Хаей Адам — Закон о том, разрешено ли сидеть и проходить перед молящимся

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1219
перед молящимся

Глава 26. Закон о том, разрешено ли сидеть и проходить перед молящимся

1. Запрещено сидеть ближе чем в «четырех локтях» от молящегося «Шмонэ Эсре» с любой стороны от него [запрещено даже опираться так, что если бы извлекли предмет, на который он опирается, он бы упал. Но слегка опираться в случае необходимости разрешено («Мишна Брура», 102:1)] (1). А [если хотят сесть] перед ним, то лучше отдалиться так, чтобы не быть в его поле зрения. Ведь иначе это будет выглядеть так, что молящийся принимает на себя власть Небес, а сидящий не принимает. Но если сидящий тоже занят молитвой – пусть он даже читает отрывок о порядке храмовых жертвоприношений, или он ослабленный человек и ему тяжело стоять, а он просто занят изучением Торы, не связанным с молитвой – ему разрешено сидеть, ведь он занят святым делом. Но просто размышления на темы Торы в этом отношении не помогают. А если известно, что сидящий болен и не может стоять, то, даже если он не занят изучением Торы, разрешено [а если человек сидит за спиной молящегося и занимается изучением Торы, то это разрешено, даже если он не болен и не ослаблен («Мишна Брура», 102:6)].

2. Даже если человек сидел еще до того, как кто-то встал на молитву [лицом к нему или ближе чем в четырех локтях от него], он должен встать [но если раввин сидел и обучал сидящих перед ним учеников Торе, а рядом с ними кто-то встал на молитву, они вставать не должны («Мишна Брура», 102:13)]. Но таков закон только в том месте, где у каждого есть право молиться – например, там, где собирается постоянный миньян, и тем более, в синагоге. Но если он сидел в своем доме, то вставать не обязан, так как тот [кто начал молиться рядом с ним] вторгся в его «границы». Однако, во всяком случае, правила благочестия требуют, чтобы он поднялся даже у себя дома.

3. Запрещено проходить перед молящимся, вступая в окружающие его «четыре локтя». Но со стороны от него разрешено и проходить [в святой книге «Зоар» указано, что запрещено проходить даже со стороны («Мишна Брура», 102:17)], и стоять. И мне видится, что хождение перед молящимся не оправдывается даже тем, что идут для изучения Торы или для нужд молитвы. Ведь смысл этого запрета заключается в том, чтобы [не помешать молящемуся и чтобы] у него не спутались мысли. А мне видится, что смысл также и в том, что Шехина (Б-жественное Присутствие) находится перед молящимся, и запрещено отделять его от Шехины (2).

[Согласно первому объяснению, возможно, разрешено проходить перед молящимся, если во время молитвы его лицо прикрыто талитом, – ведь тогда он не видит, и его мысли от этого не спутаются. Но, учитывая второе объяснение, которое приводит р. А. Данциг, это, безусловно, запрещено («Мишна Брура», «Беур Алаха» 102, «Асур»).]

Поэтому, если за спиной молятся и другие люди, запрещено делать шаги назад после завершения молитвы «Шмонэ Эсре» до тех пор, пока не закончит последний из них. [Но если молящиеся стоят не прямо за ним, а немного в стороне, то в случае необходимости можно сделать три шага назад («Мишна Брура», 102:19).] И даже если этот последний начал молиться после него, не считается, будто он вторгся в его «границы», и даже если этот последний молится долго – наоборот, считалось бы, что делающий шаги назад вторгается теперь в границы молящегося (3).

4. Мне видится, что, если молящийся стоит по одну сторону от стационарно установленной мебели высотой как минимум десять «ладоней», а шириной в четыре, разрешено сидеть с другой стороны, так как этот предмет выделяет особое «владение». Но пройти по другую сторону от этого предмета, если предмет не настолько высок, чтобы проходящий не был бы за ним виден, возможно, запрещено. Однако мне представляется, что это разрешено [в кодексе «Мишна Брура» указано, что в этом отношении следует устрожить (102:2)], поскольку вне «четырех локтей» от молящегося разрешено проходить, несмотря на то, что он видит (4).

Дополнительный комментарий

(1) На расстоянии в «четыре локтя»

Запрет сидеть рядом с молящимся «Шмонэ Эсре» приведен в талмудическом трактате Брахот (31б), где написано: «Запрещено сидеть ближе чем в четырех локтях от молящегося». А в Тосафот уточнено, что имеется в виду только праздно сидящий. Но если сидящий читает «Шма» или другую молитву (а также занят изучением Торы), то это разрешено.

«Четыре локтя» (арба амот), окружающие человека, считаются его «местом», и в частности, местом его молитвы.

Комментаторы объясняют, что «четыре локтя» вокруг молящегося «Шмонэ Эсре»это «святая земля» (Таз, 102:3), ведь там присутствует Шехина. И если человек праздно сидит в таком святом месте, он проявляет непочтительность к святой Шехине («Тфила ке-Илхата», 12/273/).

Как измеряют расстояние в «четыре локтя»?

Ама («локоть») – это естественная мера длины, основанная на среднем размере руки человека (Раши, Бхорот, 44а). Словом ама называют нижнюю часть руки – от локтя и до конца среднего пальца, который тоже именуют «ама» (Радак, Йехезкель, 41:8; «Тшувот Хут а-Шани», 97).

Слово «ама» в значении «рука» употреблено уже в самой Торе, как написано: «… и протянула свою руку (אֲמָתָהּ – амата), и взяла ее» (Шмот, 2:5; Сота, 12б). И также сказано: «…по локтю человека (בְּאַמַּת אִישׁ – бе-амат иш)» (Дварим, 3:11).

В «локтях» (амот) обозначены в Торе многие размеры – в том числе, и размеры священной утвари Шатра Откровения (Шмот, 25:10 и далее).

В современных мерах ама равна, по мнению рава Хаима Ноэ, 48 сантиметрам («Шиурей Тора», с. 250; но, по мнению Хазон Иша, ама – это 57.6 см; см. «Шиурин шель Тора», «Шиурей а-Мицвот», 1). Соответственно, расстояние в «четыре локтя» составляет, по мнению р. Х. Ноэ, около двух метров.

А арба амот («четыре локтя»), которые считаются «местом» человека, – это пространство близкое к четырем квадратным метрам («два на два»). Вместе с тем, это «место» вокруг молящегося, в котором запрещено сидеть и ходить, – не квадрат, а круг с радиусом в четыре локтя. И если человек находится наискосок от молящегося, то ему достаточно отдалиться на четыре локтя (т.е. на радиус круга с диаметром в восемь локтей, а не на половину диагонали квадрата, которая превышает четыре локтя) («Маген Авраам», 102:1; «Мишна Брура», 102:2; «Ишей Исраэль», 29/5/). Понятно, что во время молитвы это расстояние не измеряют, а оценивают на глаз (например, можно сориентироваться по плиткам пола, размер которых известен).

(2) Запрет проходить перед молящимся

В кодексе «Мишна Брура» указано, что не следует проходить перед молящимся «Шмонэ Эсре» даже в том случае, если его лицо прикрыто талитом и он не видит. Ведь во время молитвы «Шмонэ Эсре» перед ним, в его «четырех локтях», пребывает Шехина (Б-жественное Присутствие), и проходящий перед ним, вторгаясь в это святое пространство, проходит между Шехиной и молящимся («Беур Алаха» 102, «Асур»). Соответственно, запрещено проходить перед молящимся, даже в том случае, если он, не дай Б-г, вообще, лишен зрения («Тфила ке-Илхата», 12/254/).

Согласно постановлению кодекса «Шулхан Арух», разрешено проходить сбоку от молящегося через его «четыре локтя» (102:4), и так принято поступать в сефардских общинах («Тфила ке-Илхата», 12:112). Но в ашкеназских общинах принято устрожать. Однако в случае серьезной необходимости это разрешено («Мишна Брура», 102:17-18; «Ишей Исраэль», 29:6).

В ряде особых случаев разрешено пройти даже перед молящимся – в частности, при острой необходимости разрешено выйти таким путем в туалет («Тфила ке-Илхата», 12:115/262/; «Ишей Исраэль», 29:15). И когда коэн должен выйти к ковчегу со свитками Торы, чтобы благословить общину, то, если нет другого пути, ему разрешено пройти ближе, чем в четырех локтях от молящегося, и даже перед ним («Алихот Шломо», «Тфила», 8:33). По ряду мнений, коэн может пройти так даже ради того, чтобы омыть руки перед благословением («Тфила ке-Илхата» 14:36/84/; «Ишей Исраэль», 29:13; «Сиах Тфила», 8:2:8).

Но не следует проходить перед молящимся только ради того, чтобы попасть на свое постоянное место («Тфила ке-Илхата», 12:114/260/).

И если один из молящихся только начинает молитву «Шмонэ Эсре», а стоящий прямо за ним уже приступил к молитве, то начинающему не следует делать трех шажков назад, как обычно принято перед началом «Шмонэ Эсре» (см. Рамо 95:1, «Мишна Брура», 3). В таком случае ему нужно приступить к молитве прямо не сходя с места («Алихот Шломо», «Тфила», 8:33; «Ишей Исраэль», 29:8 от имени р. Х. Каневского; «Диршу», 102:27).

Есть законоучители, полагающие, что если человек молится на проходе, то разрешено проходить даже прямо перед ним – ведь он создает помеху для всей общины, и поэтому как бы «не занимает места» («Ишей Исраэль», 29:14 /57/; «Диршу», 102:28). И хотя, по букве закона, перед таким человеком можно пройти, все же лучше этого не делать без серьезной необходимости («Алихот Шломо», «Тфила», 8:36). Более того, воздержаться от ходьбы даже перед таким молящимся было бы проявлением благочестия («Тшувот ве-Анагот»; «Тфила ке-Илхата», 12:114/261/).

Некоторые законоучители последних поколений частично оправдывают проходящих в непосредственной близости от молящихся (и даже перед ними), тем, что в наше время большинство, к сожалению, молится без подлинного душевного настроя – каваны, а те, кто действительно молится с каваной, как правило, закрывают глаза во время молитвы. Но это лишь оправдание задним числом. А изначально следует строго соблюдать все запреты, связанные с отдаление от молящихся на расстояние в четыре локтя, – ведь эти запреты подтверждены всеми ведущими законоучителями, в том числе и нашего поколения («Тфила ке-Илхата», 12:119).

Женщинам, которые молятся в эзрат нашим, также запрещено сидеть или проходить ближе чем в четырех локтях от другой молящейся («Диршу», 102:17).

(3) Уважать «границы» друг друга

Если за спиной завершившего молитву «Шмонэ Эсре» стоит человек, которые еще продолжает свою молитву, то запрещено отступать три шага назад до тех пор, пока тот не закончит («Шулхан Арух», 102:5). Но если молящийся стоит не прямо за ним, а немного в стороне, то в случае необходимости можно сделать три шага назад – даже если при этом отступающий приблизится к молящемуся на расстояние меньшее, чем четыре локтя («Мишна Брура», 102:19-20). А в случае серьезной необходимости можно сделать шаги назад, даже если молящийся стоит прямо за спиной, но при этом следует отступить не прямо назад, а чуть в сторону – чтобы не приближаться к молящемуся («Ишей Исраэль», р. Х. Каневский, «Тшувот», 128; «Диршу», 102:25). Поэтому ведущему, который уже завершил свою индивидуальную молитву и оказался в подобной ситуации, разрешено отступить по направлению к молящимся за его спиной, но немного в сторону, – чтобы члены общины, уже завершившие свои молитвы, его не ждали («Ишей Исраэль», 29:16/61/).

Бывают и более сложные ситуации. Например, если и сам человек, и стоящий за его спиной уже завершили свою молитву, но задний не может сделать шаги назад, потому что прямо за его спиной еще кто-то молится. В такой ситуации первому разрешено отступить в сторону второго при условии, что при этом он не приблизится к третьему на расстояние меньшее, чем четыре локтя (р. Й. Чезнер, «Сиах Тфила», 8:2:5).

Однако садиться прямо перед молящимся все же запрещено. Поэтому, если община уже начала «Таханун», когда все садятся и припадают лицом к руке, а за ним все еще стоит человек, еще не завершивший «Шмонэ Эсре», то надо отступить немного в сторону и присесть там. А если это невозможно, то читают «Таханун» стоя («Мишна Брура», 131:10).

В любом случае, тому, кто обычно молится очень долго, нужно выбирать для своей молитвы место, где он не помешает никому из общины, – например, у стены. И уж, безусловно, такому человеку не следует вставать на молитву прямо за спиной тех, кто обычно молится «быстро» («Тшувот ве-анагот», 75; «Тфила ке-Илхата», 12:118/261/; «Сиах Тфила», 8:2:13-14).

(4) По разные стороны от скамьи

Если молящийся «Шмонэ Эсре» стоит по одну сторону от стационарно установленной мебели высотой как минимум десять тефахов («ладоней»), а шириной в четыре, то разрешено сидеть по другую сторону от этой мебели («Хаей Адам», 26:4) – даже если сидящий находится менее чем в четырех локтях от молящегося («Мишна Брура», 102:2). В современных мерах минимальная высота такой мебели должны быть около 80 сантиметров, а ширина – 32 сантиметра («Тфила ке-Илхата», 12:124).

Обычные столы, как правило, не достигают высоты в десять тефахов и не могут быть разделяющей «перегородкой». Но скамейки со спинками обычно достигают этой высоты, и поэтому они могут отделять сидящего от молящихся. А стул (и очевидно, также переносной стендер), хотя и обладает нужными минимальными габаритами, тем не менее, не считается стационарной преградой («Пискей Тшувот», 102:2:7/44/).

Рав А. Данциг полагал, что по другую сторону от подобной разделяющей «перегородки» разрешено не только сидеть, но и проходить прямо перед молящимся (26:4). Но в кодексе «Мишна Брура» указано, что перед молящимся не проходят даже по другую сторону подобной «перегородки» – кроме случая, когда разделяющая перегородка настолько высока, что молящийся не может увидеть проходящего (102:2).

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».

https://www.beerot.ru/?p=32702