Хаей Адам — Законы о восполняющей молитве и о дополнительной молитве «Мусаф»

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1159
законы о восполняющей молитве

Глава 27. Законы о восполняющей молитве и о дополнительной молитве «Мусаф», а также закон о том, у кого возникло сомнение, молился ли он.

1. Запрещено задерживаться с утренней молитвой позже первой трети светового дня, т.е. позже четырех часов, продолжительность которых зависит от длины светового дня. [Как определить продолжительность этих особых «часов»?]. Если светлое время суток составляет пятнадцать обычных часов, то их делят на двенадцать равных частей, которые называются шаот зманийот («времяные часы»). И так же в период, когда день короток – его тоже делят на двенадцать равных частей.

Утренняя молитва соответствует постоянной жертве, которую в Храме никогда приносили позже первой трети дня. Первая треть дня отсчитывается от утренней зари (алот а-шахар). [По мнению Виленского Гаона, «времяные часы» (шаот зманийот) светлой части суток отсчитываются не от утренней зари (алот а-шахар), а от восхода солнца – нец а-хама («Мишна Брура», 233:4, «Шаар а-Циюн», 10).]

2. Если человек пропустил [утреннюю] молитву, даже умышленно, и не помолился в четыре первых часа, он может помолиться до середины светового дня (хацот). Мне видится, что только до середины дня, но если полдень миновал, а он так и не помолился, он уже не может это восполнить. А «умышленно» (бе-мезид) называется только тот случай, когда он сидит без дела и не молится («Маген Авраам», 99:3).

3. Если человек по ошибке полагал, что у него еще остается время для молитвы, или он был пьян, и даже если он начал пить, когда уже наступило время молитвы, но он думал, что у него еще остается время помолиться потом, – такая ситуация называется онес («вынужденная»). А если он трудился для заработка, чтобы не потерпеть убытка, – это называется «нуждами заповеди». И хотя изначально запрещено пропускать время молитвы ради того, чтобы не потерпеть материальный ущерб, все же мне видится, что, даже если он был занят покупкой или продажей товара, – все эти ситуации тоже называются «вынужденными» (онес). [Такой вывод следует из доказательств, приведенных в книге «Трумат а-Дешен», и их приводит также Гаон, р. Элияу из Вильно. И еще одно доказательство, как мне видится, содержится в мидраше, в начале раздела Ницавим: закон о человеке из народа Израиля, который пропустил утреннюю молитву …или сократил ее, потому что был занят своими делами и т.д.]

Пусть такой человек восполнит пропущенную им молитву во время следующей.

Если он пропустил утреннюю молитву, то пусть дважды молится во время предвечерней молитвы «Минха». Если он пропустил молитву «Минха», то пусть дважды молится в вечерней молитве. А если он ведет общественную молитву, то пусть восполнит пропущенную молитву, когда будет повторять «Шмоне Эсре» вслух для всей общины. [И пусть он имеет в виду, что, с одной стороны, он повторяет молитву для всей общины, чтобы она была засчитана даже тем, кто не умеет молиться сам, а с другой стороны, он читает эту молитву для себя в качестве «восполняющей» («Мишна Брура», 108:4).] Но всё это только в тех случаях, когда он пропустил предыдущую молитву вынужденно. Но если он пропустил намеренно, то восполнить не может.

4. Когда молятся две молитвы, то надо иметь в виду, что первая из них – эта та, которую он обязан молиться в это время дня, а вторая – это восполнение пропущенной. Но задним числом, если он по ошибке полагал, что первая из них является «восполнением», то обе молитвы засчитываются, ведь нет ничего, чем бы восполняющая молитва отличалась от основной. [В кодексе «Шулхан Арух» указывается, что тому, кто поменял порядок молитв, прочитав восполняющую молитву перед основной, она не засчитывается – даже если нет ничего, чем бы восполняющая молитва отличалась от основной. И закон установлен в соответствии с этим решением («Мишна Брура», 108:7).]

И так же, если он ошибся в первой молитве – например, пропустил зимнюю вставку טַל וּמָטָר («росу и дождь») и спохватился лишь после того как завершил восполняющую молитву, то пусть повторит основную молитву, которая относится к этому часу, несмотря на то, что он произнесет ее после восполняющей [Но так следует поступить только в том случае, если во время второй молитвы «Шмоне Эсре» он однозначно имел в виду, что она является восполняющей. А если у него не было такого однозначного намерения, тогда вторая молитва «Шмоне Эсре» может быть засчитана ему в качестве обязательной. И после нее пусть прочтет восполняющую молитву («Мишна Брура», 108:9).].

5. Надо очень постараться, чтобы прочитать восполняющую молитву сразу же после того, как он завершил обязательную [молитву «Шмоне Эсре»], и еще занят продолжением молитвы (т.е. ему еще предстоит прочесть те части молитвы, которые расположены после «Шмоне Эсре»).

[Между двумя молитвами «Шмоне Эсре»] можно прерваться лишь для того, чтобы произнести отрывок «Ашрей». Например, если в утренней или предвечерней молитве он произносит молитву [«Шмоне Эсре»] дважды – тогда пусть скажет между двумя молитвами [«Шмоне Эсре»] отрывок «Ашрей», а также Таханун [и так же ему можно прослушать повторение ведущим обязательной молитвы «Шмоне Эсре» («Мишна Брура», 108:11)]. Но дольше пусть не откладывает и сразу произнесёт восполняющую молитву.

А если он должен дважды произнести [«Шмоне Эсре»] в вечерней молитве, то пусть прервется между двумя молитвами [«Шмоне Эсре»] лишь на время, за которое можно пройти расстояние в четыре локтя (там же). И понятно, что [между этими двумя молитвами] запрещено прерываться для работы и даже для изучения Торы. Ведь есть законоучители, считающие, что если он не прочитал [восполняющую молитву] сразу же, то даже задним числом он восполнить уже не может. И все же если он не помолился сразу или вспомнил [о восполняющей молитве] только через час или два после основной, то задним числом ему можно положиться на разрешающих и прочесть [восполняющую «Шмоне Эсре»], несмотря на то, что в тот час он вообще не занят молитвой.

Во всяком случае, мне видится, что после середины светового дня (хацот а-йом) запрещено произносить восполняющую молитвы, ведь после этого – уже не время утренней молитвы. [Но в кодексе «Мишна Брура» указано, что восполняющую молитву можно читать лишь до четырех «времяных часов» светового дня. И лишь в случае, когда он читает саму утреннюю молитву уже после четырех часов, ему можно вслед за ней прочитать и восполняющую, ведь сейчас он занят молитвой (108:15).] И так же в «Минху» – [разрешено произносить восполняющую молитву] только до тех пор, пока разрешено молиться саму «Минху».

6. Забыл прочитать вечернюю молитву и не вспомнил до середины дня (хацот а-йом) или по нерадивости не прочитал до середины дня восполняющую молитву или пропустил утреннюю молитву и не прочел восполняющую до часа, когда миновало время «Минхи», – он уже не может восполнить это в другой молитве. Ведь восполняющую молитву можно прочитать только в следующей по порядку – например, пропущенную вечернюю молитву можно восполнить лишь в утренней, утреннюю – в «Минху», а «Минху» – в вечерней. Однако если человек по ошибке пропустил утреннюю молитву и уже прочел дополнительную молитву «Мусаф», он, тем не менее, может восполнить пропущенную молитву во время «Минхи», потому что она считается следующей по порядку.

7. Тот, кто молится восполняющую молитву (тфилат ташлумин), должен прочесть только молитву «Шмоне Эсре», но пропущенное чтение «Шма» с соответствующими благословениями невозможно восполнить.

8. Время для молитвы «Мусаф» – сразу же после утренней молитвы. И не следует откладывать ее на время после завершения семи часов дня. А если он произносит ее после завершения семи часов, то считается нарушителем. Но все же молитва ему засчитывается, ведь ее время – до конца дня. И даже если он уже помолился «Минху», он все же может прочесть и «Мусаф».

А если он не помолился «Мусаф» до предвечерней поры, которую называют временем «малой Минхи» (Минха ктана), то пусть сначала прочтет «Минху». Но, тем не менее, у большинства принято всегда читать «Мусаф» перед «Минхой». А если уже приблизился вечер, и не осталось времени для двух этих молитв, то пусть прочитает «Мусаф», поскольку пропущенную «Минху» можно восполнить (286; см. там Баха).

9. Если он не прочитал «Мусаф» до конца дня, то в вечерней молитве его уже невозможно восполнить. Ведь как он может сказать ««Мусаф» такого-то дня» (например, ««Мусаф» этого праздника Шавуот»), если этот день уже завершился? (гл. 118).

10. Если он по ошибке пропустил молитву «Минха» в канун Шаббата, то пусть в вечерней молитве дважды прочтет субботнюю молитву [«Шмоне Эсре»]. И хотя он восполняет пропущенную молитву буднего дня, тем не менее, поскольку уже наступил Шаббат, ему следует и восполняющую молитву читать как в Шаббат. Но все же, если он по ошибке произнес вторую молитву, которая является восполняющей, в будничном варианте, ему засчитывается.

И мне видится, что если он прочитал будничную молитву перед субботней, ему не засчитывается, поскольку в данном случае различимо, что он начал с восполняющей молитвы. А если он при этом имел в виду, что читает первую в качестве субботней, то тем более ему не засчитывается.

11. Если он по ошибке пропустил молитву «Минха» в Шаббат, то пусть после исхода Шаббата прочтет две будничные молитвы [«Шмоне Эсре»]. А вставку אַתָּה חוֹנַנְתָּנוּ («Ты даровал нам»), [посвященную разделению между святым днем и буднями], следует прочесть в первой молитве [«Шмоне Эсре»], ведь она является обязательной, но не во второй, которую читают в качестве восполняющей. Ведь разделяющую вставку достаточно произнести один раз, и это не похоже на то, о чем говорится в пункте 10-ом. Но, во всяком случае, если он произнес эту разделяющую вставку в обеих молитвах или в обеих молитвах не произнес, или даже произнес ее во второй, а не в первой, ему засчитывается – лишь бы он имел в виду, что первая является обязательной, но он просто забыл прочитать в ней вставку. Однако если он имел в виду, что первая будет восполняющей, и поэтому не сказал в ней вставку, а вторую он предназначил в качестве обязательной и поэтому произнес в ней вставку, то, поскольку он обнаружил в молитве свой замысел и прочитал вставку, стало ясно, что он прочитал обязательную молитву после восполняющей. Поэтому он должен прочитать восполняющую молитву еще раз. Но есть законоучители, говорящие, что и в таком случае он не должен молиться еще раз.

12. Если он по ошибке пропустил молитву «Минха» в канун новомесячья, то пусть в вечерней молитве дважды прочтет «Шмоне Эсре» со вставкой новомесячья יַעֲלֶה וְיָבוֹא («пусть поднимется и придет»), как это объяснено в пункте 10 [по отношению к Шаббату]. А если в одной из двух молитв он произнес вставку «пусть поднимется и придет», а во второй – нет, то закон таков же, как и в отношении разделительной вставки в предыдущем пункте. А, кроме того, пропустивший вставку «пусть поднимется и придет» в саму ночь новомесячья, не должен молиться снова.

13. Если он по ошибке пропустил вечернюю молитву в новомесячье, то пусть в утренней молитве дважды прочтет «Шмоне Эсре», и оба раза произнесет вставку новомесячья. А если он не произнес эту вставку во второй молитве, которая является восполняющей за вечернюю, он не должен молится снова. Ведь даже если бы он пропустил эту вставку в самой вечерней молитве, ему не надо было бы молиться снова. А требования, предъявляемые к восполняющей молитве, не могут быть более строгими, чем требования, предъявляемые к молитве, которая читается вовремя.

И так же, если он по ошибке пропустил «Минху» в новомесячье, которое продолжается и на следующий день, то пусть в вечерней молитве он дважды прочтет «Шмоне Эсре», и второй раз будет восполнением «Минхи». Даже если он не упомянул во второй раз вставку новомесячья, повторять молитву не нужно. Ведь даже саму вечернюю молитву не повторяют, если пропустили вставку новомесячья יַעֲלֶה וְיָבוֹא («пусть поднимется и придет») – и уж тем более не повторяют восполняющую.

14. Вот общий принцип: в восполняющей молитве всегда облегчают.

Приведем пример: человек пропустил утреннюю молитву в праздник Шмини Ацерет и в молитве «Минха» дважды читает «Шмоне Эсре». Теперь он должен произнести зимнюю вставку מַשִּׁיב הָרוּחַ וּמוֹרִיד הַגָּשֶּׁם («Посылающий ветер и проливающий дождь»), [которую произносят, начиная с молитвы «Мусаф» праздника Шмини Ацерет]. А он забыл и не упомянул эту вставку в восполняющей молитве. Он не должен молиться снова, поскольку восполнял молитву, в которой эта вставка еще не произносилась.

15. Если человек помолился вместе с общиной вечернюю молитву в сумерках и вдруг спохватился и вспомнил, что еще не читал предвечернюю молитву «Минху», то, поскольку он пропустил молитву неумышленно или полагал, что разрешено прочесть вечернюю молитву еще до «Минхи», ему разрешено после этого прочесть восполняющую молитву. И если началось новомесячье, ему следует произнести вставку новомесячья.

16. Если он по ошибке пропустил вставку יַעֲלֶה וְיָבוֹא («пусть поднимется и придет») в молитве «Минха» в новомесячье, то тогда, даже если бы он прочел восполняющую молитву вечером, он ничего не мог бы исправить, поскольку новомесячье уже миновало, и эту вставку больше не произносят. И так же, если в молитве «Минха» в Шаббат он по ошибке прочитал не субботний вариант «Шмоне Эсре» и не упомянул о Шаббате, он не сможет ничего исправить, если прочтет восполняющую «Шмоне Эсре» после вечерней молитвы, [ведь уже наступил будний день и о Шаббате в той молитве не упоминают]. В кодексе «Шулхан Арух» указано, что в таких случаях можно прочитать добровольную молитву – недава [но предварительно нужно задать условие, сказав: «Если я обязан сейчас молиться, то я выполняю свою обязанность, а если не обязан, то это будет добровольной молитвой» («Мишна Брура», 108:33)]. Но в следующем пункте я поясню, что [в наше время произносить добровольную молитву запрещено]. Ведь для чтения добровольной молитвы человек должен быть уверен, что произнесет ее с необходимым молитвенным настроем от начала и до конца. А в наше время таких людей, возможно, просто нет.

17. Если человек сомневается, молился он или нет, ему следует снова помолиться, но перед этим задать следующее условие, сказав: «Если я не молился, то это будет моя обязательная молитва. Но если я уже помолился, то эта моя молитва будет добровольным даром». А если он начал молиться, считая, что еще не молился, но вдруг вспомнил, что уже помолился, он должен сразу прерваться, даже посередине благословения.

Мне видится, что, поскольку он должен задать условие, в соответствии с которым его молитва может оказаться добровольной, то в случае, когда он сомневается, молился или нет в Шаббат или в йом тов, ему запрещено еще раз молиться. Ведь в эти дни невозможно читать добровольную молитву, так как молитвы установлены вместо жертвоприношений, а в Шаббат и в йом тов приносить добровольные жертвы запрещено. И так же в случае, если он сомневается, прочел ли молитву «Мусаф» в новомесячье [но такой человек может исправить ситуацию, став ведущим в молитве «Минха»: тогда он повторит молитву «Шмоне Эсре» вслух, имея в виду, что она является для него также и восполняющей («Беур Алаха», 124:1, «Ве-йоце»)] – ведь в этот день приносили козла в грехоочистительную жертву (хатат), а грехоочистительная жертва не приносится добровольно.

И еще мне видится, что в наше время произносить добровольную молитву запрещено. Ведь тот, кто хочет прочесть добровольную молитву, должен знать о себе, что он достаточно рачителен, серьезен и сосредоточен, чтобы прочитать ее с должным молитвенным настроем от начала и до конца. Но если он не может настроиться, как следует, тогда к нему обращены слова стиха «К чему Мне множество ваших жертвоприношений?!» (Йешаяу, 1:11), как об этом написано у всех законоучителей и в кодексе «Шулхан Арух». А известно, что в наше время не найдется и одного из тысячи, [кто бы сохранял должный настрой от начала и до конца молитвы]. Поэтому мне видится, что сомневающемуся, молился ли он, запрещено молиться еще раз, потому что он не сможет задать необходимое условие. [Однако в кодексе «Мишна Брура» указано, что добровольную молитву разрешено читать и в наше время («Беур Алаха», 107:1, «Им»). А, следовательно, указанные в этой главе законы остаются в силе.]

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».

https://www.beerot.ru/?p=34301