Пути мира и добра — Запрет обижать (продолжение)

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Сильвер

143
проклинать,шалом,избежать ссор, ненавидеть, мстить, хранить злобу

12. Если вызывают такси, заказывают пиццу или другие услуги только с целью позабавиться, тоже нарушают запрет «обиды». Кроме того, когда существует фиксированная оплата за вызов на дом, «шутник» также обязан восполнить причиненный ущерб. Если же речь идет о звонках в полицию, пожарную службу или скорую помощь, то здесь ненужный звонок может являться прямой угрозой для чьей-то жизни. Ведь иногда служебную машину нужно выслать в другое место, где ее действительно ждут, а если она в это время отправляется по вызову «шутника», то тяжелый больной может не успеть получить экстренную помощь.

Подобные шутки запрещены и по отношению к обычным людям (например, когда звонят и сообщают, что человек выиграл большую сумму и т.п.), т.к. тем самым понапрасну тратят их время и причиняют им страдания.

13. Если людям был задан вопрос, и мы не уверены, что один из присутствующих знает ответ, запрещено обращаться к нему со словами «Ну, что ты скажешь?»

14. Ученикам запрещается задавать вопрос, который может поставить учителя в неловкое положение.

15. Если человек по ошибке задал неуместный или даже глупый вопрос, не следует сразу смотреть на него. Ему будет не так тяжело и стыдно, если на него не будут бросать иронические взгляды.

16. Человек, который привык повышать свою значимость за счет посрамления ближнего, теряет свою долю в будущем мире. Причем это касается и случая, когда его товарищ при этом не присутствует. Например, когда человек сравнивает свои поступки с поступками товарища, чтобы стало ясно, насколько он выше его.

Виленский Гаон непрерывно учил Тору с самого детства. Этот случай произошел, когда ему было всего четыре года. Его мать знала, что Тора очень влияет на человека и, как известно, делает его более утонченным, что иногда приводит и к физической слабости. Она все время следила за развитием Элияу и заметила, что он ест без особого аппетита и выглядит бледным. Мать попросила его временно оставить учебу и пойти поиграть с мальчиками во двор. 

Маленький Элияу вышел во двор и увидел, что мальчики катались на самодельной качели, сделанной из круглого камня и положенной на него большой доски. Мальчику показалось это скучным. Он немного постоял и направился обратно домой. На пороге стояли родители и очень удивились, что их маленький сын так быстро вернулся. 

На вопрос, почему он не хочет поиграть с мальчиками, тот ответил: «Я не могу сидеть на доске и смотреть, как мой друг опускается вниз, а я поднимаюсь вверх. Это не соответствует принципам Торы, в которой на первом месте стоит любовь к ближнему. Лучше я буду учить Тору и только подниматься вверх, так что при этом никто не опускается. Это будет для меня настоящей радостью». 

17. Даже если человек не собирается обижать ближнего, в любом случае необходимо придерживаться правил, которые помогут отдалить вас от конфликтов и неприятностей, даже если это происходит непреднамеренно. Соответственно, необходимо следить, например, за тем, чтобы не разбудить спящего человека, не опережать стоящих в очереди, не курить рядом с другими людьми, не делать вещей, неприятных другим людям (например, плевать, ковырять в носу и т.п.). Все это способно вызвать отрицательные эмоции.

18. Когда из дома выносят больного, чтобы забрать его в больницу, не следует стоять рядом и пристально разглядывать. Это может быть очень неприятно самому больному или его родственникам.

19. Если человек плюнул на другого и попал на него, его наказывают денежным штрафом. Если же он попал только на одежду или просто обидел другого человека словами, то не обязан платить за моральный ущерб. Тем не менее, бейт-дин может ввести особые постановления и принять меры, чтобы создать дополнительную ограду закона и восстановить порядок. По некоторым мнениям, его могут отстранить от общины, до тех пор, пока не извинится, или наказать плетьми.

20. Нельзя пугать других людей, например, резко кричать у человека за спиной, неожиданно выскакивать перед ним в темноте и т.п. Из слов Рамбама видно, что это тоже относится к запрету «обиды». За подобные поступки нет конкретного наказания в еврейском суде, но человек получит наказание Свыше. Об этом запрете обязательно нужно рассказать и детям, ведь известно, что детские игры часто приводят к подобному. (Если в тот момент, когда человек напугал своего друга, он также держал его или толкнул, обязан заплатить денежный штраф).

21. Некоторые авторитетные законоучители считают, что в случае, когда кто-то издевается над своим ближним и всячески обижает его, разрешается ответить ему тем же, поскольку Тора не может запретить человеку защищать себя в момент, когда ему причиняют боль. Однако при этом мудрому человеку следует всегда быть спокойным и не уподобляться своему обидчику. Известно, что многие праведники старались вообще не реагировать на унижения и как можно больше отдалить себя от огня ярости и ссор.

22. В некоторых случаях, когда учитель видит, что ученик не готовится к урокам и не владеет как следует материалом, разрешается строго разговаривать с учеником и даже сказать ему что-то обидное. Но все это допускается, если ученик способен спокойно отреагировать на замечания и всерьез взяться за учебу, а учитель желает только помочь ему в этом.

Если ученики не владеют материалом из-за его сложности, то учитель должен, набравшись терпения, повторять с ними материал, пока они не усвоят его хорошо. В случае, когда отец должен упрекнуть или сделать замечание сыну или другим домочадцам, он также должен постараться не обидеть их и не причинить страданий.

Ученики ешивы «Эц Хаим» в возрасте тринадцати лет должны были пройти экзамен на знание Талмуда у знаменитого рава Исера Залмана Мельцера. Ученики подходили по очереди.

Один из учеников неправильно ответил на вопрос, и тогда рав Мельцер сказал: «Ты, наверное, имел в виду вот это…». Ученик покачал головой и повторил свою точку зрения, уточнив, как он понимает этот отрывок текста. Рав еще раз попытался помочь ему исправить положение, предложив еще один вариант прочтения отрывка, но мальчик стоял на своем. Так продолжалось в течение десяти минут. Неожиданно рав Мельцер извинился и сказал, что должен удалиться на некоторое время. Он вышел и стал прохаживаться по коридору, повторяя себе: «Заповедь уважать ближнего касается также и маленьких детей!» Через несколько минут он вернулся в класс и опять начал спокойно объяснять ученикам тот же отрывок текста. 

23. Запрещено без причины откладывать судебное разбирательство или не принимать человека, пришедшего за советом.

24. Запрет «онаа» усиливается, когда речь идет о герах (прозелитах), вдовах или сиротах. По поводу гера сказано: «Не обижай гера и не вреди ему». Этот запрет упоминается в Торе тридцать шесть раз. Насчет вдовы и сироты тоже сказано прямо: «Не обижай никакую вдову или сироту». Т.е. речь идет даже об обеспеченных людях, которых вдовство или сиротство делают очень ранимыми и беззащитными.

Тот, кто обижает гера, вдову или сироту, нарушает сразу несколько запретов Торы. 

Рав Йеошуа Лейб Дискин переоборудовал одну комнату, чтобы пользоваться ею в Песах. Это была вторая кухня, которая открывалась только в дни Песаха. Каждый год там ставили новую печь, хотя сам рав Йеошуа Лейб ел мацу только в первую пасхальную ночь. Пшеницу тоже брали не простую. Ученики приносили пшеницу, которую скосили специально для приготовления мацы. Мешок с этой пшеницей хранился у одного из его близких учеников уже с начала лета. Этот мешок был подвешен на крюке, вбитом в потолок выше человеческого роста. До него не могли добраться даже самые проворные мыши. 

Перед наступлением праздника ученик приносил мешок с зерном, и после тщательной проверки его перебирали. Воду приносили за два дня до Песаха из источника Моца (под Иерусалимом), а мацу пекли только перед наступлением праздника (эрев Песах). За всем процессом приготовления мацы следил сам рав Йеошуа Лейб.

Однажды его близкий ученик заболел и умер. Теперь нужно было решить, кто будет отвечать за хранение зерна. Ученики пришли сами спросить об этом, но рав Дискин попросил оставить мешок в том же месте. «Неужели вдова будет следить за зерном лучше, чем мы»? – спросили ученики. «В следующем году мы решим, у кого будет храниться зерно, но пока пусть все останется у нее, – ответил учитель. – Если вы сейчас придете, чтобы забрать мешок, это будет еще одним горьким воспоминанием о ее потере. Все наши устрожения не стоят одного ее маленького вздоха!»

25. Иногда наставник считает необходимым быть более строгим с некоторыми учениками, даже когда это касается гера, сироты или вдовы. В этом нет запрета, поскольку это делается для их же блага, чтобы научить их Торе или ремеслу. Однако желательно, несмотря ни на что, быть к ним все-таки более снисходительными.

Духовный наставник ешивы в г. Радине спросил Хафец Хаима, что делать с учеником, обидевшим вдову, у которой часто обедал. (В те времена в ешивах не было столовых, а ученики питались в семьях местных жителей.) Женщина рассказала, что юноша вел себя нагло, и ее очень ранило его поведение. 

Наверняка произошел какой-то конфликт, но Хафец Хаим не стал разбираться в этом. Он был шокирован произошедшим до такой степени, что велел юноше оставить ешиву и вернуться домой, несмотря на то, что этот ученик считался одним из лучших. Наставник не мог понять, что заставило великого еврейского мудреца поступить с мальчиком так резко. Когда он спросил об этом, рав ответил: «Тот, кто грубит одинокой вдове, наверняка имеет хороший запас наглости и дурных качеств. А ведь мудрецы говорили: «Наглому человеку дорога в ад, а стыдливому – в рай». И все почему? Потому что стыдливый – даже если что-то натворил, еще есть надежда, что сделает тшуву, а наглый человек не сможет раскаяться! 

26. Когда Тора говорит о сироте, имеется в виду ребенок, который растет без матери или без отца. До какого времени он называется «сиротой»? До тех пор пока он не вырастет настолько, что не будет нуждаться в помощи взрослого человека, а сам позаботится о себе. Когда Тора говорит о вдове, имеется в виду женщина любого возраста, т.к. все время, пока женщина не вышла замуж вторично, она чувствует себя очень несчастной.

Запрет угнетать других людей (ло тирдэ бо бэ-фарех)

27. Есть мнение, что запрещается подчинять себе ближних, поскольку сказано в Торе: «А среди ваших братьев, сыновей Израиля, пусть один не угнетает другого».

Если человек знает, что, попросив друга о даже маленькой и незначительной услуге, так обяжет его, что тот, и, не желая выполнять просьбу, постесняется или побоится отказать ему, нельзя просить об этой услуге.

28. Не следует просить своих близких или подчиненных-евреев выполнять тяжёлую, непосильную работу или работу без ограничения времени. С рабочими (подчиненными) нужно заранее договариваться о времени или количестве работы, чтобы для них это изначально выглядело стандартным заданием, а не чем-то невыполнимым и невероятно тяжелым. Нельзя также давать им работу, которая никому не нужна только для того, чтобы они не сидели без дела.

Когда человек просит своих домочадцев что-то сделать, даже выполнить заповедь, ему следует говорить мягко, чтобы его слова были восприняты.


https://www.beerot.ru/?p=51307