Даат Твунот — «Он место мира, а не мир место Его»

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

298
место мира
  1. Сказал разум: Я всё же объясню тебе это[1] более подробно, и постарайся понять всю глубину, а также пойми сказанное мудрецами (Берейшит Раба 68:9): «Он место мира, а не мир место Его».

Ничто не обладает абсолютным (обязательным) существованием, кроме Него, благословен Он[2], ***** и всё сущее возможно только по желанию Его и, следовательно, всецело зависит от Его желания. Поэтому говорят, что всё сущее существует по слову Создателя, подобно тому, как сказано о верхних водах (Берейшит Раба 4:3, Таанит 10:1). И сказали мудрецы (Хагига 12:2): «На чём стоит земля? На столбах, а ураган находится в руке Святого, благословен Он», и ещё сказали (Ялкут Шимони): «Человек находится под ношей своей, а Святой, благословен Он, над ношей своей, как сказано (Дварим 33:27): «И под руками Его мир»». Всё это притча, смысл которой в том, что Он поддерживает всё сущее, возвышаясь над ним[3].

И правило здесь, как уже было сказано, такое: поскольку сотворённые сущности совершенно не обязательны с точки зрения Творца, следовательно, их существование поддерживается исключительно простой волей Его. И пойми, что только эта воля и решение Его даёт место для всего сущего, и без них не было бы даже места. Только Он один, Благословенный, первичен, но не мир, как утверждали считавшие: «поскольку Он первичен, неизбежно мир первичен также» (как будто творение – неизбежный закон, присущий природе Творца!) Наоборот, согласно сущности Всевышнего, нет никакой необходимости в созданных. Ведь пока не захотел и не решил Он создать их, не было даже места для их появления! Создание не заложено в Нём, как может быть заложено нечто в человеческой природе. Только Он один существует неизбежно, и ничто, кроме Него[4]. Только когда Творец пожелал и решил, что они возникнут, появилось место для них, и никак не  иначе. Следовательно, только после принятия этого решения Творец создал место для строительства зданий, построенных в дальнейшем. *****

И вот что ещё пойми. Известно нам, что Святой, благословен Он, радуется делам своим, и они прославляют Его, как сказано (Псалмы 104:31): «Да будет слава Всевышнего во веки веков, да возрадуется Всевышний делам своим». Не подумай, однако, что до появления созданных не хватало Ему, Благословенному, радости или славы! Напротив, как уже было сказано: с точки зрения простой сущности Всевышнего для созданных вообще нет места, и ничто подобное просто не имеет отношения к Нему. Однако Он пожелал создать их, и тогда, согласно Его желанию и замыслу, они стали для Него, если можно так выразиться, источником радости и славы. Поскольку, несомненно, именно воля Его[5] даёт существование созданным, и если бы создания не возникли[19], она оказалась бы неисполненной[6]. И это как будто место для возведения будущих зданий, ***** которое пусто, пока эти здания не будут построены[7]. И не только сами созданные, но и все пути проявления власти, и законы, и способы влияния – всё, о чём мы говорили как о соответствующем нам, а не Ему, всё это имеет смысл только в силу Его воли сотворить создания[8], и только по этой воле возникли они все и не являются обязательными. Всё это тоже часть зданий, наполняющих пространства, поскольку и то, и другое[9] необходимо для реализации Его воли, и это очевидно. Этого объяснения нам достаточно.

  1. Сказала душа: В этой области мне всё понятно. Теперь хотелось бы разобраться с сущностью человека. Это тема, которую, как я чувствую, необходимо понять точно, ведь вокруг человека сосредоточено всё, и на нём лежит груз работы.
  2. Сказал разум: Ты совершенно права, человек – это идея, венчающая всё творение. Следовательно, только тот, кто поймёт сущность его с полной ясностью, поймёт содержание всего того, что предшествовало ему[10], ведь всё двигалось только к этой цели. *****
  3. Сказала душа: Однако здесь нам предстоит открыть многое!
  4. Сказал разум: О трёх вещах будем мы говорить: сущность человека, труды его и плоды его трудов.
  5. Сказала душа: Если так, поле исследования необычайно широко!
  6. Сказал разум: Мы затронем основы, а выяснение подробностей оставим мудрому – и пусть он станет ещё мудрее.
  7. Сказала душа: Говори.

[1] См. введение, сделанное в конце п.56: что воля Всевышнего – это то, что даёт возможность существованию всего.

[2] О том, что такое «обязательное существование», см. выше в начале п.36. *****

[3] Всевышний даёт возможность существования всему Творению, «несёт» и поддерживает его, однако Он бесконечно выше всех миров – «Святой, благословен Он, над ношей своей».

[4] Творение не является неотъемлемой частью природы Всевышнего, как действия человека, которые проистекают из его сущности и природы. Если бы было так, можно было бы сказать: «Так же, как первичен Всевышний, так и Творение первично, поскольку в Нём корень Творения». Это не так, Творение было однажды создано простым желанием Всевышнего. Простым – значит ничем не ограниченным и потому не постижимым для нас желанием, которое не зависит ни от каких причин. Поэтому нельзя сказать, что Творение первично. (См. п. 36, прим. 18). Существование Всевышнего абсолютно необходимо и самодостаточно и отрицает любое другое независимое существование, «нет ничего кроме Него», «нет другого кроме него». Только из-за Его желания дать место и возможность существования Творению стало возможным его появление, ***** и существование сотворённого постоянно зависит от этого желания.

[5] Желание, чтобы появились создания.

[19] Здесь Рабейну объясняет проблему, которой занимались наши мудрецы (Рамбам в книге «Морэ Нэвухим», часть 3, гл. 13; Маараль в книгах «Дерех Хаим» и «Беэр А-Голе»). Поскольку «всё, что создал Святой, благословен Он, в мире Его, создал во славу Его, ведь сказано: « Всё называется именем Моим, и во славу Мою создал Я, образовал и сделал»», то на первый взгляд акт Творения как будто что-то добавляет к Всевышнему, а именно вышеназванную славу. И также можно задать вопрос: поскольку Всевышний сотворил, чтобы было кому получить Его добро, ведь «свойство добра – нести добро другим» (см. п.18, прим. 6), то на первый взгляд Творение добавляет Всевышнему возможность нести добро.

 Рабейну объясняет, что только после того, как Творец пожелал и создал реализацию своего желания, чтобы дела нижних несли Ему славу, в этих делах появилась необходимость и существует возможность прославлять и радовать Всевышнего. Перед этим не было нужды и не было возможности, а потому не было и никакого недостатка. Выходит, что необходимость и возможность (славить Всевышнего) зависит от обновления и постоянства этого желания. Только после того, как Он создал правление добра и закон, гласящий, что «свойство добра – нести добро другим», появилась необходимость в получателях добра. Однако и необходимость эта вновь создана только ради нас, с тем, чтобы мы могли как будто выполнить Его желание, дав возможность принести нам добро. Исполнение этого желания и есть слава Всевышнего. Вот как объясняет Рабейну цель творения в книге «Питхей Хохма вэ-Даат»: «В Своём желании нести добро захотел Всевышний создать создания, которые это добро получат….и его (создания) заслуга – в том, что осуществил желание Творца, который хотел чтобы Его добро приняли». Исполнение желания Всевышнего в том, что своими добрыми делами мы как будто позволяем Ему быть добрым с нами.

 Если так, Всевышний открыл нам Своё намерение в Творении ради нас самих, чтобы знали, в чём и как мы можем исполнить Его желание. Таким же образом можно объяснить значение слов Рабейну в книге «Путь праведных» (начало 1-ой главы): ***** «насладиться святостью Его – это обязанность человека в мире» — то есть обязанность человека – подготовить себя к этому, поскольку это желание Всевышнего. (Сравни с «Нефеш А-Хаим»: «что к этому стремятся праведники в своих каванот и молитвах на высочайших ступенях»). Этим объясняется то, что намерения Создателя «нести добро» и «создать всё во славу Себе» неразрывно связаны между собой. И так объясняет Рабейну в конце п.128: «Всё, что создал Святой, благословен Он, в мире Его – создал во славу Его, а слава в том, что Всевышний возрадуется всем делам своим и как будто будет у Него возможность дать всем насладиться Его делами и Его добром». Эти слова – фундамент для высших ступеней служения Всевышнему, и в них можно углубляться до бесконечности. *****

[6] Т.к. желание Его не восполнено. *****

[7] До того, как расчищена площадь для постройки, нет недостатка в том, что отсутствует здание, а затем, когда место отведено под строительство, появляется недостаток в отсутствии здания и необходимость его строить.

[8] Поскольку открыл Своё желание, чтобы появились создания – создал законы творения и образы действия для исполнения этого желания.

[9] Создания с одной стороны, пути управления и законы мышления – с другой.

[10] Такие явления, как совершенство и недостаток, их законы, которые были приготовлены до сотворения человека. *****


https://www.beerot.ru/?p=71730