Даат Твунот — Пророчество Моше — и остальных пророков

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

661
  1. Сказала душа: Теперь меня затрудняет другое. Из твоих слов получается, что нет разницы между пророчеством Моше и остальных пророков. Ведь все они видят один и тот же образ и в то же время понимают, что с точки зрения истинной сущности Всевышнего никаких образов быть не может.
  2. Сказал разум: Сейчас я покажу тебе огромную разницу между пророчествами Моше и других пророков. Другие пророки не могли увидеть в полной мере даже этот, особенный пророческий образ, он возникал перед ними как будто за стенами, или отражаясь в нескольких зеркалах, или в замутнённом зеркале. Это объяснили мудрецы: ***** «Какая разница между Моше и другими пророками? Рабби Йегуда говорит: все пророки видели через девять зеркал, а Моше – через одно. А мудрецы говорят: все пророки видели через мутное зеркало, а Моше – через чистое» (Мидраш Раба, Ваикра 1:14). Поскольку даже тот образ, который видели другие пророки, они видели не в полной мере, то не вполне постигали его смысл, а соответственно, и в объяснении не хватало им многого. Это очевидно, ведь Святой, благословен Он, показывает пророку образ для того, чтобы сообщить ему знание, в этом пророческом образе содержащееся; видя образ, пророки постигают идею, содержащуюся во всех деталях образа. И если сам образ не виден пророку в полной мере, то и идею он не может воспринять во всех деталях, но только то немногое, что видно из части образа[1]. А вот Моше по крайней мере пророческий образ постигал ясно[2], и поэтому знание его было совершенным настолько, насколько это возможно для созданного. Моше достиг максимально возможного пророческого знания, однако и он видел только то, что было ему разрешено увидеть, это очевидно.

 Я расскажу тебе ещё кое-что о пророческом видении. Несмотря на то, что пророки видят пророческий образ, нет необходимости в том, чтобы они видели это видением, подобным материальному зрению, – они видят зрением духовным. Одно и то же можно увидеть и материальным зрением, и душой, свободной от тела, и в обоих случаях объект наблюдения будет идентифицирован, однако способ видения будет разным, в каждом случае соответственно его природе. Душа может увидеть то, что внутри бочки или за стеной, а глазу это недоступно в силу самого способа, которым он видит, ибо глаз видит только то, что может видеть в соответствии с границей, установленной для него Всевышним. Однако саму бочку глаз увидит своим способом ***** и идентифицирует её как бочку, а душа – своим путём и тоже идентифицирует её как бочку. Таким образом, пророкам не нужно видеть формы, называемые «лев» или «орёл» (см. Йехезкель 10:14) и т.п., так, как увидел бы эти формы материальный глаз; пророки видят духовным зрением, и это очевидно[3].

  1. Сказала душа: Всё же мне бы хотелось узнать, зачем нужны эти изображения? Разве не было бы достаточно, если бы Святой, благословен Он, сообщил то, что хотел сообщить – знание или будущее – без того, чтобы показывать образы?
  2. Сказал разум: Это я могу объяснить тебе легко и просто. Как мы уже объясняли, Святой, благословен Он, хочет открыться человеку путями, ему, человеку, доступными. Создания самой формой своей указывают на высшие качества и влияния, являются их образами. Поэтому Господь, благословен Он, показывает пророкам свою славу как образы, ей созданные, поскольку всякая форма, существующая внизу – не что иное как образ соответствующего ей качества и влияния на верху. И заметь, ведь это тоже одно из качеств Всевышнего – отображать свойства Его влияний и качеств в формах нижних, так, чтобы формы эти могли дать представление о влияниях[60]. И создал Господь, Благословенный, особый совершенный порядок, согласно которому среди разнообразия форм созданных можно найти примеры ***** для всех аспектов того, что находится наверху и что Всевышний хочет показать нам. Более того, это является причиной всего разнообразия форм созданий, в этом многообразии нет ничего случайного[4], но всё объясняется в соответствии с этой основой – формы низших созданий создают представления о высших и духовных аспектах. И это связано с возвышенностью высшей славы – что пророк видит высшие аспекты с точки зрения их отношения к самим созданиям[5], в которых они отражаются.

 Есть в этом ещё большая глубина. Порядок и путь, которые избрал Всевышний для отображения аспектов высшего влияния в формах нижних, оказывают огромное влияние на сами эти создания во всех их формах. Например: поскольку Всевышний хотел отобразить Своё наблюдение за всем созданным через форму глаза, есть и у человека глаз. Кроме того, поскольку хотел отобразить качества наблюдения (качество доброты, качество суда и качество милосердия) в цветах – белом, красном и зелёном, то человеческий глаз различает эти цвета. И если бы Всевышний не захотел отобразить эти аспекты таким образом, то были бы у человека другие органы и части тела, это очевидно. И так же со всеми другими свойствами созданных, их качества и их утверждение в одно время одним способом, а в другое – другим создают весь спектр состояний всех созданных объектов, – и всё это зависит только от того, как хотел Всевышний отобразить высшие категории в формах созданий. ***** И выходит, что это явление – важнейший источник самих созданий и всего происходящего с ними. Поэтому Господь, благословен Он, показывает свою славу пророку через эти образы, чтобы он постиг качества влияния, и также отображает их в нижних формах, так, чтобы пророк постиг и хорошо понял эффект, который оказывает на нижних воздействие высшего влияния, и все элементы, которые в этом задействованы[6].

И выходит, что пророки видят образы огней, больших и малых, восходящих или опускающихся, движущихся или стоящих на месте, и множество образов, подобных образам нижних, которые мы находим в Писании. Пророки видят их духовным зрением, как мы уже объяснили, и посредством этих образов могут размышлять и понимать тайный порядок высшего влияния и управления. Образы указывают на качества в соответствии со смыслом самой картины. Например, форма диска, окружности, у которой нет ни правой стороны, ни левой, ни начала, ни конца, указывает на одно общее провидение, охватывающее каждое наблюдаемое явление одинаково. Прямая форма, обладающая разделением на правую и левую сторону и середину, имеющая голову (верх, начало) и ноги (низ, конец), указывает на ступенчатое, направленное провидение, идущее от верхнего к нижнему, располагающее всё наблюдаемое в иерархии; так же и отдельные элементы будут находиться одни справа, другие слева[7]. Объяснение этому таково: наш низменный мир находится под влиянием общего провидения для его существования по воле Всевышнего, и с точки зрения этого существования нет разницы между разными видами и разными людьми, и одинаково необходимо существование высшего колеса (т.е. небесных тел, космоса) и крошечного комара. ***** Выходит, что Б-жественное провидение охватывает (окружает) всё созданное, не делая различий[8], и провидение  как будто «несёт» их всех, и все они поддерживаются его силой. Однако провидение правосудия, которое связано со служением, – это провидение, разделяющееся на множество частных деталей, поскольку Милосердный, благословен Он, взвешивает каждую вещь на весах справедливости, как ко благу, так и к злу, всякую вещь саму по себе, с конкретной причиной, соответствующей её сути[9].

 Если Всевышний захочет показать пророку свою великую силу, поддерживающую всё сущее, и Своё провидение, охватывающее весь мир в равной степени, не давая ничему остаться без внимания или скрыться от Его всевидящего ока[10], Он покажет, как свет, исходящий от Него, окутывает весь мир, подобно небосводу, окутывающему всю землю со всех сторон, и так сказано (Йехезкель 1:22): «И образ над головами животных – небосвод». А когда Он хочет показать Своё правосудие – покажется пророку как царь, сидящий на троне[11], и в правой руке Его справедливость, а в левой – правосудие, и все создания предстают перед Его справедливым судом. *****  А если захочет Создатель, благословен Он, показать конкретные силы, поддерживающие мир, одну за другой, подобно тому, что сказали мудрецы (Хагига 12:2): «На чём стоит земля? На столбах, а столбы на воде… и всё это подвешено в руке Святого, благословен Он», – то покажет пророку множество колёс (сфер), одно внутри другого, и каждое верхнее держит находящееся ниже него, а мир в центре всего, а Он, Благословенный, наблюдает за всем и поддерживает всё[12]. А когда захочет показать ступенчатую иерархию сил, следующих одна из другой, где низменный мир следует последним, как мы уже объясняли в другом месте[13], то покажет Он пророку множество ступеней, одну ниже другой, и мир в самом низу[14]. А когда захочет показать степень достоинства созданий, близких к Нему, благословен Он, и далёких от Него, в ступенчатом порядке, или сами качества, в которых Он проявляется, близкие к Его совершенству и удалённые от Него и в большей степени сообразные нижним, – то покажет пророку уровни, находящиеся один внутри другого, как комната внутри комнаты, или как одежда поверх одежды, а низменный мир – самый внешний, внешний по отношению ко всем[15].

Более того, все эти видения могут быть показаны одновременно, если захочет Всевышний показать все аспекты, упомянутые нами, и их следствия, всех вместе. И это так несмотря на то, что они противоречат друг другу[16], как в примере, приводившемся выше: «Нагота жены брата твоего…» и «…придёт жить с ней», а также «помни» и «храни», сказанные одним речением. Поскольку то, что выше природы, не ограничено законами природы. И даже во сне, который тоже подобен пророчеству (как сказали мудрецы: «сон – одна шестидесятая пророчества» (Брахот 57:2)), происходит это явление. Во сне человек может «увидеть» то, что невозможно увидеть «наяву», картины во сне меняются мгновенно, и человек не замечает, как происходит их смена. Можно увидеть человека во сне и думать, ***** что это Реувен, а через мгновение считать, что то, что он видит, – дом или камень. Другими словами, возникают соединения (сочетания), невозможные для физического зрения. Тем более это относится к пророчеству, которое вообще за пределами природы. Святой, благословен Он, пошлёт пророку любой образ, какой только захочет[61], как мы уже объяснили выше[17].

  1. Сказала душа: Твои слова дали ответ на многое. И теперь, прежде чем мы завершим наш диалог, хочу задать тебе небольшой вопрос, ответ на который не так уж необходим, но мне было бы приятно его услышать.
  2. Сказал разум: Спрашивай.

[1] В числе того «немногого», что открывается им в пророческом видении, поймут в той же степени и объяснение, относящееся к этому частичному открытию. Ведь уже объяснялось (п.180), что понимание объяснения – это часть переданного пророческого откровения.

[2] Безусловно, и Моше тоже постигал не сущность Всевышнего, а только пророческий образ. *****  Однако его он постигал в совершенстве и с полным пониманием, поскольку видел образ в совершенстве.

[3] Пророк видит духовным зрением духовные корни льва, из которых возникает материальный образ льва во всех его деталях. *****

[60] Это качество – сфира «малхут» (царство). Это корень созданных (как сказано в п.158 и прим.[41]), оно определяет формы и свойства созданных – так, чтобы они во всех деталях были аналогиями образов правления Всевышнего. Поэтому «малхут» — источник пророчества, так как посредством этой аналогии пророк уподобляет форму её источнику (т.е. образу правления Всевышнего). Так сказано в «Клах Питхей Хохма»: «Малхут называется «изображением» Всевышнего, поскольку он (малхут) является причиной уподобления, упомянутого нами при рассмотрении сфирот, – поскольку он корень нижних и всех их состояний, и там (в сфире Малхут) заложено это явление – что законы будут видны в формах нижних, хотя там эти формы духовные, ведь всё выстроено по ступеням… и оттуда потом приходят в материю». *****

[4] =случайно.

[5]Пророк не может постичь собственно качества Всевышнего, он их постигает только в той мере, в которой это касается созданных – т.е. постольку, поскольку они являются источниками созданных и происходящих с ними событий. (Так сказано в «Клах Питхей Хохма», продолжение цитаты из прим.[60]): «Нет у человека силы, позволяющей ему постичь высший свет, но только в том (он его постигает), как он относятся к нему, в той мере, в которой он является источником форм (нижних)…и поэтому не могут постичь его (люди), но только в малхут, который играет роль изображения», поскольку качество «малхут» — корень созданных (см. прим [60]). *****

[6] Вывод: простое объяснение, приведённое выше, говорит, что пророк видит изображения созданий, которые своими формами и качествами намекают на высшее правление. Однако более глубокое объяснение заключается в том, что они не просто намекают; но сами качества Всевышнего образуют и устанавливают формы и свойства созданий во всех их деталях. Поэтому посредством пророческих образов и их объяснений пророк постигает соотношение между качествами Всевышнего и созданиями – каким образом создания во всех деталях возникают из качеств Всевышнего, и как возникает из них то, что происходит в нижних мирах. Он также постигает внутренний смысл Творения, которое создано в такой форме, чтобы служить выражением многообразия путей правления Всевышнего.

[7] — закон и милосердие. *****

[8] Общее провидение поддерживает существование мира, поскольку он и создания необходимы для цели Творения – ради того, чтобы служащие Всевышнему могли пользоваться ими для служения. Поэтому их существование поддерживается не в заслугу их поступков, а в силу их необходимости для цели Творения. С этой точки зрения не важна разница между разными видами и разными людьми, поскольку все они получают поддерживающее их влияние вне зависимости от собственной важности, и ничтожное создание получает поддержку в той же мере, как и находящееся на очень высокой ступени. На это свойство указывает окружность, у которой нельзя различить верх и низ, т.е. нет иерархии, и неразличимы правая и левая сторона, т.е. нет заслуги и вины. Всевышний даёт им существование Своим общим провидением, и они поддерживаются Его силой ради цели, а не в силу их поступков.

[9] Рабейну называет непосредственное провидение (см. выше: частное, ступенчатое, конкретизированное провидение) – справедливым провидением, поскольку оно следит за тем, кто служит Всевышнему, с тем чтобы управлять им по делам его в соответствии с точным судом. Поэтому у него (этого провидения) вертикальная форма (прямая форма, вид столба), у которой есть верх и низ, и это значит, что провидение это наблюдает и влияет в соответствии с уровнем служащего Всевышнему. И есть у него правая и левая сторона, указывающие на провидение в соответствии с заслугой или виной.

[10]Общим провидением Всевышний тоже следит за всеми созданиями – «человек не укроется и нет скрытого от глаз Его провидения», однако Он не наблюдает за людьми и не направляет происходящие с ними события в соответствии с деталями закона, а делает это только на общей основе, исходя из необходимости существования мира. Эту идею демонстрирует свет, охватывающий всё и содержащий всё в себе.

[11] Образ царя, сидящего на троне, который видит пророк, соответствует упомянутой выше вертикальной форме, которая намекает на иерархию (голова, ноги и т.д.) и правую и левую стороны – т.е. отображает правление правосудия во всех деталях. См. выше в п.80: все органы человека отображают непосредственное провидение; уши – это то, что Всевышний слышит наши молитвы, и так все органы намекают на различные элементы правления правосудия. *****

[12]Согласно этой картине, внешнее важнее внутреннего, поскольку внешнее – причина, приводящая к его появлению и поддерживающая его существование, см. прим. 523, где объясняется смысл обратной картины.

[13] В начале п.158.

[14] Например: возникновение материальности из духовных корней, которые находятся на более высокой ступени, пророк увидит как цепь, спускающуюся сверху вниз.

[15] В этой картине внутренний – важнее и более близок к конечной цели, а внешний – это его инструмент (средство), как одежда.

[16]Например, образ общего провидения (круглая форма) отличается и противоречит образу непосредственного провидения (вертикальная форма), однако поскольку их действие сплетено вместе, пророк их видит одновременно, и так же одновременно он видит образы других правлений. *****

[61] Рабейну подробно объясняет тему пророческих видений, поскольку с их помощью объясняются притчи и образы истинной мудрости (каббалы), которые не случайны, а являются объяснением пророческих видений. Так говорит Рабейну в «Маамар А-Викуах»: «Так я говорю тебе: что в целом видение высшей славы посредством пророческих образов – это всё древо сфирот и парцуфим  (лиц), и то, что опустили в своих объяснениях пророки, объяснили мудрецы. Пророк, которому Всевышний покажет свою колесницу (см. начало книги Йехезкеля), увидит всё упомянутое в словах Рашби и всё, что сказали объясняющие его слова. Поэтому разъяснения этой мудрости (каббалы) – не просто притчи, а истина, то есть всё то, видели пророки в видениях высшей славы и её колесницы. Несмотря на то, что известно нам, что всё, что видели пророки – это воображение, и они сами знали это, как сказано: «Кому уподобите Меня…», однако (существует) необходимость знания всех этих пророческих видений…  Эти видения сообщают видящим их пророкам и мудрецам понимающим пророчества все порядки и законы правления». ***** Сначала Рабейну сказал: «не просто притчи», а затем: «однако (существует) необходимость знания всех этих видений». Рабейну хотел сказать, что поскольку сама суть правления Всевышнего непостижима, как сказано: «Ведь вы не видели никакого образа», то по отношению к ней все видения пророков не более, чем притча – «образ Всевышнего увидит». Однако по отношению к пророку это свет, который освещает его душу, посредством которого образ правления Всевышнего и Его качества отражаются в душе пророка. То же самое относится к образам каббалы, которые выражают видения пророков, часть из которых объясняется в этом пункте. Глубокое объяснение этого найдёшь в книге «Клах Питхей Хохма». *****

[17] В конце п.180.


https://www.beerot.ru/?p=71781