Законы отделения халы от теста — Исправляя мир

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2752

Вступление

Начать тему «отделение халы от теста» хотелось бы со слов великого светоча Торы нашего поколения гаона рава Хаима Каневского в книге «Дерех Эмуна» (конец восьмой главы законов о бикурим). Там написано, что заповедь о хале очень любима (Шаббат, 32б). Тот, кто передает халу коэну (во времена, когда было возможно очищение), получает благословение, как сказано (Йехезкель, 44:30): «Первую часть, отделенную от вашего теста, передайте коэну, чтобы привести благословение (благополучие) в дом ваш». Весь мир был создан в заслугу исполнения заповеди отделения халы. О сотворении мира сказано (Берешит, 1:1): «Вначале создал Всевышний небеса и землю», а хала, в свою очередь, называется в Торе «начало теста вашего» (Бемидбар, 15:20). [Раши объясняет, что в святом языке берешит – «в начале» – можно объяснить: ради того, что называется началом.] В заслугу заповеди о хале евреи удостоились войти в Землю Израиля («Сифри Зута», глава Шлах, пункт 17). К тому, кто исполняет эту заповедь, обращены слова Писания (Коэлет, 9:7): «Ступай, вкушай в радости хлеб свой и пей в веселье вино твое» («Бемидбар Раба», 17:2).

«Сефер а-Хинух» (заповедь 385) пишет, что поскольку хлеб является основным и наиболее распространенным видом пищи, Творец пожелал дать человеку возможность постоянно исполнять Его волю, отделяя халу от теста, чтобы благодаря заповеди хлеб наш был благословлен и являлся пищей не только для тела, но и для души. И еще: благодаря тому, что отделенную часть теста евреи отдают коэнам, те имеют возможность, не отвлекаясь на вопросы пропитания, полностью посвятить себя служению в Храме.

Хала является одной из трех заповедей, которые возложены именно на женщину (вместе с исполнением законов о чистоте семейной жизни – нида и зажиганием субботних и праздничных свечей – адлакат анер). Отделяя халу, еврейская женщина исправляет грех Хавы, которая, дав запретный плод Адаму, принесла смерть в мир. Иерусалимский Талмуд (Шаббат, глава 2-ая, закон 6-ой) называет Адама халой мира. Ведь мир сотворен из земли, а начальную часть этого «замеса» Всевышний отделил для того, чтобы сотворить человека – венец творения, как сказано (Берешит, 2:7): «И сотворил Г-сподь Всесильный человека из праха земного и вдохнул в него дух живой, и стал человек душой живой». Человек, будучи душой живой, призван вознести материальность этого мира к Небесам, освятить землю, обратить все во славу Творца. Для этой миссии Г-сподь вдохнул в уста Адама святую душу и поместил его в Ган Эден, Райский сад, чтобы тот охранял и облагораживал его. При этом человек был освобожден от всех материальных забот: ангелы жарили ему мясо и наливали в бокал вино.

После греха Адам изгоняется из Сада, теперь он должен в поте лица своего добывать хлеб насущный. Он перестает быть вечным, в определенное время он должен вернуть свое тело туда, откуда оно было сотворено, если освятить землю до уровня Небес ему не удалось. Отделяя часть от теста для того, чтобы коэны могли всецело предаться служению в Храме, мы очищаем и возвышаем мир во славу Создателя. Этим мы напрямую исправляем тот грех, который был совершен в начале творения. Начало (начальная часть теста, хала) искупает то, что было надломлено в начале (в шестой день творения). Приступая к изучению законов отделения халы, вознесем нашу молитву к Создателю о том, чтобы наше служение было угодно Ему, чтобы нам удалось исправить все то, что на нас возложено, и чтобы удостоились все мы скорейшего избавления, когда все увидят воочию славу Творца, которая наполнит мир от края до края!

 

Общие положения

Слово «хала» означает пирог, лепешка – либо уже испеченные, либо тесто, подготовленное для выпечки. После того, как замесили тесто для выпечки хал, Тора заповедует нам отделить от него первую халу и дать ее в подарок коэну, как сказано (Бемидбар, 15:21): «От замешанного теста вашего вначале отделяйте часть для возношения Г-споду во все поколения ваши». (Возношение Г-споду – это подарки коэнам, которые служат в Храме). Халу вправе получать мужчины-коэны, незамужние женщины из колена коэнов и жены коэнов, к какому бы колену они ни принадлежали. Из халы коэны готовили мучные изделия и ели их в пределах границ Земли Израиля при условии, что и изделия, и сами коэны были в состоянии чистоты.

Коэны, в свою очередь, также обязаны отделять халу от своего теста.

Заповедь отделения халы по Торе может быть исполнена, только если тесто замешано в границах Земли Израиля. От теста, замешанного за пределами Эрец Исраэль, пусть даже из выросших на Святой Земле злаков, по Торе не обязаны отделять халу. От теста, замешанного в Эрец Исраэль, даже из муки, привезенной из-за границы, обязаны отделять халу. Обязанность отделения халы по Торе существует только в случае, когда все евреи находятся в Земле Израиля. В наше время, пока это условие не выполнено, отделять халу обязаны в силу специального постановления мудрецов. Поскольку у нас пока нет возможности очищения (без пепла красной коровы), халу не передают коэну, а сжигают. Для того чтобы евреи, находясь в изгнании, не забыли о заповеди отделения халы, которая не действует в странах диаспоры, мудрецы постановили, что от теста, замешанного в любой стране мира, обязаны отделять халу. Но законы отделения халы в странах диаспоры несколько отличаются от законов отделения халы от теста, приготовленного в Земле Израиля. Поэтому от теста, замешанного в Земле Израиля, не отделяют халу в счет теста, замешанного в одной из стран диаспоры, и наоборот.

В случае если от теста Земли Израиля или от выпечки, изготовленной из такого теста, не отделили халу, этот продукт считается тевель, и запрещен. Продукт, изготовленный из теста стран диаспоры, от которого не отделили халу, постфактум разрешено есть, оставив в конце небольшую часть выпечки несъеденной – в качестве халы.

От теста крутого замеса (то есть, когда тесто невозможно перелить из одного сосуда в другой) изначально следует отделять халу сразу после того, как его закончили месить. Постфактум халу отделяют уже от готового продукта. В ситуации, когда речь идет о тесте жидкого замеса (когда тесто можно перелить из одного сосуда в другой), из которого собираются приготовить продукты, не используя при этом жидкости, халу изначально отделяют уже от готового продукта. Если отделили халу преждевременно, то есть в случае, когда речь идет о густо замешанном тесте – от еще не замешанной муки, или от теста жидкого замеса – до того как из него испекли продукт, – отделение не засчитывается, и необходимо отделить халу заново.

 

На кого возложена заповедь отделять халу

Отделение халы засчитывается только в случае, если это делают с согласия хозяина теста. Жена не должна спрашивать разрешения у мужа (или дочь у отца), поскольку ясно, что тот не возражает. В случае, когда тесто может испортиться, если его быстро не приготовить, всякий может отделить от него халу без ведома хозяев, и срочно приготовить из него продукт, поскольку в этом случае очевидно, что хозяин заинтересован в том, чтобы спасли его имущество.

Хозяин теста вправе назначить посланника для отделения халы, как в одноразовом порядке, так и на продолжительный период времени. Наряду с этим следует помнить, что личное исполнение заповеди предпочтительней, чем если ее исполняют с помощью посланника. В роли посланника может выступать только еврей. Если отделение халы осуществил нееврей, то даже постфактум такое отделение не засчитывается.

Хотя отделять халу обязаны как женщины, так и мужчины, все же у женщин есть право первенства в исполнении этой заповеди. Это верно и в случае, когда женщина находится в состоянии нида. Если жена по какой-либо причине не может или не желает отделить халу, это делает муж. Более того, важно, чтобы изредка, хотя бы раз в год, мужчина сам отделял халу, чтобы выполнить эту заповедь своими руками. Ему следует предварительно спросить на это согласие жены.

Дети, достигшие возраста бар/бат-мицвы (то есть мальчики возраста 13 лет и девочки 12 лет), могут отделять халу. Если халу отделил мальчик, которому исполнилось 12 лет или девочка, которой исполнилось 11 лет, т. е. за год до того, как они обязуются в исполнении заповедей, постфактум отделение халы засчитывается. Но если ребенок, отделивший халу, младше указанного возраста, то отделение халы не засчитывается даже постфактум.

Человеку, который публично нарушает законы субботы, не поручают отделять халу, но он сам от своего теста обязан отделять, равно как и исполнять все заповеди Торы и мудрецов и обычаи своего народа.

 

Отделение халы в субботу и праздники

Прекрасный обычай, который приводится мудрецами в Торе – специально в честь субботы и праздников выпекать домашние плетеные хлеба, которые называют халами. В современных условиях, когда темпы жизни высоки и ощущается постоянный недостаток времени, ценность этого обычая особенно высока, ведь человек готов совершить трудоемкий процесс, требующий усилий и времени, ради почета субботы и праздника, которые являются величайшими знаками нашего союза с Творцом. В домах, где придерживаются этого обычая, глава семьи перед зажиганием субботних или праздничных свечей должен мягко поинтересоваться, отделена ли хала от выпечки. (В книге «Эшель Авраам» сказано, что название «хала» субботним хлебам дали для того, чтобы, приготовляя их, не забывали отделить от них халу.)

В субботу и праздник (йом тов) за исключением ситуации, когда тесто было замешано в сам йом тов, запрещено отделять халу, так как это напоминает посвящение предмета в Храм, а также поскольку после отделения халы тесто разрешено в использование, и это подобно тому, как будто его исправили, а исправление предметов в субботу и йом тов запрещено. Данный запрет вступает в силу, начиная с захода солнца в канун субботы и праздника, и действует до выхода звезд после окончания субботы и праздника.

Если тесто было замешено в Израиле, и от него забыли отделить халу, до Шаббата или йом това, то постфактум теоретически, если сам отделяющий халу, а также большинство членов общины еще не приняли на себя святость субботы или праздника (что на практике не встречается), ее разрешено отделить до выхода звезд. От теста, замешанного вне Земли Израиля, после захода солнца однозначно запрещено отделять халу, и к приведенному выше разрешению отделять халу до выхода звезд в данном случае не прибегают. Это объясняется тем, что продукт, приготовленный из теста, замешанного вне Земли Израиля, постфактум разрешено есть, оставив небольшую его часть несъеденной, а после Шаббата или йом това объявить оставленную часть халой. В случае, если приняли на себя святость субботы или праздника заранее, забыв при этом отделить халу, следует попросить у еврея, который еще не принял на себя Шаббат или праздник, отделить халу от выпечки.

От теста, замешенного непосредственно в йом тов, разрешено отделить халу. Причем, если в наличии имеется тесто или уже готовая выпечка, от которых забыли отделить халу до йом това, разрешено и для них отделить халу от теста, которое замесили в йом тов. Отделенную в йом тов халу разрешено переносить, только пока ее не выпустили из рук. Поэтому следует заранее приготовить то, чем ее смогут обернуть (дважды) и, отделив халу, сразу обернуть ее и положить в мусор. Уничтожать халу в йом тов запрещено. В случае, если ее хотят сжечь, ее следует отложить в укромное место, где ее никто не возьмет, а после йом това – сжечь.

Тот, кто забыл отделить халу от теста, и должен отделить ее от готовых изделий, но хочет, чтобы изделия остались цельными на Шаббат или йом тов, может до наступления субботы отделить халу символически, после чего он сможет в субботу или праздник благословить на целые хлеба. Символическое отделение халы делают следующим образом. До наступления субботы или праздника человек произносит: «Та часть, которую я в будущем отделю от хлебов, будет халой». Полагаясь на это заявление, перед субботней или праздничной трапезой человек говорит, что та часть хлебопродукта, которую он отложит после благословения на хлеб, будет считаться халой, и произносит благословение на отделение халы. После этого он делает омовение рук, благословляет на хлеб, разрезает его, откладывает часть его объемом в стандартный спичечный коробок в качестве халы и после этого приступает к принятию пищи. Данный способ отделения халы действителен исключительно в отношении Шаббата или йом това, но к нему запрещено прибегать в будние дни.

Еще одно ограничение, о котором упоминалось выше: отделение халы засчитывается только в случае, если его осуществляет либо сам хозяин теста, либо любой другой человек, но исключительно с согласия хозяина теста. Это верно также и в случае, когда говорится о символическом отделении халы. Поэтому тот, кто в Шаббат или йом тов приглашен в гости, где может быть не отделена хала, не может символически отделить ее дома до наступления Шаббата или йом това, так как выпечка, которую он будет есть в гостях, ему не принадлежит.

Тесто, замешенное в Израиле, а также выпечка, изготовленная из такого теста, если от них не отделили халу, в субботу и праздники считается мукце – предметом, который запрещено переносить и использовать.

Если по ошибке отделили халу в Шаббат или йом тов, постфактум выпечка разрешена в еду.

Продолжение следует


https://www.beerot.ru/?p=20733