Бейт Элоким — Раздел Тфила — Следует предварять молитву восхвалениями — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

186
законы о восполняющей молитве

Глава 2. Часть 1. Перед каждой молитвой следует произнести ряд восхвалений Всевышнему 

Определение <молитвы, разъясненное в первой главе>, относится только к молитве о собственных нуждах человека, подобной тому, о чем говорится в средних благословениях молитвы Шмонэ Эсре. Помимо этого, каждый, кто приступает к молитве, вначале должен восхвалить Всевышнего. [Наша основная молитва – тфилат Шмонэ Эсре – состоит из трех частей: первые три благословения – хвала Творцу, средние благословения – просьбы, обращенные к Нему, и три последних – благодарность и просьба о мире. Здесь и далее в квадратных скобках примечания переводчика.] Рабби Симлай (Брахот, 32) выводил это из стихов книги Дварим (3) [а именно, из молитвы Моше, в которой тот просил Творца позволить ему войти в Землю Израиля. Моше поступил именно так – сначала восхвалил Всевышнего, а потом изложил Ему свою просьбу.] Написано: «Г-сподь, Б-г, Ты начал показывать своему рабу Твое величие и мощь Твоей руки; кто подобен Тебе на небесах и на земле…», а затем уже написано «Пожалуйста, <позволь> мне войти и увидеть эту хорошую землю…».

На первый взгляд, не подобает человеку предварять свою просьбу восхвалением. Если человек примется хвалить другого, а потом обратится к нему с просьбой, это будет выглядеть так, как будто череда его похвал была сказана только для того, чтобы тот выполнил просьбу. Однако если рассмотреть вопрос, вдумавшись глубже, мы увидим, что хвала – необходимое условие для того, чтобы тфила была принята. Потому что хвала и совершенство человека на самом деле преходящи и не до конца совершенны, по причине подверженности его изменчивости этого мира. Поэтому невозможно, чтобы намереваясь попросить что-либо у товарища, человек не прибавил бы к своей похвале добавочную хвалу – [например, восхвалять его за качество], которым тот не обладает, [и возможно, даже незаметно для себя самого] он будет льстиво говорить с ним, чтобы добиться у него желаемого. Однако молясь Всевышнему, человек должен еще до молитвы осознать и признать, что нет никого, кто мог бы выполнить его просьбу и дать ему желаемое, кроме Него, благословенного, потому что Он – Творец мира, и Ему подвластно все, что происходит. Поэтому следует еще до молитвы произнести ряд восхвалений, заявляя: я знаю и понимаю, что Его хвала и величие в том, что Он является местом для мироздания, а не мир – место для Него, и поэтому подобает молиться Ему. Ведь Он ввергает в бедность и наделяет богатством, унижает, также и возвышает, изрекает и делает, решает и выполняет, и никто Ему не укажет, что делать, поэтому человек обращается к Нему со своими просьбами, перекладывая на Него свою ношу, а Он его кормит.

И об этом говорил рабби Йоханан от имени рабби Йосе бен Зимра (Брахот, 7б): «С того дня, когда Святой, благословен Он, сотворил мир, никто не называл Его «господин», пока не появился праотец наш Авраам, мир ему, и не назвал Всевышнего «Господином», как сказано (Берешит, 15): “Г-сподь, Б-г, как мне знать, что я унаследую ее?”» [речь шла о Земле Израиля]. Однако возникает вопрос: ведь сказано в Мидраше (Берейшит Раба, 10 и Бемидбар Раба, 19): «“Я – Г-сподь, это Имя Мое”, которым назвал меня Адам. [Здесь использовано Четырехбуквенное Имя, которое означает Сущий, и оно указывает на владычество Творца над созданным Им миром – Тот, кто стал Первопричиной всего сущего, продолжает оставаться Источником бытия. Мы же в молитве используем вместо Имени Сущий, которое нельзя произнести, имя Г-сподь, поэтому указываем его и в переводах.] Сказал Всевышний ангелам: мудрость первого человека превосходит вашу, он дал имена всем сущим, а затем Я спросил его: а каково мое имя? И ответил мне: Тебе подобает называться Г-сподь, ибо Ты – Господин для всех, поэтому и сказал Всевышний: “Я – Г-сподь, это Имя Мое”, которым назвал меня Адам». Если так, то Адам был тем, кто впервые назвал Всевышнего «Господин всего», как же мудрецы сказали: «Никто не называл его Господин, кроме Авраама»? Это противоречие можно снять так: <когда мудрецы говорили о том>, что Адам назвал Всевышнего Г-сподь, имелось в виду Четырехбуквенное Имя (Сущий), как сказано (Йешаяу, 42): «Я – Г-сподь, это – Имя Мое». [То есть, Адам пользовался Именем Сущий, вместо которого мы вслух произносим Имя Г-сподь, как показано ниже.] Это Имя указывает на то, что Он, благословенный, сотворил мир и делает все, что происходит <в нем>. (А поскольку то, как именно Он творит и делает все происходящее, сокрыто от всех живущих (ибо нет никого, кто мог бы постичь, как был сотворен мир, ведь это не поддается описанию), – мы не читаем это Имя так, как оно пишется, а вместо этого произносим прозвание, связанное с Его господством. То есть, сам факт сотворения мира предполагает наличие у него Хозяина, так как все населяющие этот мир являются Его творениями. И это доступно, известно и постижимо, что Он, благословенный, наблюдает за миром и воздает каждому человеку в соответствии с избранным им путем и результатами его действий. Поэтому Имени Сущего подобает быть прочитанным как Г-сподь, ведь Его Сущность сама по себе причина Его владычеству над всем.)

А когда мудрецы сказали «никто не называл Его “господин”», имелось в виду, что не было человека, который назвал бы Его именно Г-сподом [то есть, имея в виду именно это Имя, а не Сущий], пока не появился праотец Авраам и назвал Его Владыкой. Ведь в его время люди уже позабыли, что Он, благословенный, сотворил мир, и не признавали в Нем Владыку мира в силу того, что Он сотворил мир. А Авраам назвал его Г-сподом вслух, говоря о наследовании Земли Израиля. Тем самым он хотел подчеркнуть, что когда его потомки унаследуют ее, благодаря знамениям и чудесам, которые Всевышний сделает для них, выводя из Египта и вводя в Землю Израиля, – тогда весь мир узнает, что Он, благословенный – Владыка над всем миром. А когда узнают, что Он – Владыка мира, задним числом признают и то, что Он сотворил его, и что он делает все, что происходит.

И отсюда мы видим, что следует предварить молитву хвалой Всевышнему, особенно такой, которая будет связана по смыслу с просьбой человека. Как сказал Авраам: «Г-сподь, Б-г, как мне знать, что я унаследую ее?» То есть, нужно, чтобы Ты проявил свое владычество и качество Суда над «семью народами», чтобы я унаследовал Землю Израиля, ведь сейчас они незаметны людям, населяющим мир. Так же молился и Даниэль, говоря: «Озари светом Лика Твоего опустевшую Святыню, ради Г-спода!». Мудрецы в трактате Брахот сказали об этом так: «Следовало бы сказать – ради Тебя, но <Даниэль сказал «ради Г-спода», желая сказать> «ради Авраама», который назвал тебя Господином». То есть, в этом заключалась молитва Даниэля о разрушенном Храме – нам нужно, чтобы Всевышний продемонстрировал свое владычество над миром и судил его.

Перевод – рав О. Климовский.


https://www.beerot.ru/?p=51820