Даат Твунот — Корень святости Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

544
корень святости

Ты уже слышала, что все недостатки в Творении – следствие сокрытия совершенства и единства Его, благословен Он. Ведь если Его единство властвует, оно полностью исправляет создание и устраняет все препятствия между созданиями и Создателем, в соответствии с тем, как мы объясняли стих (Йешаягу 59:2): «Только грехи ваши будут разделять…»[1]. И когда праведники выполняют свою работу[2], высшее единство пробуждается, и приоткрывается какая-то его часть, согласно тому, что было приготовлено работой. Не бывает работы, которая не приносила бы исправление с точки зрения раскрытия единства Создателя[3], благословен Он, которое устраняет препятствие между созданиями и Всевышним и прилепляет созданных к славе Творца. И тогда соединится бытие нижних со святостью Его, Благословенного, на всех путях, которые Он определил для распространения на них своей святости, и это и есть виды влияний, они же – все виды благословения, которыми Он благословляет сущих. *****

 Сначала усилится[4] причастность душ к Его святости, подобно тому, как часть присоединяется к своему целому[5]. В этом смысл притчи, приведённой писанием (Дварим 32:9): «Ибо часть Всевышнего – народ его», и это же объясняется в начале «Песни Песней» (1:2): «Поцелует меня поцелуями уст Его» – это показывает силу соединения. Это разновидность сильнейшей связи, которая может существовать между Святым, благословен Он, и собранием Израиля, аналогом которой может служить поцелуй у людей. И из-за силы этой связи Святой, благословен Он, изольёт на народ Израиля и на всю совокупность созданных изобилие святости, т.е. Б-жественное и духовное влияние, влияние благословения, которое приносит успех  даже в этом мире. Когда нижние будут соединены с Ним союзом любви, Всевышний пробудит любовь между Собой и ими, и станет Ему желанно их служение, подобно тому, как сказано в молитвах, установленных мудрецами: «Избравший народ Свой, Израиль, в любви», и также «Да будут желанны Тебе, Господь, Всесильный наш, народ Израиля и его молитва». Ведь именно в силу этой желанности их служение ведёт к исправлению всего созданного, как мы уже объяснили ранее[6]. Ибо только сила повеления и высшее желание позволяют исполнению заповеди оказывать влияние и исправлять. И в силу этого желания служение окажет своё влияние (на то, что может повлиять), и будет излито изобилие благословения всеми путями, для этого созданными, и обновится благословение для всей совокупности нижних, а затем достигнет каждого индивидуума, по мере того, чего он заслуживает[7]. Это пути Творца, благословен Он, «прямые пути Всевышнего», с помощью которых Он управляет нижними для их удовольствия и блага. И тот, кто углубится в это, найдёт ***** понятные причины и огромную глубину во всей Торе и во всех заповедях её, без исключения.

 И ещё сообщу я тебе нечто очень важное. У народа Израиля есть корень святости, общий для всего святого народа в силу самой их принадлежности к Израилю, даже для грешников среди них. Сказали мудрецы (Сангедрин 44:1): «Несмотря на то, что согрешил (он) — он Израиль». И хотя источник этого корня очень высоко, поскольку корнями своими Израиль восходит к Создателю, благословен Он, как сказано (Эйха 3:24): «Удел мой – Всевышний, сказала душа моя, поэтому буду я надеяться на Него», – несмотря на это, развёрнутая система управления множеством миров, со всеми механизмами, ведущими созданных к добру или наоборот, зависит не от этого, а от деяний сынов человеческих, и каждый судится по делам его. И выходит, что есть общий аспект существования народа Израиля – аспект, не рождающий многих следствий и не столь значительный, несмотря на то, что находится он очень высоко. И есть также аспект принципиальный – аспект их бытия в соответствии с работой, переданной в их руки, от которой зависят все детали великого и глубокого управления[54].

 И ещё необходимо тебе знать, что день и неделя образуют вращающийся круг, *****  как мы объясним далее, с Б-жьей помощью[8]. Главное в неделе – это Шабат, остальные же дни – не что иное как восполнение того, что связано с самим Шабатом. В Шабат обновляется влияние, а в остальные дни реализуются порождения этого влияния согласно тому, что необходимо всем созданиям день за днём, каждый день в определённом количестве, соответствующем порядку вращения. И основа дня – утро, а всё остальное время – восполнение того, что обновилось утром[55]. Вместе с тем, главное влияние нижние получают в соответствии с их главным аспектом[9], а остальные аспекты влияния, неглавные, соответствуют второстепенным аспектам созданий[10]. Это очевидно, ведь всё движется параллельно и в соответствии – влияние соответствует тому, кто его получает, а воздействие – тому, кто ему подвергается.

 И пойми, что Господь, благословен Он, возвышенный, скрытый и непостижимый совершенно, создал различные виды святости, нисходящей от Него к нижним. И даже эта святость, отличающаяся от Его собственной, скрытой и непостижимой, соответствует степени готовности получающих. И в этом тоже есть деление на уровни, Творец может излить большую или меньшую святость, есть «лёгкая» святость, а есть «святая святых», и это очевидно. И Господь, благословен Он, постоянно обновляет исправления во всём Творении, в соответствии с пробуждением нижних, как мы уже объяснили. И для любого исправления нужны все условия, необходимые для его реализации и восполнения всех его порождений. И всё это происходит посредством присоединения созданных к Создателю. Однако для обновления одного из важнейших исправлений требуется причастность созданных, а главное – народа Израиля, через важнейший аспект их сущности, самый возвышенный аспект, от которого зависит всё Творение[11]. ***** Только тогда от Всевышнего придёт важнейшее и великое влияние, необходимое для этого исправления. Однако для реализации аспектов этого исправления требуется причастность именно в тех аспектах, которые соответствуют реализуемым условиям[12], и это очевидно с точки зрения получения и градации.

 И всё это должны были знать коэны, приносящие жертвы Всевышнему – постоянную, согласно порядку её, и дополнительные, в соответствии с их законами, согласно изменению времени, как мы уже объяснили. Они должны были знать уровень причастности созданных к Создателю – на какой ступени будет эта причастность, и какого раскрытия высшей воли они удостоятся, и какое влияние последует в ответ им, всё согласно времени и требованию момента[56].

[1] См. выше «И сообщу…»

[2] Работа по искоренению зла, которое служит преградой между нами и Всевышним.

[3] Рабейну открывает нам важнейшее правило нашего служения и миссии: каждая исполненная заповедь и выдержанное испытание – это наш вклад в раскрытие единства. Это уменьшает власть зла и усиливает раскрытие единства, и приближает Творение к цели, так что при соединении всех этих раскрытий в конце концов откроется в мире единство Всевышнего на глазах у всех. Тогда Всевышний окончательно уничтожит зло; и это похоже на притчу мудрецов о большом камне, который человек должен был стёсывать понемногу, пока царь не уничтожил его совершенно и не довёл тем самым работу человека до совершенства. *****

[4] Как подготовка к исполнению заповедей, как объясняется далее.

[5] Как часть присоединяется к целому.

[6] См. выше, п.158: «И ещё мы должны знать…». Там объясняется, что каждое мгновение обновляется сила народа Израиля, полученная им на Синае, – создавать совершенство путём исполнения заповедей. Это воля Всевышнего – чтобы служение наше вносило вклад в исправление Творения. Здесь Рабейну объясняет, что способность этой силы вызывать духовное влияние и исправление в мире посредством заповедей зависит от степени причастности к Всевышнему. Поскольку в зависимости от этого будет желанно Ему наше служение, и Он будет «выбирать нас в любви», и силе этого желание будет соответствовать также и эффективность нашего служения. Поэтому мы молимся о том, чтобы наше служение было желанным. Следовательно, причастность предшествует и является подготовкой к исполнению заповедей.

[7] Эта желанность и это влияние направлены на весь народ Израиля, и каждый еврей  получает таким образом влияние, предназначенное ему, поскольку он – часть целого и связан с общей душой Израиля. *****

[54] Два этих корня (источника) связи между Израилем и Всевышним называются «Лея» и «Рахель», как объясняется в «Клалим Ришоним». Форма связи, называемая «Лея» (Зоар называет её «скрытый мир»), – корень очень высокий и скрытый, его следствия почти незаметны в мире действия. Искра из этого корня присутствует в каждом еврее, в силу той связи между Израилем и Всевышним, которая возникает из-за «пробуждения сверху», т.е. вне связи с поступками человека. Даже в самых далёких есть способность пробудиться к раскаянию и снова восстановить и усилить свою связь с корнем душ Израиля и Всевышним. Форма связи, называемая «Рахель», – это основная связь между нами и Всевышним, она зарождается с нашей стороны и устанавливается посредством наших добрых дел. То, как Всевышний правит нами, и Его влияние зависят от силы и качества этой связи. Поэтому именно Рахель – основа (хозяйка) дома. И так объяснил Агро в конце комментария к «Сифра-де-Цниюта» *****

[8] П.174.

[55] Разные периоды суток дают разные возможности для исправлений в Творении посредством служения в соответствии с различными духовными влияниями, преобладающими в них, и эти влияния приходят в соответствии с разными формами отношений между нами и Всевышним, ***** как это будет объяснено в следующем абзаце. В отношении Всевышнего к нам тоже выделяются различные формы, называемые «Яаков» и «Израиль», как объясняется в упомянутых ранее словах Агро. Ограниченное открытие – это форма, называемая «Яаков», а полное открытие – «Израиль». Основа влияния на нас происходит через отношение формы «Израиль» к форме «Рахель», это влияние, существующее в Шабат, который является источником влияния на все дни недели, как объясняет Рабейну. В будний день главное влияние происходит утром, это отношение «Яакова» к «Рахель» (так говорит Аризаль в «Сефер Гилгулим»). Поэтому главная работа совершается во время утренней молитвы (шахарит), в это время мы «украшены» талитом и тфилин, и отсюда мы получаем основу влияния на весь день. В других молитвах – середины дня и ночи – мы пробуждаем другие формы отношения Всевышнего к нам, которые не являются главными, однако восполняют  влияние, как говорит Рабейну: «Основа дня – утро, а всё остальное время – восполнение того, что обновилось утром».

[9] Устанавливаемая посредством связи, возникающей благодаря добрым делам (форма «Рахель», см. прим.[54])

[10] Посредством связи, возникающей из силы их корня в высотах (форма «Лея»).

[11] Это форма «Рахель», в соответствии с которой установлена основа правления Всевышнего над миром – по делам праведных. *****

[12] Это другие формы связи между Всевышним и Израилем, как объясняется в прим.[55].

[56] В соответствии с различными духовными влияниями, преобладающими в разные периоды дня и зависящие от различных соотношений форм «Яаков» и «Израиль» к формам «Лея» и «Рахель», коаним выполняли свою работу. В соответствии с этим мудрецы установили молитвы четырёх периодов дня: шахарит, минха, маарив, тикун хацот. *****


https://www.beerot.ru/?p=71767