнения «Диршу» 5-6].

Можно ли есть и пить до трубления в шофар?

Есть правило, которое касается многих заповедей, связанных с определенным временем: запрещено есть и пить за полчаса до начала времени их исполнения и до того, как они будут исполнены.
Даже попробовать еду или напиток в размере меньше яйца (от 57.6 до 100 см. куб. по разным мнениям) разрешается только при большой необходимости – например, слабому человеку и т. д. Тем не менее, в отношении трубления в шофар во многих ешивах и общинах принято облегчать и немного есть между утренней молитвой и трублением из-за запрета поститься до полудня в праздник, из-за позднего завершения молитвы Мусаф и по другим причинам.
Некоторые приписывают введение этого обычая раби Исраэлю Салантеру.
Перевод – рав Б. Ариэли

https://www.beerot.ru/?p=5359