Посещение синагоги и дома учения

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

147
пустые синагоги

Необходимо приложить все усилия для того чтобы молиться именно в синагоге. Даже если человек молится в одиночестве, очень важно делать это в синагоге. Однако если приходится выбирать между молитвой в миньяне (кворуме из десяти мужчин) вне синагоги и молитвой в одиночку, молитва в миньяне предпочтительна.

Отношение к молитве во многом выражается тем, как человек идет в синагогу. Бежать в синагогу – мицва, даже в случае, когда человек не опаздывает на молитву, и даже в Шаббат. Дальний путь в синагогу также является проявлением любви к Всевышнему, и за каждый шаг человека ждет великая награда – «схар псиёт».

Желательно входить в синагогу, уже будучи облаченным в тфилин и талит. Каждому следует по возможности установить постоянное место для молитв, то есть молиться всегда в одной и той же синагоге и на одном и том же месте. Аризаль пишет, что после разрушения Храма между нами и Отцом нашим Небесным встала «железная стена». Подобно тому, как при завоевании города, пробивая брешь в крепостной стене, наносят удары по одному и тому же месту, так же и молитву правильно было бы возносить Творцу с постоянного места.

Очень важно постараться быть одним из первых десяти человек, составляющих миньян! Таких людей Зоар называет праведниками и друзьями Творца. Ранний приход в синагогу и дом учения является одной из заповедей, награда за которые в полной мере сохраняется в будущем мире, а плодами их человек наслаждается и в этом мире. Предпочтительно молиться в синагоге, где молится большое количество людей.

Подойдя к синагоге, следует задержаться и задуматься о том, насколько велика заслуга стоять перед Творцом в Его Доме и обращаться к Нему напрямую. Это возможно только благодаря величайшей милости Создателя и заслугам наших праотцов.

Перед тем как войти в синагогу, принято поклониться и произнести фразу «В Дом Творца будем приходить с трепетом», а также фразу «И я благодаря великой милости Твоей войду в Дом Твой и поклонюсь залу Святости Твоей в трепете пред Тобой». Произнося слова «Милости Твоей» следует вспомнить о заслугах Авраама, «Святости Твоей» – Ицхака, «трепете пред Тобой» – Якова. Некоторые произносят дополнительные фразы, как это приводится в сидурах. Войдя в синагогу, желательно сразу дать цдаку – пожертвования неимущим, пройти к своему месту и не оставаться у входа.

Если идти в синагогу следует быстро, торопясь на встречу с Творцом, то выходить следует, наоборот, не спеша. Входить с правой ноги, выходить – с левой. Выходить следует спиной к дверям и лицом в сторону ковчега со свитком Торы. Если есть две двери, то входить желательно в одну, а выходить в другую.

У молитвы, произнесенной в месте, где изучают Тору, есть особенная сила. Поэтому если есть выбор между молитвой в синагоге или в доме учения, следует предпочесть дом учения. Этому есть основание в Писании (Диврей а-Ямим II 6:19): «Услышать песнь и молитву» – в том месте, где произносили песнь – изучали Тору – будет лучше услышана молитва.

В любом месте, где человек возносит молитву, Творец его слышит, как сказано «В любом месте, где воззовешь ты к Имени Моему, приду Я к тебе и благословлю тебя» (Шмот 20:21). Однако у молитвы, произнесенной в стенах синагоги или бейт а-мидраша, есть особая сила. В месте присутствия Славы Творца выше степень духовности, чистоты, охраны от злого начала, и существует большая возможность раскаяния и преклонения. Талмуд предлагает возможность избавиться от злого начала. «Если повстречал тебя нечестивец этот (дурное начало, Сатан), тащи его в дом учения». Великий мудрец Торы, рабби Йонатан Айбешиц в книге «Яарот Дваш» обращает внимание на то, что гмара не просто сказала – «изучать Тору», а именно в доме учения. Значит, не только занятие Торой является лечением от дурного начала, но важно еще и в каком месте оно происходит. Царь Давид настолько был постоянен в изучении Торы, что ангелу смерти (он же дурное начало, он же Сатан) не удавалось его «прибрать к рукам». Что придумал этот «старец», «лишенный разума», «царь» (прозвища дурного начала: старец – оно старше доброго начала на 13 лет – доброе спускается в душу в день бар или бат-мицвы, а дурное – с рождения, «лишенный разума» – так как слушать пустоту, ложь, мираж и поступать согласно этому, вопреки желаниям Творца – это безумие и крах; «царь» – поскольку оно царствует над человеком, если тот не противостоит ему). Он поднял необычный шум в парке, соседствующем с бейт а-мидрашем, где изучал Тору царь Давид. А тот, ощущая ответственность за народ, вышел из бейт а-мидраша проверить, что происходит. Проломилась ступенька. Он упал и умер. Почему гмара подчеркивает тот факт, что Давид вышел из бейт а-мидраша? Может быть, смерть великого Давида стала возможной только после того, как он покинул бейт а-мидраш – место особой охраны и чистоты?!


https://www.beerot.ru/?p=53435