Среди потомков Ишмаэля

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2577
потомков Ишмаэля

1. Недельная глава Хаей Сара завершается рассказом о потомках Ишмаэля. Последние слова этой главы звучат так: «Среди всех своих братьев он расселился» (Берешит, 25:18). «Он» – это Ишмаэль, точнее – его потомки.

А следующая недельная глава Толдот начинается со слов: «Вот потомство Ицхака, сына Авраама» (там же, 25:19).

Рав Яаков бен Ашер (Бааль а-Турим) указывает, что в такой последовательности строк Торы скрыто предсказание: когда в конце времен потомки Ишмаэля расселятся «среди всех своих братьев» (т.е. среди потомков Эсава и Яакова), тогда придет Машиах из рода Давида, который принадлежит к «потомству Ицхака».

Каждый из праотцов соотносится с одним из периодов еврейской истории. В частности, жизнь Ицхака соответствует тому периоду истории, который принято называть «концом дней». Само имя Ицхак – יִצְחָק (буквально «будет смеяться») намеком указывает на ту эпоху, по поводу которой нам обещано: «Тогда смех наполнит наши уста» (Теилим, 126:2).

Таким образом, Тора открывает нам, что период «конца дней» начнется только после того, как осуществится предсказание «Среди всех своих братьев он расселился».

2. Имя «Ишмаэль» состоит из двух слов: «ишма Э-ль» – «услышит Б-г». Смысл этого имени, на первый взгляд, объяснен в самой Торе. Когда Агарь, служанка Сары, убежала от своей госпожи, то в пустыне ей открылся ангел, сказавший: «Вот, ты беременна и родишь сына, и назовешь его именем Ишмаэль, так как услышал Б-г, как тебя притесняют» (Берешит, 16:11).

Но ведь, если бы имелось в виду только то, что Б-г уже «услышал, …как ее притесняют», следовало бы назвать ребенка не «Ишмаэль», а «Шамаэль», использовав глагол в прошедшем времени. Значит, это имя имеет дополнительный смысл.

В этой связи в сборнике мидрашей «Пиркей де-раби Элиэзер» объяснено: «В будущем Всевышний услышит стон народа Израиля, страдающего из-за того, что будут делать сыны Ишмаэля в земле Израиля в конце дней. Вот поэтому ему было дано имя Ишмаэль, как написано (Теилим, 55:20): «Услышит Б-г (ишма Э-ль) и их покарает».

Итак, само имя Ишмаэля указывает на то, что в конце времен его потомки принесут евреям великие бедствия.

3. Выдающийся комментатор Торы раби Авраам Ибн Эзра считает, что «четвертое царство», которое будет властвовать над Израилем перед приходом Машиаха, это не потомки римлян, а потомки Ишмаэля. А римляне и греки вместе составляют, с его точки зрения, одно третье царство.

[См. Ибн Эзра, Даниэль, 2:39, 7:14. Раби Авраам Ибн Эзра полагал, что греки и римляне считаются одним корневым народом, ведь, по словам переводчика Торы на армейский язык, римляне – это китим («Таргум Ункелос» и «Таргум Йонатан», Бемидбар, 24:24; Раши, Даниэль, 11:30), а китим, как и греки, происходят от потомков Явана (см. Берешит, 10:4).

В книге пророка Даниэля рассказано, что в своем первом видении он увидел четырех зверей, и ему было объяснено, что это – четыре царства, которые на протяжении истории будут властвовать над народом Израиля.

Первый зверь был «как лев, но крылья у него орлиные» (Даниэль, 7:4). Этот крылатый лев олицетворял собой Вавилон в годы правления Невухаднецара – он властвовал над Израилем, «пока не были оборваны его крылья» (там же).

Второй зверь был «похож на медведя» (7:5). Мудрецы Талмуда разъяснили, что это – царство персов. Там в Талмуде (Кидушин, 72а) объяснено, что «персы едят и пьют, как медведи, грузны, как медведи, и волосы у них, как у медведей». Они отобрали власть у вавилонян и подчинили себе не только Землю Израиля, но и практически все страны, где жили тогда евреи (см. Мегилат Эстер).

Третий зверь был «как леопард» (Даниэль, 7:6), и это империя Александра Македонского, при котором греки отобрали власть у персов (см. «Седер Олам Раба», 30). По еврейской традиции, греки (а-йеваним) являются потомками внука Ноаха по имени Яван (см. Берешит, 10:1-4). Соответственно, Грецию, а также Македонию, называют на святом языке «Яван» (см. «Таргум Йонатан», Берешит 10:2; Йома, 10а, р. Хананель; см. также «Сефер Йосифон», 1).

Четвертый зверь, которого увидел Даниэль, – «страшный и ужасный, и чрезвычайно могучий, у него большие железные зубы» (там же, 7:7). Мудрецы Талмуда считали, что это – Рим (а также христианская, западная цивилизация, выросшая из его недр), власть которого продлится до прихода Машиаха (см. Авода Зара 2б).

Однако раби Авраам Ибн Эзра, как уже указывалось, полагал, что четвертый зверь – это царство потомков Ишмаэля, которое также будет существовать до прихода Машиаха. Согласно его концепции, римляне, являющиеся потомками китим, составляют вместе с греками единый народ, и поэтому во сне Даниэля они были представлены одним, третьим, «зверем» (см. Ибн Эзра, Берешит 10:4, Даниэль 2:39).]

Но Рамбан однозначно отвергает мнение Ибн Эзры, указывая, что «четвертый зверь», показанный Даниэлю, – это все же римляне, которые разрушили иерусалимский Храм и изгнали народ Израиля из святой земли.

Точка зрения Рамбана основывается на словах мудрецов Талмуда. И, тем не менее, остается вопрос: почему великое «царство» потомков Ишмаэля, которое принесет евреям столько бед и страданий в конце времен, не было включено в число «четырех царств»?

4. Маараль из Праги отвечает на этот вопрос так. В число четырех включены только те царства, которые покорили народ Израиля на святой земле и унаследовали его силу. Они овладели миром именно потому, что лишили народ Израиля его царства. Но потомки Ишмаэля получили свою силу не от евреев.

Они сами по себе получили силу и могущество от Творца, потому что были потомками Авраама, который молил Всевышнего: «Да будет даровано, чтобы жил перед Тобой Ишмаэль» (Берешит, 17:18). И Творец ответил: «Я внял тебе по поводу Ишмаэля. Я благословлю его и сделаю плодовитым, …и Я сделаю его великим народом» (там же, 17:20). В результате Всевышний одарил Ишмаэля самостоятельной силой и властью.

5. По словам Маараля, существует два вида великих империй. Первый – это «четыре царства». Эти «царства» рассматривают себя в качестве «альтернативы» Царству Небес. Они создают и распространяют иллюзию, что в мире могут существовать силы, независимые от власти Б-га.

Именно поэтому эти «четыре царства» вознеслись к вершине за счет уничтожения еврейского государства. Ведь их главное стремление – свергнуть и заменить собой царство Творца, которое в земном мире воплощается в еврейском царстве, построенном по законам Торы.

Наряду с ними, существует иная форма великой империи – царство потомков Ишмаэля. Это царство не стремится подменить собой или вовсе отменить власть Небес. Наоборот, его цель – осуществить власть Творца. Поэтому его возвышение не связано с разрушением еврейского царства, но оно возникло как сила, независимая от народа Израиля – в заслугу того, что Всевышний ответил Аврааму: «Я внял тебе по поводу Ишмаэля».

Это особое положение царства потомков Ишмаэля обусловлено также тем, что в его имя входит Имя Творца: Ишма Э-ль – «услышит Б-г».

В мидраше подчеркивается, что из всех семидесяти основных народов, которые создал Б-г, Его Имя включено лишь в название двух – «Исра-Э-ль» и «Ишма-Э-ль». Царство потомков Ишмаэля основано ради того, чтобы раскрылось Царство Небес, и они всё делают только «во имя Б-га»!

Действительно, со времен глубокой древности и до сего дня потомки Ишмаэля отличаются тем, что верят в Б-га, не примешивая к Нему никаких «компаньонов», и всё, что они делают, они делают во имя Творца.

Этим потомки Ишмаэля отличаются от всех остальных народов. Часть других народов служит идолам. Иные присоединяют к Всевышнему «компаньонов», отрицая тем самым Его единство. А некоторые вообще отрицают Творца, полагая, что мир существует сам по себе. По их понятиям, все действия производят различные силы природы, над которыми нет никакой высшей власти. Но ишмаэлитяне верят лишь в Единого Б-га, Творца и Хозяина Вселенной.

6. На основе сказанного мы можем увидеть дополнительный смысл в словах великого кабалиста раби Хаима Виталя: если четыре царства предстают в книге Даниэля в облике четырех зверей, то Ишмаэль назван в Торе «диким человеком».

Он – «человек», ведь он – сын праотца Авраама, который молился о нем: «Да будет даровано, чтобы жил перед Тобой Ишмаэль». У него есть «заслуги отцов» (зхут авот). Кроме того, его потомки делают обрезание, хотя и не так, как евреи, – но это тоже заслуга.

Именно в силу этих его заслуг пребывание евреев среди потомков Ишмаэля будет даже более тяжелым, чем жизнь под властью четырех царств. Об этом и сказано в мидраше: ему дано имя Ишмаэль именно потому, что в будущем евреи будут стонать от тех страданий, которые причинят им потомки Ишмаэля – тогда «услышит Б-г (ишма Э-ль)», и Он «покарает» ишмаэлитян. Так предсказывал раби Хаим Виталь более четырех веков тому назад.

И хотя Эсав (прародитель одного из «четырех царств» – Рима) тоже был потомком Авраама, все же потомков Ишмаэля отличает от всех прочих наций вера в Творца. Поэтому все остальные царства сравниваются с животными, а Ишмаэль назван «человеком» – ведь он обладает верой. А вера – это основное качество человека. Мудрецы Талмуда отмечают, что пророк Хавакук сконцентрировал все заповеди Торы в одной – в вере, как написано: «Праведник верой своей будет жить» (2:4).

Однако вера Ишмаэля несовершенна, и поэтому Тора называет его «диким человеком», как это будет дальше разъяснено.

7. Впору изумиться: если потомки Ишмаэля действительно принимают власть Небес и стремятся делать всё во имя Небес, почему от них исходит столько зла?! В Торе предсказано: «И будет он диким человеком, его рука – на всех, а руки всех – на нем, и он расселится среди всех своих братьев» (Берешит, 16:12).

Необходимо понять, что его «дикость» – это стремление к безграничной свободе, к полной независимости от других. Его «дикость» проявляется в том, что «его рука – на всех». Раши поясняет: «его рука – на всех» – он будет разбойником. Ишмаэль сбросил с себя ярмо общечеловеческих правил, весь мир для него – бесхозный, и его желание сметает все рубежи. Хотя потомки Ишмаэля сохраняют веру в Творца, эта вера не способна обуздать их дурные побуждения. Они не подчиняют свои желания воле Творца. Наоборот, они утверждают, что воля Творца соответствует их желаниям.

В словосочетании פֶּרֶא אָדָם (перэ адам – «дикий человек») изменен обычный для Торы порядок слов. Ведь в святом языке сначала, как правило, ставится определяемое слово, а определение следует вслед за ним: например, «адам хахам» (мудрый человек), «адам ашир» (богатый человек) – но не наоборот. Раби Йеошуа-Лейб Дискин, прозванный «Гаоном из Бриска», указывал, что в этой перестановке слов скрыт «великий намек»: в этом словосочетании главное слово – «перэ» (дикий), а «адам» – добавочное. «Дикость» Ишмаэля – это не просто «определение», но его сущность и духовное содержание, а «человек» – только внешняя оболочка.

В этой связи Хафец Хаим говорил: Тора дана на все времена, и если в ней сказано, что Ишмаэль «будет диким человеком», значит, он навсегда останется «перэ адам». И даже если соберутся все цивилизованные народы мира и попытаются воспитать потомков Ишмаэля, чтобы они тоже стали цивилизованными и перестали быть «пэрэ адам», то им ничего не удастся сделать, ни при каких обстоятельствах они этого не добьются. …И если Ишмаэль получит образование и станет адвокатом, то все равно это будет «дикий адвокат», а если станет профессором, то это «дикий профессор».

Говоря об этом, Хафец Хаим тяжело вздохнул и добавил: «Ой-ой-ой!!! Кто знает, что этот дикий человек сделает народу Израиля в конце времен?!»

8. В святой книге «Зоар» объяснено, почему именно потомки Ишмаэля претендуют на Землю Израиля.

Вот, что там рассказано: «Прочитав строку Торы «Да будет даровано, чтобы жил перед Тобой Ишмаэль» (Берешит, 17:18), раби Хия глубоко вздохнул, заплакал и произнес: «Горе тому дню, когда Агарь родила Ишмаэля!». …Ведь Творец ответил Аврааму: «Я внял тебе по поводу Ишмаэля» (там же, 17:20) – …а затем Ишмаэль был обрезан и вступил в святой союз с Б-гом еще до того, как Ицхак появился на свет».

В течение четырехсот лет сар (ангел) Ишмаэля молил Всевышнего, говоря: «Есть ли у того, кто обрезан, доля в твоем Имени?!». «Да» – отвечал Творец. «Но ведь Ишмаэль был обрезан! Почему же у него нет такой же доли в Твоем Имени, как у Ицхака?!» – вопрошал сар. «Потому что Ицхак был обрезан так, как установлено, а этот – нет» («Зоар», Ваэра, 32а).

Здесь имеется в виду следующее: потомки Ишмаэля не делают завершающую часть обрезания, которая называется прия. В мидраше повествуется, что сразу после того, как праотец Авраам обрезал тринадцатилетнему Ишиаэлю крайнюю плоть, тот вырвался и не дал сделать ему прию – с тех пор его потомки делают обрезание без этой заключительной стадии.

В конце концов, в ответ на молитву сара, Всевышний дал потомкам Ишмаэля в награду долю в святой земле, но при этом отдалил их от источника святости в высшем мире. «Сыны Ишмаэля будут владеть святой землей, когда та будет долгие годы пустовать, – предсказано в книге “Зоар”. – …И они будут препятствовать сынам Израиля возвращаться на свою землю до тех пор, пока не исчерпается заслуга Ишмаэля за обрезание».

Мудрецы Талмуда показывают, что претензии потомков Ишмаэля на святую землю основываются на их сходстве с народом Израиля. Это сходство выражается не только в том, что они делают обрезание, но и в том, что в имя Ишмаэля, как и в имя народа Израиля, включено одно из имен Творца (как об этом говорится в приведенном выше мидраше).

Уже упоминалось, что присутствие имени Творца в имени Ишмаля является знаком того, что его потомки будут хранить веру в единого Б-га, и знаком этой веры является обрезание.

Иными словами, потомки Ишмаэля предъявляют право на Землю Израиля в заслугу своей веры – в заслугу того, что они хранят веру в Б-га. Но их сила и власть на этой земле распространяется только на тот период, когда она «будет долгие годы пустовать» – до тех пор, пока евреи сами не удостоятся поселиться там.

В упомянутом выше мидраше говорится: «В будущем Всевышний услышит стон народа Израиля, страдающего из-за того, что будут делать сыны Ишмаэля в земле Израиля в конце дней» («Пиркей де-раби Элиэзер», 32).

Имеется в виду следующее: если в будущем евреи не смогут сами укрепиться в вере, то Всевышнему придется пробудить их, чтобы они вновь поднялись на свой высочайший духовный уровень. Эта миссия будет возложена именно на потомков Ишмаэля – возвратить евреев к их вере. Они будут предъявлять претензии на владение святой землей и не согласятся ни на какие уступки, ведь эта земля «причитается» им по их вере.

Для достижения Своей цели Всевышний будет использовать «дикого человека». От него трудно найти защиту, ведь «его рука – на всех», для него нет препятствий и рубежей. Он сразит и без жалости уничтожит всех, кого сможет.

Но на деле, вместо того, чтобы достичь своих целей, потомки Ишмаэля приведут к тому, что евреи сплотятся и встанут против них с полной верой, постигнув, что никаким путем невозможно уйти и скрыться от руки Б-га. В тот горький час они возопят к Творцу из глубины сердец, и Он услышит их голоса. Тогда они удостоятся взять свою землю из рук потомков Ишмаэля, вера которых несовершенна.

9. Приход Машиаха обусловлен падением потомков Ишмаэля. В Торе повествуется о пророческом откровении праотца Авраама, в котором ему были показаны будущие страдания его потомков – евреев – в четырех «изгнаниях». В частности там написано: «…и вот ужас, тьма великая наваливается на него» (Берешит, 15:12).

В мидраше эту строку толкуют так: «ужас» – это четвертое царство (т.е. Рим и его продолжатели – европейцы), «тьма» – это царство греков, от которых потемнело в глазах Израиля, «великая» – это царство Персии и Мидии, «наваливается» – это вавилонское царство, руками которого был разрушен Иерусалим и сожжен Храм. А «на него» – это потомки Ишмаэля, «на которых прорастет потомок Давида» (т.е. Машиах), как написано: «Его врагов Я покрою позором, а на нем (т.е. на народе Израиля) засияет его венец» (Теилим, 132:18).

И еще, в старинном мидраше названы «пятнадцать вещей, которые совершат потомки Ишмаэля в Земле Израиля в конце дней». А в конце этого перечня написано: «…в их дни поднимется потомок Давида» – Машиах.

Мудрецы Талмуда и мидрашей жили в эпоху, когда не было еще никаких признаков того процесса, который они предсказали. Но они предвидели, что перед концом шестого тысячелетия истории, в конце ночи изгнания, перед тем, как засияет свет избавления, на евреев обрушится беда, связанная с потомками Ишмаэля – и именно в те дни «поднимется потомок Давида».

В мидраше предсказано, что порожденная потомками Ишмаэля беда и принесет с собою свет избавления.

Величайший кабалист рав Хаим Виталь (ближайший ученик Аризаля) разъясняет это более подробно: «Известно, что всего будет четыре изгнания – вавилонское, мидийское (т.е. персидское), греческое и изгнание Эдома (Рима). Но, кроме этого, в самом конце времен народу Израиля предстоит пережить изгнание среди потомков Ишмаэля, как об этом упомянуто в книге “Пиркей де-раби Элиэзер” и в других мидрашах, а также в книге “Зоар”, в конце главы Лех Леха. …Это последнее изгнание будет тяжелее всех, …и это царство будет агрессивней, чем все другие, …и их стремлением будет стереть народ Израиль с лица земли, …не оставив от него корня».

Из этих слов видно, что последнее изгнание, после которого наступит окончательное избавление, называется «изгнанием среди сынов Ишмаэля».

10. Страдания, которые принесут евреям потомки Ишмаэля, приведут народ Израиля к раскаянию и вернут к Б-гу, а в заслугу этого придет окончательное избавление. О подобном пути раскаяния говорится в Талмуде: если евреи не вернутся к Творцу (сами, из любви к Нему), Всевышний «поставит над ними царя, грозного, как Аман, и тогда евреи раскаются и возвратятся на добрый путь» (Санедрин, 97б).

И об этом же писал Рамбам: «Все пророки призывали к раскаянию, и народ Израиля обретет окончательное избавление лишь благодаря раскаянию. В самой Торе уже обещано, что в конце времен, при завершении изгнания, евреи возвратятся к Творцу, и тогда сразу же придет избавление, ведь написано: «И будет, когда сбудутся для тебя все эти слова, благословение и проклятие, …то ты возвратишься к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь исполнять Его волю…, ты и сыны твои». Тогда «возвратит тебя Г-сподь, Б-г, из твоего изгнания, …и опять соберет тебя из всех народов, среди которых Б-г рассеял тебя» (Дварим, 30:1-3).

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Верить и ждать. В ожидании Машиаха» выпущена издательством «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа

 


https://www.beerot.ru/?p=38244