Хаей Адам — Законы буднего дня — Накладывание тфилин

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1525

Глава 14. Законы о тфилин (продолжение)

16. Тфилин накладывают с того времени дня, когда уже можно узнать человека, с которым порой общаются, с расстояния в четыре «локтя». И разрешено накладывать их и благословлять до выхода звезд [есть законоучители, которые сомневаются, можно ли накладывать тфилин в сумерках (бейн а-шмашот), – и если в тот день он еще не выполнил заповедь о тфилин, то пусть наложит их в сумерках без благословения («Мишна Брура», 30:3)]. А когда на нем были тфилин при свете дня, то нет необходимости снимать их даже с наступлением ночи – если он находится в одиночестве. Но при людях нужно их снять, чтобы они ошибочно не подумали, что и изначально (ле-хатхила) разрешено накладывать их ночью, – а ведь мудрецы запретили это из опасения, как бы он в них не уснул. И если человек молился вечернюю молитву (маарив) еще до завершения дня (т.е. до выхода звезд), то после нее ему не следует накладывать тфилин, так как он уже обозначил наступление ночи [но законоучители последних поколений постановили, что, если в этот день он еще не накладывал тфилин, то обязан наложить до выхода звезд и даже после раннего маарива, – но без благословения («Мишна Брура», 30:17)].

В Шаббат и в праздники, имеющие статус йом-тов, запрещено накладывать тфилин, так как сказано: «И повяжи их как знак» (Дварим 6:8), а в Шаббат и в йом-товдополнительные «знаки» не нужны, поскольку эти дни сами по себе являются знаками того, что мы – Его рабы.

А относительно «будней праздников» (холь а-моэд) между законоучителями есть разногласия. И в наших краях принято накладывать, но, во всяком случае, правильным и верным было бы не благословлять. А Гаон из Вильно не накладывал тфилин в холь а-моэд [И смотри в разъяснениях Гаона, рава Элияу («Беур Агро», глава 31, подпункт 4)].(8) А тот, кто накладывает их в холь а-моэд, должен снять перед произнесением Алеля.

17. Тому, кто отправляется в путь и не сможет наложить тфилин в дороге из-за мороза, разрешено наложить их еще до рассвета, а когда придет время, установленное для их наложения, следует пошевелить их и благословить. И нет опасения, что он в них заснет, поскольку он идет пешком [или скачет верхом («Мишна Брура», 30:14)]. Но если он путешествует в повозке или на корабле, то (накладывать тфилин до рассвета) запрещено. [А в комментарии «Маген Авраам» (гл. 30) написано: «или едет верхом», но в комментарии «Элия Раба» указано, что это ошибка переписчика.]

18. Предпочтительно, чтобы тфилин были на нем в течение всего дня. Но поскольку они требуют чистоты тела и в них запрещено испускать газы, а также проявлять легкомыслие и развлекаться, то в этом отношении облегчают. И благо тому, кто выполняет эту заповедь как установлено (т.е. в течение всего дня).(9) Но, во всяком случае, тому, у кого расстроен желудок или кто выпил слабительное, запрещено устрожать и накладывать их на весь день. Так написано в комментарии «Маген Авраам». Но в респонсах р. Менахема-Азарьи (гл. 60) указано не так, и смотри в приложении «Нишмат Адам» к законам о сукке (гл. 163, п. 11).

Больной, который способен сосредоточиться, обязан накладывать тфилин, а если нет, то освобожден от этой обязанности (см. в комментарии «Маген Авраам», гл. 38). А закон, связанный с женихом и его ближайшими друзьями, разъяснен в книге «Хохмат Адам», в конце главы «Шаар бейт а-нашим». [Сегодня принято, что и жених, и его ближайшие друзья накладывают тфилин во время утренней молитвы после свадьбы, как и в другие дни («Мишна Брура», 38:23).]

19. Скорбящему в первый день, и даже уже после похорон, запрещено накладыватьтфилин, так как он называется пеэр («великолепие») – а человеку в трауре подобает посыпать голову пеплом. Но, как мне видится, если это не сам день смерти, то можно наложить тфилин без благословения. ]А то, что написал Таз, не является решающим доказательством, так как можно предположить что он рассматривает случай, когда умершего похоронили прямо в день смерти.]

[В кодексе «Мишна Брура» указано, что скорбящий не накладывает тфилин в день похорон, даже если они состоялись не в сам день смерти. А если похороны были в ночное время, то ему не следует накладывать тфилин и на следующий день (38:16).]

А если смерть произошла в «будни праздников» (холь а-моэд), то скорбящий накладывает тфилин (см. «Маген Авраам», гл. 548, п.-п. 5). И также, если смерть произошла в йом-тов, скорбящий накладывает тфилин в день после праздника (исру-хаг) («Элия Раба»). А все законы, связанные с чтением «Шма» и молитвой в день смерти родственника и в дни траура по нему, разъяснены в книге «Хохмат Адам» (гл. 169).

20. Тфилин, которые были исправными (бэ-хэзкат кшерот), человек вообще не обязан проверять – но верным было бы проверять. И следует проверять их дважды в семь лет. А если тфилин упал в воду или хранился в сыром месте, нужно проверить его немедленно. А если нет никого, кто бы мог проверить и снова зашить, можно накладывать его и без проверки. И, по моему мнению, если тфилин упал в воду и т.п., то до проверки следует накладывать его без благословения. Но все это – по обстоятельствам.

А если он накладывает данные тфилин лишь изредка, необходимо проверять их дважды в семь лет – как бы пергамент не заплесневел.

21. Запрещено изменять статус от более высокой святости к более низкой. Поэтому, если ремень уже был закреплен на головном тфилине, его запрещено использовать для ручного. Но если он был только предназначен для головного, то не запрещено. А ремень от ручного можно закрепить на головном, так как святость головного тфилинавыше, чем ручного, ведь на нем обозначена большая часть Имени (ש-ד-י – Шакай): буква ש (шин) и узел в форме буквы ד (далет).

А если ремень головного тфилина порвался около узла (но вне части окаймляющей голову), можно опустить его ниже, – и хотя этим несколько понижается его святость, так как теперь участок ремня, прилегавший к узлу, будет ниже, это все же не считается понижением святости, ведь узел по-прежнему будет находиться на этом ремне. [Но некоторые законоучители полагают, что неверно так поступать, поскольку и в этом есть небольшое понижение святости, – и так поступают лишь в крайнем случае («Мишна Брура», 42:3).] Но когда порвался ремень ручного тфилина, то (использование более крепкого нижнего конца ремня для завязывания узла у места разрыва, а верхней части ремня, прежде находившейся рядом с узлом, – для витков на руке) считается понижением святости. И если невозможно (исправить ремень) иным способом, то следует просто уменьшить число витков. И, с моей точки зрения, в случае с бедняком, (которому не на что заменить ремень), и тем более, если из-за этого он вообще не сможет выполнять заповедь, можно положиться на автора комментария «Элия Раба», который, ссылаясь на своего деда, разрешает (подобное переворачивание ремня на ручном тфилине) [см. «Маген Авраам» и «Элия Раба», гл. 42; в кодексе «Мишна Брура»указано, что так можно сделать только в случае крайней необходимости (42:3, Беур алаха, «Меhэм»)].

И мешочек, предназначенный для тфилин, в который их уже помещали хотя бы один раз, запрещено использовать для хранения любых других вещей. И даже если положил в него тфилин, имея в виду (по прошествии времени) освободить (этот мешочек для другой цели), все равно запрещено, поскольку мешочек был сделан для тфилин и в нем уже лежали тфилин. [Но если мешочек не был предназначен специально для тфилин, но в него лишь положили тфилин, намереваясь впоследствии переложить их в другое место, – разрешено использовать его для других целей, и даже не связанных со святостью («Мишна Брура», 42:24-25).] И даже если несовершеннолетний хранил в нем тфилин – запрещено. И также если на листке написаны слова святости, то на оставшемся пустом месте запрещено делать какие-либо записи, лишенные святости.

Но если человек изначально обусловил, что будет использовать его (т.е. мешочек длятфилин) и для других вещей (например, для зеркальца, с помощью которого проверяют правильность наложения тфилин), то разрешено.

И именно мешочек для тфилин называется ташмиш кдуша («утварь для святыни»), а также, конечно, чехол для свитка Торы или других свитков, читаемых в Доме Молитвы. Но чехол для талита называется не ташмиш кдуша, а ташмиш мицва («утварь заповеди»), и поэтому разрешено класть в него и другие вещи, не связанные со святостью (например, деньги). (10) И, по моему мнению, даже если в него кладут мешочек с тфилин, все же в случае серьезной необходимости (би-шеат а-дхак) разрешено положить в него также и вещи, лишенные святости. [И хотя из комментария «Маген Авраам» (гл. 40, п.-п. 2) следует иной вывод, ведь там написано, что чехол для талита (в который кладут также чехол с тфилин) считается «упаковкой» и для тфилин, – все же в комментарии «Элия Раба» (п.-п. 2) указано от имени р. Йом-Това, что в случае серьезной необходимости можно облегчить и не считать его «упаковкой» для тфилин. А если так, то, как мне видится, таков же закон и в этом вопросе.]

[А в кодексе «Мишна Брура» указано, что даже изначально разрешено положить вещи, лишенные святости, в чехол для талита, в котором, наряду с талитом, находится и мешочек с тфилин, ведь в таком случае этот чехол является не «утварью для святыни», а лишь «утварью для утвари» (ташмиш де-ташмиш). Но если в такой чехол, наряду с талитом, клали тфилин без его мешочка, тогда, действительно, положить туда другие предметы (например, деньги) можно только в случае крайней необходимости. И составитель кодекса Мишна брура считает, что в этом месте книги р. А. Данцига просто допущена опечатка, а должно быть написано: «И, по моему мнению, даже если в него кладут тфилин, все же в случае серьезной необходимости разрешено положить в него и вещи, лишенные святости» (42:11, «Беур алаха», «Тфилин»).]

А тот, кто накладывает две пары тфилин – как соответствующие точке зрения Раши, так и соответствующие точке зрения рабейну Тама (11), – запрещено класть их в один мешочек, так как одна из двух пар лишена святости. Но если он изначально условился, что будет так поступать [т. е. изначально предназначил мешочек для обоих этих пар тфилин («Мишна Брура», 34:18)], то разрешено.

22. Запрещено подвешивать тфилин, и даже их ремни. Но если ремни на короткое время случайно окажутся висящими в воздухе, не следует этого опасаться. Однако в отношении коробочки (байт) следует устрожить, чтобы она не повисала даже на короткое время. [Но если для того, чтобы наложить головной тфилин, человек держится за ремень, а байт на короткое время зависает в воздухе, то это разрешено («Мишна Брура», 40:2).]

Но когда тфилин находятся в мешочке, то мешочек разрешено подвесить.

23. Запрещено помещать что-либо на голову (например, для переноса), когда на нее наложен тфилин, за исключением вещей, которые принято носить на голове, например, шапки. Да и то только в том случае, когда головной убор не сдвигает тфилин– а иначе и это запрещено.

24. Запрещено класть тфилин у изножья кровати или на кровать сбоку, и даже еслитфилин находятся «в упаковке внутри упаковки», и даже если он спит без жены. Но разрешено класть их в изголовье, однако не прямо под голову – это запрещено так же, как класть в изножье.

А если он в кровати с женой, пусть даже и не собираясь вступать с ней в близость, необходимо, чтобы тфилин, (лежащие в изголовье), находились «в упаковке внутри упаковки».

[В данном случае достаточно положить мешочек с тфилин под подушку, так как она считается «второй упаковкой». А если тфилин без мешочка, то можно положить его под две подушки. И поскольку, когда человек спит с женой, ему разрешено положить тфилин в изголовье только ради того, чтобы уберечь его от воров или от мышей, то, если возможно найти иное сохранное место, класть тфилин на кровать вообще не следует («Мишна Брура», 40:11).]

25. Запрещено есть в тфилине трапезу с хлебом. Но перекусывать разрешено.

[Некоторые законоучители предполагают, что это разрешение относится лишь к тому, кто находится в тфилине в течение всего дня, а не накладывает его лишь на время чтения «Шма» и молитвы («Мишна Брура», 40:19).]

А засыпать в них запрещено даже ненадолго – из опасения, как бы он не испустил газы; и даже если он держит их в руке, и они не навязаны, – из опасения, как бы они не упали. Но если они в мешочке, то с ними разрешено уснуть.

Если тфилин без своего мешочка упали на землю, то принято поститься в тот день [и даже если тфилин упал в мешочке, следует дать деньги на благотворительность («Мишна Брура», 40:3)] – а также, если на землю упал свиток Торы, и даже в своем чехле.

Запрещено заходить в тфилине на кладбище или находиться на расстоянии в четыре «локтя» от умершего, так как это выглядит как насмешка (над мертвыми, которые уже не могут выполнять заповедей).

И нельзя заходить в баню, в нечистые места и в места, где находятся обнаженными, – ведь обнаженному запрещено стоять перед Именем, (которое начертано на тфилин) – и тем более в уборную. Но мочиться в них, если он делает это не в уборной, а в месте, в котором не следует опасаться, что он справит в них большую нужду, при необходимости разрешено – например, если в противном случае он может пропустить общественную молитву. [И все же принято в таком случае снимать головной тфилин. И верным было бы также снять ремень, окаймляющий кисть руки («Мишна Брура», 43:12).] Но только он должен очень остеречься, чтобы не испустить газы.

И, во всяком случае, при необходимости разрешено в тфилине взять в руку горшок с мочой – но следовало бы от этого остеречься.

26. Если человек находится в пути, и нет подходящего места, где бы он мог положитьтфилин, а ему необходимо справить большую нужду, то разрешено положить их за пазуху или в одежду, но так, чтобы не было ни малейшего опасения, что они могут упасть, – и тогда разрешено.

27. Накладывая тфилин нужно иметь в виду, что Святой, благословен Он, заповедал нам помещать пергаменты с четырьмя отрывками из Торы, в которых говорится о единстве Всевышнего, а также упоминается об исходе из Египта, на плечевую часть руки, напротив сердца, и на место, где расположен мозг, чтобы всегда помнить чудеса и знамения, совершенные для нас (Б-гом), – ведь они свидетельствуют об Его единстве и о том, что Ему принадлежат сила и власть над высшими мирами и нижним миром, чтобы осуществлять Свою волю. И следует полностью подчинить Ему свою душу, связанную с мозгом, и сердце, которое является основным источником вожделений и помыслов. Благодаря этому человек будет помнить Творца и выполнять Его предостережение: «И не следуйте за своим сердцем и за своими глазами» (Бемидбар,15:39). И поэтому на пергаменте, вложенном в тфилин, написано: «(напоминанием) между глазами твоими» (Шмот13:16).

28. Если ему необходимы тфилин и мезуза, но недостает средств, чтобы приобрести и то, и другое, – следует прежде приобрести тфилин, так как эта обязанность связана с телом самого человека (ховат а-гуф). Однако если можно взять их (т.е. тфилин и мезузу) взаймы, то прежде следует взять мезузу.

И понятно, что приобретение тфилин важнее, чем приобретение цицит, так как цицитон обязан сделать только в том случае, если носит талит (т.е. одежду с четырьмя углами).

 

Дополнительный комментарий

(8) В «будни праздников»

В кодексе «Шулхан Арух» постановлено, что в «будни праздников» (холь а-моэд) запрещено накладывать тфилин, поскольку эти дни, так же как Суббота и йом-тов, сами по себе являются «знаками» союза с Творцом. И дополнительные знаки в эти дни не только не нужны, но и являются пренебрежением особой святостью праздников («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 31:1-2). Однако Рамо отмечает, что в ашкеназских общинах Европы принято следовать мнению законоучителей, считающих, что в «будни праздников» обязаны накладывать тфилин, как и в другие будние дни (Рамо, «Орах Хаим», 31:2).

И, тем не менее, Виленский Гаон не накладывал тфилин в холь а-моэд, как и отмечает в своей книге р. А. Данциг, – и так же поступали Бааль Шем Тов и его последователи, основавшие различные хасидские направления. А поскольку в Земле Израиля в течение длительного периода жили в основном сфарадим, следующие постановлениям «Шулхан Аруха», а затем приехали многочисленные последователи Бааль Шем Това и Виленского Гаона, которые тоже не накладывали тфилин в холь а-моэд, то на святой земле сложился именно такой обычай (см. «Игрот Моше», «Орах Хаим», 4, 105/5/).

Из-за сомнения, связанного с разногласиями выдающихся законоучителей, даже жители диаспоры, накладывающие в эти дни тфилин, должны выполнять это с определенным условием. Перед тем как наложить тфилин в холь а-моэд, им следует мысленно произнести: если я обязан накладывать тфилин в холь а-моэд, то сейчас я делаю это во имя выполнения заповеди, но если не обязан – то я накладываю их не для выполнения заповеди. И тогда не будет нарушен запрет бал тосиф («не прибавлять к заповеданному»). А тфилин рабейну Тама в «будни праздников» вообще не накладывают. И не должно быть так, что в одной синагоге часть молящихся накладываеттфилин, а часть – нет. Поэтому, если человек из общины, в которой обычно не накладывают тфилин в холь а-моэд (например, житель Земли Израиля), молится в синагоге, где принято накладывать тфилин в холь а-моэд (т.е. вне святой земли), – ему следует тоже наложить тфилин без благословения («Мишна Брура», 31:8). А если выходец из диаспоры, находящийся на святой земле в холь а-моэд, хочет из сомнения все же наложить тфилин, то ему следует сделать это в укромном месте – и, разумеется, без благословения («Игрот Моше», «Орах Хаим», 4, 105/5/).

 

(9) «В течение всего дня»

Рамбам указывает, что «человеку следует постараться, чтобы тфилин были на нем в течение всего дня» («Илхот Тфилин», 4:25). Так же говорится в кодексе «Шулхан Арух»: «Предпочтительно, чтобы тфилин были на нем в течение всего дня» («Орах Хаим»,37:2) – и р. А. Данциг цитирует это постановление. И хотя заповедь выполняется даже при наложении тфилин на одно мгновение, тем не менее, оптимальное выполнение заповеди Торы подразумевает пребывание в тфилин на протяжении всего дня («При Мегадим», «Орах Хаим» 37:2; «Беур Алаха» 37, «Мицватан»).

И именно так поступали мудрецы в период Мишны и Талмуда: они снимали тфилинлишь во время трапезы с хлебом, а также, разумеется, во время сна и посещения бани или уборной (Шла, Хулин, «Илхот Тфилин», цит. по кн. «Кетер Малхут», 1; см. также Рамбам, «Тфилин», 4:15-18 и 4:22).

Один из величайших мудрецов эпохи Мишны раби Йоханан бен Закай «никогда не проходил даже минимального расстояния в четыре локтя без мысли о Торе и безтфилин». И так же поступал его ученик раби Элиэзер (Сукка, 28а). А другой раби Йоханан, возглавлявший мудрецов земли Израиля в эпоху Талмуда, говорил, что, если он пройдет четыре «локтя» без мысли о Торе и без тфилин, это будет для него осквернением Имени Б-га (Йома, 86а; см. также Таанит, 20б и Мегила, 28а).

И таким же скрупулезным образом выполняли заповедь о тфилин некоторые выдающиеся мудрецы и праведники в гораздо более поздние времена. Так, величайший знаток сокровенного учения р. Хаим Виталь свидетельствует, что его наставник Аризаль «в течение всего дня занимался Торой, облачившись в талит и втфилине». Так же поступал, по свидетельству автора данной книги р. А. Данцига, Виленский Гаон, а затем и его ближайшие ученики – в его бейт-мидраше занимались в течение всего дня, облачившись в талит и в тфилине (см. р. Д. Элиах, «а-Гаон», 1, стр. 187/41). Ближайший ученик Гаона р. Хаим Воложинер пишет, что его наставник «глубоко скорбел из-за того, что нынешнее поколение не выполняет заповедь о тфилиндолжным образом, так как заповедано находиться в них в течение всего дня». И если бы это было в его возможностях, Гаон обошел бы весь мир, убеждая евреев оставаться в тфилин на протяжении всего дня – чтобы «возвратить корону на ее прежнее место» («Кетер Рош», 13-15, цит. по кн. «Кетер Малхут», 1, стр. 323; см. также «а-Гаон» 1, стр. 185-186)

И, тем не менее, поскольку тфилин требуют чистоты тела и в них запрещено испускать газы, а также проявлять легкомыслие и развлекаться, – а не каждый человек может остеречься от этого, – находиться в тфилин на протяжении всего дня в наше время не принято. Но необходимо быть в тфилин, по крайней мере, в час утреннего чтения «Шма» и молитвы («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 37:2). И важно постараться не снимать тфилин хотя бы до окончания всей молитвы («Кетер Малхут», 1, стр. 322).

А у многих людей, тщательно выполняющих заповеди (аншей маасе), принято изучать Тору после молитвы, оставаясь в тфилин («Мишна Брура», 37:7). И следует постараться выучить в тфилин хотя бы одну мишну или одну алаху («Кетер Малхут», 1, стр. 323).

Некоторые законоучители предписывают вновь накладывать тфилин и на время послеполуденной молитвы – минхи (см. «Беур Алаха», 37, «Би-шеат криат шма»). Но в подавляющем большинстве общин поступать так не принято.

 

(10) «Утварь для святыни»

Различают нескольку уровней святости. Высшей святостью обладают: свиток Торы, а также пергаментные листы с определенными отрывками текста Торы, написанныесофером для тфилин и мезузы. И к этой же категории принадлежат байт тфилина, а также его титора и мэабарта. На второй ступени находятся ташмишей кдуша («утварь для святыни») – т.е. вещи, используемые для предметов высшей святости, например, чехол для свитка Торы, пояс, которым стягивают свиток, а также ремни тфилина и мешочки для хранения тфилин («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 154:3, «Мишна Брура», 7; «Беур Алаха», 34, «Штей а-зугот»). И наконец, третья категория – предметы, используемые для нужд ташмишей кдуша, например, пластиковый пакет, в котором хранят чехол с тфилин. Такие предметы называют ташмишей шель ташмишей кдуша(«утварь для утвари для святыни») (см. «Мишна Брура», 154:6).

И принято также выделять категорию ташмишей мицва («утварь для заповеди»), к которой относят предметы, не обладающие собственной святостью, но используемые для выполнения определенной заповеди – например, нити цицитсхах для сукки,лулав, шофар и т.п. («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 21:1, «Мишна Брура», 1). И то же название – ташмишей мицва – принято использовать для чехлов и т.п. предметов, в которых хранят «утварь для заповеди», например, чехол для талита. И если сами предметы, пригодные для выполнения заповеди, запрещены для будничного использования, то в их чехлах разрешено хранить и посторонние вещи, не связанные с выполнением заповеди, – например, деньги в чехле для талита, как и указывает р. А. Данциг (см. также «Мишна Брура», 42:11).

И если после того, как «утварь для заповеди» становится непригодной, ее разрешено выбросить, то «утварь для святыни» нельзя использовать для какой-либо иной цели или выбрасывать даже после того, как она пришла в негодность. Она сохраняет святость, и необходимо передать ее в специальное хранилище, называемое гениза («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 154:3, «Мишна Брура», 6).

 

(11) Тфилин рабейну Тама

Существует две точки зрения относительно того, в каком порядке следует располагать в головном тфилине пергаменты с четырьмя отрывками из Торы. Согласно мнению Раши, эти отрывки помещаются в байт в том порядке, в котором они расположены в Торе: сначала «Посвяти Мне каждого первенца» (Шмот, 13:1-10), затем «И будет, когда приведет тебя Б-г» (там же, 13:11-16), «Слушай, Израиль» (Дварим, 6:4-9), и наконец – «И будет, если послушаетесь Моих заповедей» (там же, 11:13-21) (Раши на Менахот,34б). И такой же точки зрения придерживается Рамбам («Илхот Тфилин», 2:4-7). Но, по мнению рабейну Тама, две главки, начинающиеся словами «И будет…», помещаются в середину (Тосафот на Менахот, 34б, «Ве-а-корэ»; см. также «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 34:1).

И если порядок размещения глав изменен, то, с любой точки зрения, такой тфилин для выполнения заповеди непригоден. Следовательно, в соответствии с мнением рабейну Тама, непригоден головной «тфилин Раши», а для придерживающихся мнения Раши непригоден головной «тфилин рабейну Тама» (см. «Мишна Брура», 34:1 и 31:8).

В кодексе «Шулхан Арух» указывается, что «в (еврейском) мире принято поступать, как Раши и Рамбам» («Орах Хаим», 34:1). Этот обычай поддерживают все мудрецы последних поколений, и в том числе Гаон из Вильно (см. «Беур Агро», «Орах Хаим», 34:1, а также «Мишна Брура», 34:4).

Вместе с тем знатоки тайного учения подчеркивают важность наложения также и «тфилина рабейну Тама», ссылаясь при этом на уже упомянутое изречение Талмуда: «На голове есть место, достаточное для того, чтобы наложить два тфилина» (Эрувин, 95б). Приведем здесь лишь отрывок из книги «Шеэлот у-Тшувот мин а-Шамаим» («Вопросы и ответы с Небес»), составленной французским тосафистом раби Яаковом Алеви из Марвижа. С помощью особых каббалистических приемов он задавал вопросы Небесному Суду и получал из высших миров ответы, впоследствии собранные в эту книгу. В частности, он задал и вопрос относительно спора по поводу устройства тфилин. «Мне ответили, – пишет р. Яаков, – что и это, и это – слова Б-га Живого. И как ведется спор на земле, так ведется спор в Небесах. Святой, благословен Он, говорит: «Главки וְהָיָה (И будет) – в середине» (т.е. по рабейну Таму), а все Небесное Воинство говорит: «Главки должны быть в том порядке, как они расположены в Торе» (т.е. по Раши). И об этом сказал Творец (Ваикра, 10:3): «Близкими ко Мне освящусь и перед всем народом буду прославлен» («Шеэлот у-Тшувот мин а-Шамаим», 3). «Близкими ко Мне освящусь» – теми, кто накладывает тфилин по рабейну Таму; «и перед всем народом буду прославлен» – ведь весь народ накладывает тфилин по Раши.

Опираясь на мнение знатоков тайного учения, составитель кодекса «Шулхан Арух» р. Йосеф Каро, который был также и выдающимся кабалистом, указывает: «Б‑гобоязненному человеку следует выполнять заповедь по обоим мнениям – изготовить себе две пары тфилин и накладывать обе пары, подразумевая следующее: «Теми, которые соответствуют закону, я выполняю заповедь, а другие – просто обыкновенные ремни» – ведь на голове и на руке есть место для двух пар тфилин. А если он не может определить место, чтобы наложить обе пары вместе, …то пусть наложит с благословением тфилин Раши, и этот тфилин будет на нем во время чтения «Шма» и Амиды, а после молитвы пусть наложит без благословения тфилин рабейну Тама и прочтет в нем первый отрывок «Шма». Но пусть так поступает только тот, кто известен и прославлен своим благочестием» («Орах Хаим», 34:2-3).

Хафец Хаим поясняет, что «поскольку все следуют обычаю Раши, тот, кто устрожает для себя (и накладывает тфилин и по рабейну Таму), будет выглядеть высокомерным выскочкой – если он не устрожает для себя требования закона и в остальных вещах» («Мишна Брура», 34:17). И сам Хафец Хаим начал накладывать тфилин рабейну Тама только в последние годы жизни, аргументируя это так: «Как я смогу встретить рабейну Тама на небесах, если, согласно его точке зрения, я ни разу в жизни не накладывалтфилин?» И так же поступил в годы старости р. Я.-И. Каневский (Стайплер) («Долэ у-Машке», «Илхот Тфилин», /117/, стр. 42). И все же р. Моше Файнштейн подчеркивал, что, «поскольку весь народ Израиля принял в качестве основной точку зрения Раши, в наше время нет никакой обязанности накладывать тфилин рабейну Тама – но это делают лишь ради того, чтобы избежать малейших сомнений» («Игрот Моше», «Орах Хаим», 4, 9). Обычай накладывать тфилин рабейну Тама распространен в основном в некоторых хасидских и сефардских общинах.

И тому, кто накладывает две пары тфилин – как соответствующие точке зрения Раши, так и соответствующие точке зрения рабейну Тама – запрещено класть их в один мешочек, так как только одна из двух пар отвечает требованиям закона, а другая, соответственно, лишена святости тфилин («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 34:4). Хафец Хаим подчеркивает, что и вторая пара все же обладает определенной святостью – ведь, поскольку в ней находятся отрывки из Торы, она становится «утварью для святыни» (ташмишей кдуша) («Беур Алаха», 34, «У Холь»).

Важно отметить, что рабейну Там, который был внуком Раши и учеником его учеников, безусловно, не изобрел какой-то новый подход, но лишь обосновал обычай, существовавший и прежде. В последнее время в пещерах на Земле Израиля были обнаружены предметы утвари, относящиеся к эпохе Второго Храма и последующему периоду – и среди них тфилины воинов Бар-Кохбы, и главки Торы размещены в них так, как располагал их рабейну Там (см. примечания р. Р. Маргалиота к кн. «Шеэлот у-Тшувот мин а-Шамаим» /4/, стр. 46). К тому же существуют свидетельства о том, что духовный лидер евреев Вавилона рав Ай Гаон накладывал тфилин «по рабейну Таму» (Тосафот на Менахот, 34б, «Ве-а-корэ»). Вместе с тем известно, что, когда раскололось надгробие на могиле пророка Йехезкеля, внутри был обнаружен тфилин, в котором главки располагались «по Раши» (см. «Бейт Йосеф», «Орах Хаим», 34).

Интересно, что у рабейну Тама было еще одно особое мнение, связанное с устройствомтфилин: он считал, что свитки с отрывками из Торы нужно вкладывать в байт в горизонтальном положении – «лежа» (Тосафот на Менахот, 33а). Но в данном вопросе закон однозначно определен в соответствии с мнением Раши и других авторитетных законоучителей: пергаментные свитки вкладывают в байт вертикально – «стоя» (см. Рош, «Мезуза», 9; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 32:45, «Беур Алаха»). И такой же спор велся относительно расположения мезузы: по Раши ее следовало располагать на косяке вертикально – «стоя», а по рабейну Таму – «лежа» (Рош, «Мезуза», 9). В связи с этим принято располагать мезузу с наклоном, верхней частью внутрь помещения, – чтобы учесть оба мнения великих законоучителей (Рамо, «Йорэ Деа», 289:6).

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».


https://www.beerot.ru/?p=28445