Приготовления к Седеру
— Маца и вино

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

2568

В Земле Израиля Пасхальный Седер проводят в первую ночь праздника, а вне Земли Израиля – также и во вторую.

Маца

На праздничном столе перед ведущим Пасхального Седера располагают три цельные мацы, предназначенные для выполнения заповеди Торы «В четырнадцатый день первого месяца вечером кушайте опресноки (мацот)» (Шмот 12:18).

Маца может быть приготовлена из тех пяти основных злаков, которые при продолжительном соприкосновении с водой становятся хамецом, т.е. из пшеницы, ячменя, полбы, ржи и овса (Шулхан арух 453:1). Тем не менее, принято выпекать мацу именно из пшеницы (Рамо), потому что она получается более вкусной (Мишна брура 2).

Первоначально мацу делали мягкой и довольно толстой, похожей на лепешку – питу (см. Шулхан арух 460:5, Шаарей тшува). Подобную мацу до сих пор выпекают в некоторых сефардских общинах, в частности у евреев из Йемена. Но такая маца быстро черствеет, и ее необходимо выпекать каждый день (Арух а-шулхан 459:3). Кроме того, существует опасение, что внутри толстой мацы тесто не пропеклось и стало хамецом (Мишна брура 460:17). Поэтому в ашкеназских общинах издавна принято выпекать очень тонкие лепешки (Рамо 460:4) – сухие и твердые. В них проделывают многочисленные отверстия, чтобы маца не вздувалась (Мишна брура 460:1). Как правило, такую мацу выпекают еще до начала Песаха.

Для ночи Седера приобретают мацу, приготовленную из специально оберегаемого зерна, которое не было в контакте с водой с момента жатвы (Шулхан арух 453:4). Указание на это мудрецы находят в стихе Торы (Шмот 12:17): «И оберегайте мацу» (Мишна брура 453:21-22). Такую мацу принято называть шмура («бережёная»).

Многие едят такую мацу на протяжении всего Песаха, и таков был обычай Виленского Гаона (Шаарей тшува 453:8; Беур алаха, «Тов лешамран»).

2. Если нет возможности приобрести «мацу шмуру», то используют обычную мацу, приготовленную из зерен, которые не были в контакте с водой с момента помола (Шулхан арух 453:4). Во всяком случае важно, чтобы маца имела надежный экшер (знаккашрута) и была выпечена специально для Песаха этого года.

Два мешка «береженой» пшеницы

В киевской семье р. Й.-Л. Майзлика заповеди Торы соблюдали даже в самые суровые годы сталинского террора. В дни сбора урожая р. Майзлик с помощью знакомого колхозника наблюдал за сбором урожая пшеницы, чтобы убедиться, что она не была в контакте с водой с момента жатвы. Затем при нем часть пшеницы молотили и провеивали. Получалось около ста килограммов сухого зерна, всего два мешка. За два месяца до Песаха жена и дочь р. Майзлика начинали перебирать пшеницу, вынимая щербатые и набухшие зерна, в которых уже могло начаться закисание. Эта работа занимала около трех недель. Затем пшеницу отвозили к знакомому мельнику, заплатив ему за соответствующую подготовку жерновов, чтобы ими можно было молоть зерна для мацы. Потом в течение целого дня мацу выпекали, причем, юная дочь р. Майзлика Батья выполняла очень ответственную работу – прокалывала дырочки, чтобы маца не вздулась. Часть мацы раздавали другим еврея Киева – по девять мацот на семью, а на большие семьи – по восемнадцать (Ш.-З. Зоненфельд, «Голос безмолвия» с. 68-70).

Вино

1. Мудрецы установили, что по ходу Пасхального Седера каждый участник должен выпить четыре обязательных бокала вина. Предпочтительно использовать красное вино (Шулхан арух 472:11) – кроме тех случаев, когда белое вино лучшего сорта (Рамо). При желании можно смешивать белое вино с красным (при этом предпочтительно налить именно белое вино в красное, чтобы не окрашивать белое вино красным; см. Мишна брура 318:39, Шаар а-циюн 65).

2. Разрешено использовать перекипяченное вино (яйн мевушаль) и глинтвейн (Шулхан арух 472:12), но лучше приобрести для Седера обычное вино (Мишна брура 39). Однако если гостями на Седере будут в том числе евреи, несоблюдающие законы Торы, или неевреи, предпочтительно использовать перекипяченное или, по крайней мере, пастеризованное вино (примеч. редактора). И в любом случае необходимо, чтобы вино имело надежный экшер (знак кашрута).

3. Если человеку трудно пить вино (например, это вредит здоровью или приводит к сильной головной боли), он может разбавить его водой (Мишна брура 472:35 и 37). В наше время многие используют натуральный виноградный сок. Существуют свидетельства, что так поступали такие выдающиеся мудрецы как Хазон Иш и р. Й.-З. Соловейчик (Тшувот ве-анагот 2, 243; Песах ке-илхато 2, 3/25/, с. 43). Сок особенно подходит для женщин и детей (Пискей тшувот 472:11). И конечно, при желании можно смешать виноградный сок с вином.

В местах, где в это время года есть виноград (например, в южном полушарии) можно просто выжать его и использовать полученный сок (примеч. редактора).

4. Если невозможно приобрести кашерное вино или сок, разрешено использовать домашнее вино из изюма (Мишна брура 472:37).

Один из возможных способов приготовления вина из изюма таков: 800 грамм изюма заливают охлажденным сиропом, сваренным из 400 граммов сахара и двух литров воды. Затем добавляют чайную ложку (без верха) лимонной кислоты, закрывают сосуд марлей и ставят в теплое место (причем, банка не должна быть полной). Примерно через три недели брожение заканчивается. Тогда следует процедить вино через марлю, разлить в бутылки и поставить в холодильник. Понятно, что такое вино должно быть приготовлено в посуде, пригодной для Песаха, и в процессе приготовления защищено от любого соприкосновения с хамецом.

5. Если нет ни вина, ни сока, ни вина из изюма, то используют так называемый «напиток страны» (хамар медина) – т.е. напиток, распространенный в данной стране (Рамо 483:1; Мишна брура 472:37). Но понятно, что этот «напиток страны» должен быть кошерен для Песаха.

6. Необходимо подготовить такое количество вина, чтобы хватило на четыре полных бокала для каждого из участников Седера.

7. Бокалы, предназначенные для вина или сока, должны вмещать как минимум рвиит. В современных мерах рвиит составляет, по мнению р. Х. Наэ, 86 гр. Для запоминания: 86 – это числовое значение слова כוס (кос – «бокал»). По мнению Хазон Иша, рвиит – это 150 гр. Для запоминания: 150 – это числовое значение слов כוס הגון (кос агун – «пригодный бокал»).

В случае необходимости можно положиться на мнение р. Х. Наэ. Однако у людей, серьезно соблюдающих законы Торы, и особенно на Святой Земле, принято устрожать в соответствии с мнением Хазон Иша (примеч. редактора).

В любом случае не следует ставить чересчур большие бокалы, так как, по ряду мнений, каждый раз нужно выпить как минимум больше половины бокала – даже если он вмещает много рвиитов (Шулхан арух 472:9, Мишна брура 33).

8. Необходимо поставить бокалы, вмещающие рвиит, даже перед детьми, которые уже достигли «возраста воспитания» (Шулхан арух 472:15) – по крайней мере, начиная с шести-семи лет (Мишна брура 269:1).

Бокалы должны быть целыми, без выемок по верхнему краю (Хаей адам 130:19/1/;Кицур Шулхан арух 118:9).

Изначально лучше не использовать одноразовые стаканы, но в случае необходимости это разрешено.

9. Следует приготовить также один особый бокал, который будет использован в качестве «кубка пророка Элияу» (кос шель Элияу), и желательно, чтобы этот бокал был вместительнее и выше, чем остальные.

Кимха де-Писха – «Мука для Песаха»

Заповедано раздавать бедным мацу, вино и деньги на праздничные расходы. Эти дары принято называть кимха де-Писха – «мука для Песаха».

Четыре стакана молока?

Однажды перед Песахом к раввину Бриска (Бреста) р. Йосефу-Беру Соловейчику пришел еврей с вопросом: «Можно ли выполнить заповедь о четырех бокалах вина с помощью молока?» Раввин предположил, что вино запрещено посетителю по медицинским соображениям. Но тот сказал: «Я вполне здоров. Просто, вино мне нынче не по карману». Тогда р. Соловейчик протянул ему двадцать пять рублей – сумму, достаточную на все праздничные расходы. «Я пришел к Вам с алахическим вопросом, а не за благотворительной помощью», – возразил гость. «А это не цдака, – пояснил раввин. – Я даю вам в долг, и отдайте, когда сможете». Посетитель взял деньги и удалился. Но жена р. Соловейчика тут же поинтересовалась: «Почему ты дал ему двадцать пять рублей? Ведь на вино вполне достаточно двух-трех?!» «Ты ведь слышала его вопрос! – ответил раввин. – Если бы у него было мясо к праздничному столу, он бы знал, что после него молоко пить нельзя. Поэтому я дал ему на все нужды праздника».

Седер в сталинском лагере

В Песах 1953 года наш учитель р. Ицхак Зильбер еще находился в заключении, в сталинском лагере под Казанью. Незадолго до Песаха его жене Гите удалось достать восемь пакетов муки – 24 килограмма. Ведь она хотела обеспечить мацой не только мужа и своих детей, но и других евреев-заключенных, а также несколько еврейских семей. Это было связано с большой опасностью: за изготовление мацы давали срок в восемь-десять лет – кому как повезет!

Рабанит Гита испекла мацу, разломала на кусочки, положила в мешочки, а на них написала: «Печенье к чаю». Это «печенье» она передала мужу в лагерь, а также принесла хрен – марор. Но передавать заключенным вино запрещалось. Поэтому Гита сварила изюм, отцедила отвар, и передала этот «компот» мужу. В канун Песаха рав Ицхак отцедил жидкость, и ее хватило на «четыре бокала» для Седера. В ночь Седера рав Ицхак созвал двенадцать евреев-заключенных: они пили вино, если мацу и рассказывали об исходе из Египта (р. И. Зильбер, «Чтобы ты остался евреем» с. 207-211).


https://www.beerot.ru/?p=12987