О разговорах в синагоге и бейт а-мидраше (доме учения)

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

140
пустые синагоги

[5-3-1] Поведение в синагоге и доме учения

В доме Славы Творца поведение должно быть особенно достойным. В любом месте человек обязан чувствовать, что он находится перед Творцом, и поступать соответственно этому. И тем более, когда речь идет о месте присутствия Шхины. Поэтому  в синагогах и в домах изучения Торы запрещено сидеть, положив ногу на ногу, облокотившись на плечо товарища или развалившись. В книгах приводится, что Аризаль никогда не повышал голос в синагоге, так как Всевышний это презирает в любом месте, а тем более в Своих святынях.

В синагоге следует сидеть лицом к ковчегу со свитком Торы. Однако если во время уроков и выступлений в синагоге и доме учения необходимо, чтобы оратор стоял спиной к ковчегу – это разрешено.

Человек обязан владеть собой и исправлять свой характер. Особенно в синагоге и бейт а-мидраше – месте присутствия Творца – не должно быть проявления гордыни, гнева, зависти, ненависти. Намного значительней становится в этих местах запрет злословия, лжи, насмешничества, вражды. Тем более строго запрещено нанесение побоев.

[5-3-2] Разговоры в синагоге и доме учения

Многие авторитетные знатоки Торы обличают в своих книгах, выступлениях, письмах и воззваниях нарушение святости синагоги и дома учения тем, что люди допускают в них праздные разговоры. Об Аризале свидетельствуют, что он в синагоге даже не обучал законам Торы и не давал наставлений в служении Творцу, чтобы случайно не были произнесены посторонние речи. Зоар на недельную главу Трума отзывается невероятно резко о тех, кто ведет в синагоге будничные разговоры: «Тот, кто произносит в синагоге будничные речи, показывает, что нет в нем веры, нет Всевышнего, что Он не присутствует там,  нет у него удела в Нем и  он не трепещет перед Ним. Он поступает пренебрежительно по отношению к Высшему Замыслу». Великий мудрец Торы, рав Хаим Йосеф Давид Азулай (Хида) замечает, что из слов Зоара становится понятно: запрет произносить будничные речи существует не только во время молитв, но все время, пока человек находится в синагоге.

Фразу из книги Берейшит (27:22) «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава» мидраш комментирует следующим образом. Пока в синагоге и в доме учения звучит голос Яакова – молитвы и слова Торы, – руки Эсава бессильны. Эсав – символ ненависти к народу Израиля. И история трагически доказывает предсказанную мудрецами закономерность. Великий мудрец Торы, автор комментария «Тосфот Йом-Тов» постановил специально благословлять в синагоге в субботу тех, кто не ведет в ней посторонних разговоров. Ему открыли с Небес, что жесточайшие убийства евреев бандами Богдана Хмельницкого (да сотрется имя его!), унесшее сотни тысяч жизней мужчин, женщин и детей, явилось следствием пренебрежительного отношения к синагогам и домам учения, а точнее, – посторонних разговоров, которые вели в этих святых местах. Ребе из Гур, автор книги «Имрей Эмет», утверждал, что Катастрофа практически не затронула сефардские общины в заслугу того, что они с почитанием и благоговением относились к домам молитвы и к местам изучения Торы. В книге «Беэр а-Гола» (Йорэ Дэа гл. 334 п. 123) приведено, что рабейну Гершом, «светоч изгнания», наложил херем (строжайший бойкот, влекущий тяжелые наказания) на тех, кто разговаривает в синагоге.

Загадаем, к слову, невеселую загадку. При каких условиях, сказав всего одну, достаточно безобидную фразу (не ложь, не злословие, не проклятие), можно нарушить сразу три запрета? Ответ: в синагоге, будучи облаченным в тфилин во время повторения молитвы хазаном или во время общественного чтения Торы. Следует помнить об этом строгом запрете самому и предостерегать других. В Зоаре приводится, что это одно из трех нарушений, которые продлевают изгнание и задерживают Избавление и строительство  Третьего Храма, поскольку нет большего пренебрежения Царем, чем то, когда Его оставляют и ведут пустые разговоры в Его дворце.

В книге «Мидраш Шохар Тов» рабби Йоси бен Кисма рассказывает: «Как-то раз иду я по дороге, а мне навстречу 300 верблюдов, навьюченных гневом и яростью (Творца). Повстречался мне пророк Элияу и сказал, что все это <предназначено> тому, кто пустословит в синагоге».

Шулхан Арух приводит закон, гласящий, что в стенах дома учения не принято желать «будь здоров» тому, кто чихнул. Тем не менее, приветствовать ближнего, поинтересоваться его здоровьем и произнести другие краткие фразы, являющиеся проявлением такта и принятых норм приличия, не возбраняется. Если у тех, кто постоянно изучает Тору, возникла необходимость обсудить некую будничную тему, а выйдя из дома учения, они потеряют драгоценное время изучения Торы, им разрешено переговорить, не выходя оттуда.

В последние годы, когда в обиход повсеместно вошел мобильный (сотовый) телефон, вопрос о нарушении законов достойного отношения к святым местам встал чрезвычайно остро. Понятно, что речь идет не об аппаратах мобильной связи, запрещенных раввинами. Запрет пользоваться ими известен всем, и не к злостным нарушителям Торы обращены эти слова. Даже самые «кошерные» виды сотовых телефонов, согласно мнению всех раввинов, запрещены в стенах синагоги и дома учения. Если звонок телефона или разговор по нему слышны окружающим, то его хозяин совершает тяжкий грех, отвлекая людей от молитвы и изучения Торы. В случае, когда о входящих звонках знает только тот, кому они адресованы, также происходит нарушение. Ведь перед тем как молиться, согласно закону, человек обязан оставить все то, что его может отвлечь. И вообще, как можно отвлекаться на что бы то ни было в час, когда человек стоит перед Создателем, взывает к нему и просит о самом сокровенном и дорогом?!

Процитируем письмо величайшего законоучителя современности, рава Шмуэля а-Леви Вознера, датированное Адаром Бет 5771-го года (зима 2011). «В дом Творца с трепетом приходить мы будем» (Теилим, 55:14). Обращаемся с данным призывом ко всем, для того чтобы пробудить и предупредить о западне, расставленной в винограднике дома Израиля. С тех пор как вошел в широкое использование переносной (сотовый) телефон, который всегда находится вместе с хозяином, куда бы тот ни отправился, некоторые заходят в синагогу, не выключив аппарат. Не только звенящий в синагоге аппарат является выражением небывалого пренебрежения почитанием Небес, но и тот, который установлен на беззвучный, вибрационный режим. Ведь человек, почувствовав, что с ним связываются, достает аппарат, чтобы посмотреть номер абонента. А иногда намеком отвечает ему во время молитвы. Это страшнейшее нарушение. Помимо вышесказанного, существует закон, согласно которому каждый обязан устранить все отвлекающие его от молитвы предметы, тем более телефон, являющийся великим препятствием для сосредоточенной молитвы. Это также является проявлением пренебрежения (законами, важностью молитвы, святостью места). Даже на это короткое время, посвященное беседе с Творцом, просьбам о недостающем и желанном, человек не в состоянии отрешиться от суеты мирской? Пророк Йешаяу (1:12) взывает: «Кто просил вас, чтобы вы топтали дворы Мои?!» И царь Давид в книге Теилим (50:16) говорит: «Тебе ли вещать уставы Мои?!» Поэтому каждый обязан перед входом в синагогу полностью отключить телефонный аппарат. Да осуществятся с нами слова пророка Малахи (3:4): «И будет угодно Всевышнему приношение Иудеи и Иерусалима, как в дни давние и годы прежние».

Только тем, кому необходимо принимать информацию для спасения жизни, разрешено входить в синагогу и бейт а-мидраш с включенным аппаратом.

В связи с запретом входить в синагогу и дом учения с включенным телефоном может возникнуть вопрос, разрешено ли пользоваться им в бейт а-мидраше исключительно для прослушивания уроков по Торе. Очевидно, что это будет зависеть от того, как это выглядит со стороны. Если всем ясно, что человек изучает Тору, – разрешено. Если могут решить, что он пользуется аппаратом вразрез с постановлением раввинов, и расценят его поведение как пренебрежение к мудрецам Торы и к святому месту, это запрещено. В синагоге и доме учения, где однозначно запретили сотовые телефоны, запрещено ими пользоваться даже для прослушивания лекций и уроков Торы.

Мобильный телефон в бейт а-мидраше – это настоящая трагедия. Постичь глубины Торы можно, только отрешившись от всего мирского и не отвлекаясь ни на какие внешние события. Включенный телефон, который прерывает процесс изучения, служит причиной страшнейшего нарушения – отнимать время от постижения Торы – слов Творца. Когда в Талмуде хотят показать, что некто не понял какой-либо закон Торы или его обоснование, говорят: «Песню-то спел, а как же постижение изученного?». Песня на святом языке – «зэмер». Числовое значение – гиматрия – слова «зэмер» такая же, как у слова «пелефон» – так называют в Израиле мобильный телефон.

Во многих ешивах и колелях строго запрещено иметь при себе включенный сотовый аппарат.

Великий мудрец Торы нашего поколения, рав Хаим Каневский считает, что тот, кто учится с включенным мобильным телефоном, не выполняет элементарной обязанности выделить постоянное время для изучения Торы!


https://www.beerot.ru/?p=53467