Есть ли заповедь увещевать того, кто точно не примет увещевание?

 «ДИРШУ»- ИЗУЧЕНИЕ КНИГИ «МИШНА БРУРА»

Есть ли заповедь увещевать того, кто точно не примет увещевание?

Допустим, некто совершает грех, и очевидно, что если увещевать его, он не примет упреков и не откажется от своих действий. Тогда, если нет опасений, что этот нарушитель возненавидит увещевающего и озлобится на него, заповедь требует увещевать его даже несколько раз, пока тот не воспротивится и не откажется слушать. Если же речь идет о нескольких людях, достаточно упрекнуть их всего один раз.

О каком случае говорит правило «лучше пусть грешат по ошибке, чем сознательно»?

Когда в обществе становится много тех, кто совершает определенный грех по ошибке, и очевидно, что, даже если их увещевать, они не примут этого, мудрецы говорят о таком состоянии: «Лучше пусть грешат по ошибке, чем сознательно». Их не нужно увещевать. Однако, если речь идет о запрете, который прямым текстом выражен в Торе, следует предположить, что они и так нарушают его сознательно, и тогда есть обязанность увещевать их.

Запрет обращаться к нееврею в Шаббат

Запрещено еврею говорить или намекать нееврею совершать работу в Шаббат, даже если он делает это накануне Шаббата. И если нееврей сам делает работу ради еврея, нужно воспротивиться этому. Но если он сделал ее несмотря на протест, можно пользоваться сделанным. Ради заповеди можно попросить нееврея совершить работу, запрещенную мудрецами. Среди ришоним некоторые написали, что ради заповеди из Торы можно попросить его сделать даже работу, запрещенную Торой. Но облегчать в этом вопросе можно лишь в случае крайней необходимости [гл. 610, п. 4:13; «Шаар и-Циюн» 9-10; комментарии и дополнения Диршу 15-17].

Музыка и пение в дни Бейн а-Мецарим

Нельзя устраивать танцы в дни «меж теснин» (с 17-го тамуза по 9-е ава). Наши мудрецы написали, что этот закон относится и к слушанию музыки, даже в записи (например, с проигрывателя, магнитофона и т. п.) Однако они разошлись во мнениях по поводу слушания пения (без музыки) в записи – имеет ли оно тот же статус, что и инструментальная музыка, и разрешено ли петь в эти дни. Некоторые облегчают в отношении песен, которые не приводят к радости или к танцам; другие устрожают в этом. Некоторые написали, что, хотя по закону слушать их разрешается, изначально не следует в этом облегчать.

[из «Мишна Брура», глава 551, п. 16; комментарии и дополнения «Диршу» 29].

Перевод – рав Б. Ариэли.


https://www.beerot.ru/?p=3855