Даат Твунот — Природа Творения и роль Израиля в ней

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2133
роль израиля
  1. Сказал разум: Для того, кто смотрит невооружённым глазом, разные аспекты создания кажутся в начале разрозненными и ***** несвязными, т.е. не связанными единой целью, а имеющими свои, отдельные цели, достигаемые самостоятельно, без связи с другими аспектами. Ведь есть так много видов неживой природы, растений и животных, и нет между ними связи и отношений, из-за которых они бы нуждались в помощи друг друга и объединялись бы общей целью. Как будто создание каждого имело свою, отдельную цель, и ей подчинены все его аспекты. Безусловно, вместе с тем во всей природе просматривается упорядоченная иерархия. Любой, кто задастся целью исследовать сущность разных созданий, обнаружит чёткую градацию, начинающуюся на небесах и спускающуюся до земли. И если рассмотреть все виды, то окажется, что все они расположены один вслед за другим в чётко упорядоченной иерархии.

 Тот, кто углубится в мудрость, откроет, что все создания связаны друг с другом неразрывной связью, что все они необходимы для реализации смысла Творения, заложенного в него высшей мудростью, и все они объединены общей целью. Условия достижения этой цели многочисленны и связаны очень глубоким порядком – это, собственно, и есть все многочисленные части Творения. Поэтому все они соотносятся друг с другом в порядке, установленном высшим замыслом, и все вместе дадут прекрасный плод, достойный быть результатом всего Творения[1]. И идея эта очень глубокая, так как мудрость, необходимая здесь, широка до бесконечности – знать роль всех сущих и их участие в достижении общей цели. И сказали мудрецы (Авот, конец главы 6): «Всё, что создал Святой, благословен Он, в Своём мире – создал для славы своей». Необходимо, однако, понять сущность этой славы, поскольку и это – понятие новое, как и остальные нарицательные имена, относимые ***** к Творцу[2]. И когда поймёшь это имя[3], то можешь понять и роль каждого создания в восполнении этой славы: почему каждое из них необходимо для её восполнения и как все они объединяются этой целью[4]. А пока нам достаточно знать общее правило – что все элементы Творения, без сомнения, связаны между собой и объединены общей целью. Следовательно, настоящий смысл их раскрывается не в обособленном существовании каждого согласно его природе, а в их связях друг с другом и объединении для достижения общей цели. И только в этом их восполнение, так как это именно то, что необходимо для достижения цели, ради которой они созданы, – той всеобщей цели, которую мы уже упоминали.

 И заметь, что даже в действии (т.е. в объектах Творения, а не в его законах) зло проявляется в мире только в отдельных составляющих, до того, как они объединены в нечто целое, и нет совершенной вещи, в которой присутствовало бы зло[5]. И это безусловно так, поскольку известно нам, что всё сделанное Творцом хорошо, а всякий видимый недостаток любого из элементов восполняется другим элементом, для этого предназначенным. И недостаток существовал только потому, что не были выполнены все условия восполнения предмета, в котором он присутствовал, если же все условия выполнить, то останется только добро. И само действие подтвердит верность этого положения. А в конце концов подтвердится это по отношению к всеобщему действу ***** – всему круговороту нашего мира.[6] Тогда осуществится обещанное (Йешаягу 12:1): «Возблагодарю Тебя за то, что гневался на меня». Тогда будут завершены все части действа, и окажется оно только истиным добром. И поэтому следует сказать, что сначала Святой, благословен Он, приготовил природу такой, как мы объяснили – все виды в соответствии с их сущностью, каждый сам по себе, согласно иерархии. И в таком состоянии существуют смерть и ущерб, поскольку ущерб находится в каждом виде по отдельности, в соответствии с их сущностью. А их соединение вместе и объединение общей целью является исправлением для всех, поскольку таким образом они выходят из-под власти зла и избавляются от него. И мы уже упоминали этот момент: «Все, что создал Святой, благословен Он – создал для славы своей»[7]. А слава в том, чтобы Всевышний возрадовался всем творениям своих рук, и тогда Он как будто «сможет» одарить их своим добром[8]. И всё правление Его направлено только на то, чтобы привести всё к полному исправлению, так чтобы зло перестало существовать. Но плод этот появится только как результат соединения всех действий[9].  И выходит, что когда разные виды существуют сами по себе, вне связи друг с другом, то существуют смерть, унижение и ущерб, а в их соединении коренится исправление и избавление от зла.

  1. Сказала душа: Слова твои ясны и понятны сердцу. Но ты все ещё не объяснил важность Израиля, как обещал, и пока я не вижу связи с этой темой.
  2. Сказал разум: Я уже объяснил смысл изменений, ***** происходящих во влиянии Всевышнего на этот мир[10], которые, в свою очередь, вызывают изменение следствий, т.е. событий, происходящих в мире. Однако первопричина всего этого и смысл изменений во влиянии связаны с Израилем, и сейчас я объясню это. Святой, благословен Он, относится к Израилю, как отец к сыну, как мужчина к жене своей юности, т.е. к нам обращены все Его желания, как сказано (Песнь Песней 7:11): «Я для друга моего, и ко мне (обращено) его желание», и также (Псалмы 40:6): «…для нас чудеса Твои и замыслы», и также сказано (Ваикра 26:9): «И обратился к вам… и умножил вас». Это значит, что Святой, благословен Он, как будто жаждет насладиться созданием и радоваться ему, как сказано (Псалмы 104:31): «Возрадуется Всевышний делам своим». И когда Он в самом деле обращается к ним, то из-за любви к ним и радости, которую они Ему доставляют, Он как будто думает о них, и не перестаёт нести им благо, и умножать их, и постоянно обновлять для них Своё добро, влияя на них по-разному, но всегда самым подходящим образом для их исправления и блага, как отец, обращающийся с любовью к своему сыну. И главное из всех созданий – Израиль, поскольку их жаждет Создатель, как сказано в Песне Песней: «Я для друга моего, и ко мне его желание», а остальные создания зависят от них[11]. Потому что если обратится Всевышний к Израилю с любовью, то постоянно будет обновлять блага, одно за другим, для всего мира, блага истинные и совершенные[12].

 Однако тяжелы последствия греха, когда Святой, благословен Он, отворачивается от Израиля (не дай Б-г), как муж, гневающийся на жену свою, или отец, гневающийся на сына. О таком времени сказано (Берейшит 6:6): «И опечалился в сердце», поскольку не рад Творец миру и тому, что создал его, и тогда прекращается всякое влияние и ***** исчезает успех[27*]. И выходит, что зло рождается только из-за сокрытия лица, т.е. из-за того, что Господь, благословен Он, не обращает лик свой с любовью к нижним мирам и не рад им, а это – причина всякого прекращения влияния.

И знай, что на самом деле предвидел Святой, благословен Он, деяния праведников и злодеев278*. И учат нас этому мудрецы в Мидраше (Берейшит Раба 3:10): «В начале создания мира предвидел Святой, благословен Он, деяния праведников и дела злодеев». И так сказали (Мудрецы) (Берейшит Раба 8:4): «Что сделал Святой, благословен Он? Отдалил от себя пути злодеев, взял в помощники милосердие, и так сотворил мир». Это значит, что всё создание мира было основано на предвидении будущего, поскольку знал Всевышний всё, что должно произойти, и готовил порядок, необходимый для всех будущих событий. И когда предвидел деяния праведников – радовался, и родился из этого порядок доброго влияния. А от предвидения дел злодеев родилось отсутствие влияния и разрушение. С тех пор это стало законом управления. Поскольку деяния праведных вызывают радость Его, благословен Он, и это источник всех благ, а дела злодеев как будто печалят Его сердце, а это – источник всех зол. *****

Заметь: если бы Господь, благословен Он оказывал влияние на мир в соответствии с делами  злодеев[13], мир не смог бы существовать[14]. Однако Он, оттолкнул дела злодеев которые не вечны, а обречены  исчезновение и связал Своё влияние с делами праведных, им уготовано существовать вечно, и силой этих дел Творец создал мир и поддерживает его. И ещё установил Создатель закон, в силу которого добро неизбежно побеждает, вплоть до полного исчезновения зла из мира.

И выходит, что на самом деле весь порядок управления и все его проявления в мире основаны на народе Израиля, на том, что Всевышний обращается к ним с любовью или отворачивается от них[15]. Таким образом, Израиль занимает центральное место во всём Творении, а остальные создания зависят от него.  И сейчас мы больше не будем углубляться в эту тему. Нам необходимо знать то, что мы уже упомянули в начале: от того, что Он,  благословенный, обращается к низшим мирам с любовью, происходят все улучшения в мире, ухудшения же – от того, что Он отворачивается от них.

 И это, собственно говоря, всё, что нам нужно знать о создании зла. Теперь же объясним порядок, который установил Господь, благословен Он, для его исправления и удаления из Творения, дабы исправить всё сущее, вплоть до полного исправления, которое произойдёт в будущем.

 Прежде всего необходимо знать, что несмотря на то, что Всевышний создал возможность разрушений в мире, Он сделал это не для того, чтобы сохранить их навсегда, а, напротив, для того, чтобы очистить от них мир и привести его к полному исправлению. И потому постановил Всевышний, что разрушение не будет приводить к полному прекращению существования объекта, не оставив ***** о нём даже памяти, а будет таким, чтобы его можно было исправить; таким, чтобы даже разрушенное создание смогло существовать до тех пор, пока не вернётся в прежнее состояние, как выздоровевший больной[16]. И ты увидишь истинность этого во всём происходящем в мире. Разрушение не способно уничтожить добро, но может только повредить ему, затем же разрушение исчезает, а добро возвращается в прежнее состояние. Даже смерть, самое глубокое из всех разрушений в мире, не является окончательной, ведь существует воскрешение мёртвых. Несмотря на то, что тело возвращается в прах, луз (небольшая кость в затылке) сохраняется в любом случае (см. Ваикра Раба 18:1) для того, чтобы из него восстановилось всё тело. И тем более то, что не так глубоко, как смерть, является не полным уничтожением, а разрушением, которое можно исправить.

Так и Израиль в изгнании опускается до состояния праха, как сказано про него (Эйха 3:6): «Во тьме оставил меня, как умерших навечно». И вместе с тем написано (Ваикра 26:44): «И несмотря на это, когда будут они в земле врагов своих, не станут Мне отвратительны и не отвернусь от них окончательно»[28], и написано также (Малахи 3:6): «Потому что Я, Всевышний, не изменяю[29], и вы, сыновья Яакова, не исчезнете». Это значит, что Святой, благословен Он, никогда не разочаровывается в творениях своих рук отвергая их от себя. И хотя Творец допускает их порчу, это не значит, что Он оставляет их совсем, оттолкнув двумя руками. Он лишь допускает, чтобы они терпели лишения, поскольку известно Ему, что в конце концов это пойдёт им только на пользу. Поэтому Он всегда поддерживает их существование, хотя и закаляет в горниле испытаний многочисленными и тяжёлыми страданиями. А потом они снова распустятся, подобно лозе, и зацветут, как земля, дающая всходы, и как сад, взращивающий свои семена[30]. ***** А доказательством этому могут послужить сами семена, которые разрушаются в земле, но не исчезают бесследно, а снова прорастают из праха. Следовательно, Господь, благословен Он, не создал для своих творений полного уничтожения, а создал только разрушение, которое можно исправить. Это то, о чём мы уже говорили раньше: что Создатель не отождествляет имя своего совершенства[31] с уничтожением и злом. Напротив, свойство совершенства – поддерживать всё хорошее, и даже при всех недостатках, которые есть во время разрушений, Он не покидает их, простираясь[32] над ними, дабы поддержать добро, чтобы оно не прекратило своё существование.

И это наглядно видно на примере человека, в соответствии с тем, что мы объясняли выше, проводя параллель между состояниями человека и отношением Всевышнего к миру. Когда человек умирает, душа оставляет его, а тело, становясь прахом, возвращается в землю, как это было изначально. И параллель ясна: ведь человек, с одной стороны, построен из тьмы телесности – тёмное тело, возникшее от сокрытия лица Его, благословен Он, как мы объясняли[17], а с другой стороны – из духа, оживляющего и очищающего тело, и дух этот – порождение света лица Всевышнего, которому предназначено восполнить недостатки созданий. Пока Всевышний относится к человеку в соответствии с этим порядком, человек живёт в этом мире. Однако когда Творец отвернёт ***** от него свой свет, оставив только тьму, которая заложена в природе человека, – тогда душа покинет тело, и тело останется подобным мёртвому камню, а затем и вообще рассыплется из-за того, что Всевышний отвернул от него Своё лицо. Об этом написано так (Псалмы 104:29): «Когда сокроешь лицо Своё от них, придут они в ужас, заберёшь дух их – погибнут и в прах вернутся». Однако поскольку Создатель, благословен Он, не скроет лицо своей доброты навсегда (ибо некий отблеск Его света будет проникать в тьму сокрытия все время, пока существует мир), то и тело также не прекратит своё существование совершенно, и душа не покинет его окончательно. Вот какое знание получили (от предыдущих поколений) наши Мудрецы: вместе с костями в могиле остаётся некая жизненность, названная мудрецами «пар костей», и он поддерживает мёртвых для будущего воскрешения, так, чтобы восстав, не оказались они новыми созданиями, но теми, которые однажды уже жили и умерли. И сказано об этом у пророка Йешаягу (58:11): «И напоит твою душу во время жажды, и укрепит кости твои».

  1. Сказала душа: То, что ты говоришь, очевидно; ведь в самом деле, не может быть такого, чтобы Создатель стал презирать деяние рук своих! Он сохранит всё доброе, а зло удалит в круговороте событий.

[1] Когда мы различаем в Творении определённую иерархию, то уже в этом узнаём мудрость Всевышнего. Однако тот, кто углубится в мудрость, узнает, что все части Творения связаны друг с другом и все вместе они ведут к единой цели – раскрытию славы Всевышнего. Даже зло и недостатки приводят к исправлению, когда знают своё место и роль в соединении всех частей Творения. Все разрушения происходят из-за незнания единства Творения, из-за того, что люди видят лишь отдельные части, которые иногда как будто противоречат друг другу, как будет объяснено далее. Сокрытие всеобщей связи и единства всех частей Творения – это и есть недостаток совершенства, который порождает уничтожение, упомянутое в конце п.126. *****

[2] Выше (в п. 46) объяснено, что все нарицательные имена характеризуют отношение Всевышнего к созданным, и имена эти сотворены ради них, а не являются свойствами самого Всевышнего. Кроме того, объяснено выше (п.48), что почёт, который Всевышний получает от созданий, не нужен Ему, благословен Он. Просто после того, как Он ради нас создал и открыл нам это желание, с нашей стороны появилась возможность исполнить его соблюдением Торы и заповедей.

[3] Смысл славы подробно объяснён далее, в п. 160.

[4] Как сказали мудрецы: «Всё, что создал…создал только для славы Своей, как сказано: «всё называется…и для славы Моей создал»». Другими словами, всё созданное появилось только для славы Его. И когда поймём глубину понятия «слава», поймём и особенную долю и роль всех созданных в восполнении славы небес.

[5] Ранее объяснялось, что на своём месте в Творении – т.е. внутри чудесного механизма – зло служит доброй цели, поскольку оно даёт возможность праведному возвыситься, победив зло и выбрав добро: «Его предназначение – быть побеждённым, а не победить». Как сказано в Геморе (Баба Батра 16:1): «Намерения Сатана и Пнины были ради неба» (т.е. с благой целью; кто такая Пнина, см. Шмуэль 1). Однако когда человек вырывает зло с отведенного ему места, и видит в нём самостоятельную ценность, ***** и хочет получить от него любую другую, дополнительную пользу – тогда оно превращается в чистое зло и смерть.

[6] Из суммы всех действий – «всеобщего действа», производимого на протяжении всего существования мира, т.е. «мирового круговорота», откроется, что все части мира и все происходящие события внесли вклад в восполнение Творения, включая также и зло, поэтому мы будем признательны и за то, что «гневался на меня».

[7] Зло, находясь на отведённом ему месте, тоже служит славе Всевышнего. На человека возложено привести всё Творение к славе Всевышнего, установив своим служением все составляющие Творения на отведённые им места, т.е. использовать всё для выполнения воли Всевышнего. Посредством этого человек «возвышается, и мир возвышается вместе с ним» («Путь праведных», часть1).

[8] См. прим.[19].

[9] Во время всеобщего исправления, когда откроется совершенство Творения посредством соединения всех событий. См. в конце п.170. *****

[10] В путях и законах правления Всевышнего.

[11] Ядро, вокруг которого всё Творение объединяется в стремлении к единой цели – Израиль, поскольку Израиль – носитель славы Всевышнего, и все устремления правления и освещения лица Всевышнего сосредоточены на нём. Назначение всех других частей Творения – служить ему инструментом для выполнения его задачи. Поэтому познание чудесного порядка Творения, в котором каждая деталь находит своё место для блага, связано с познанием достоинства Израиля как центра и основы Творения.

[12] Так сказано в книге «Путь Всевышнего» (2:4:9): «Однако с поступками Израиля связал Всевышний исправление всего Творения и его возвышение, и как бы подчинил Своё правление их делам: светить и нести изобилие или скрываться и отстраняться, в зависимости от их поступков. Дела же других народов не прибавят и не убавят ничего в состоянии Творения и в раскрытии Всевышнего или Его сокрытии, хотя и принесут вред или пользу им самим» и т.д.. Это значит, что излияние добра Всевышнего всему миру зависит только от действий Израиля. Поэтому с ними связана слава Всевышнего, она возносится, когда добро Всевышнего изливается на всех созданных Им, поскольку именно таково Его желание. (как объяснялось в конце п.128).

[27*] В книге Маараля «Беэр А-Голе» объясняется, что «и огорчился в сердце» сказано по отношению к получающему (т.е. человеку, а не Всевышнему). Когда «получающий» поступает дурно, Всевышний ограничивает Своё влияние на него. С другой стороны, радость Всевышнего – это усиление влияния, когда получающий становится достойным его. Так же объяснено Рабейну далее: «деяния праведных вызывают радость Его, благословен Он, и это источник всех благ, а дела злодеев как будто печалят Его сердце, а это —  источник всех зол». *****

278* Всевышний управляет Творением в соответствии с поступками людей, т.е. с пробуждением снизу. Однако с самого начала Творения приготовлены все пути добра и зла, соответственно поступкам, которым только предстоит свершиться. Это и есть «ожидание» (предвидение) дел праведных и злодеев, в соответствии с которыми создано Творение и установлены пути исправления и разрушения, для того, чтобы приготовить все возможности для обладающего свободой выбора человека. *****

[13] если бы.

[14] Если бы Всевышний дал поступкам злодеев ту же силу и влияние как и поступкам праведных, мир не мог бы существовать. Поэтому «отделил пути злодеев» — т.е. ослабил силу влияния и установил злу закон, что его влияние будет ограничено, существование его будет временным и оно исчезнет из-за усиления добра чтобы показать силу единства Всевышнего в победе добра и совершенства.

[15] В начале Творения было установлено так, чтобы все рамки и законы действовали соответственно поступкам сынов Израиля. Их добрые поступки приводят ***** к освещению лица Всевышнего и несут добро Израилю, а через него – всему миру, или наоборот. Это заключено в словах мудрецов «В начале – ради Израиля, называемого первыми (главными) плодами», см. комментарий Раши на начало «Берейшит».

[16] Начало исправления в том, что Всевышний ограничил возможность зла разрушать, ***** и даже среди разрушений сохранил искру добра и святости, с которой сможет начаться исправление, развиваясь и усиливаясь.

[28] Союз «не отвергну», который был заключён с Праотцами, прежде всего подразумевает вечное духовное существование – то, что зло никогда не сможет окончательно уничтожить святость народа Израиля и всегда, даже внутри разрушения, сохранится духовность, которая даёт возможность возвращения и исправления. И следствием этого является физическое существование Израиля, которое не прервётся на протяжении всех изгнаний, во все периоды.

[29] Согласно этим словам, смысл стиха «Не изменю…» — общий план Творения, в котором вы – особенный избранный народ и с вашей помощью будет достигнута цель Творения. Поэтому «…и вы, сыновья Яакова, не исчезнете».

[30] Согласно стиху (Йешаягу 61:11): «Как земля даст всходы и как сад взрастит свои семена,  ***** так Всесильный Господь взрастит справедливость и славу (Израиля) на глазах всех народов» — освобождение уподобляется ростку, произрастающему из семени, оставшегося от умершего растения. Когда оно (семя) уже почти сгнило в земле, из него выходит новый росток, как приведено далее. И на это похожа аллегория «снова распустятся подобно лозе» (Ошеа 14:8): в конце лета (после уборки урожая и подрезки) от виноградной лозы остаётся только небольшой обрубок ствола, а когда приходит срок, он выпускает новую лозу и листья и расцветает большим пышным кустом.

[31] «Имя Его совершенства» – это имя «бытия» Творца, благословен Он («бытие» – это буквальный перевод слова «гавайя», которым заменяют четырёхбуквенное имя Творца, состоящее из тех же букв, но не читаемое), влияние совершенства, дающее совершенное бытие. Это имя упомянуто только после того, как было закончено Творение (после первых семи дней), когда мир был восполнен – «полное имя в полном мире» (Берейшит Раба 13:3).

[32] Корень этого слова на иврите, «рахеф» – «порхать» – имеет числовое значение 288. Это намёк на 288 искр святости. Первоисточник этого намёка мы находим в стихе «а земля была хаотична…, и дух Всесильного порхает («мерахефет») над водой». Это означает, что с самого начала Творения было приготовлено влияние под названием «дух Всесильного»  сохраняющееся даже в состоянии полного хаоса и ужаса. Эти искры святости, опустившиеся в мир хаоса, позволяют духовности сохраниться даже в состоянии разрушения и смерти, и из них произрастёт исправление, как объясняется в писаниях Аризаля. *****

[17] Ранее, в п.70. *****


https://www.beerot.ru/?p=71749