Даат Твунот — Раскрытие единства Всевышнего и отрицание нескольких родов заблуждений

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2228
отрицание

Раскрытие единства Всевышнего — основа Творения

  1. Сказал разум: Теперь, если обратим сердца наши ко всем деяниям Всевышнего, тем, что уже произошли с момента появления человека на земле, и тем, что обещаны нам через пророков в будущем, то увидим, что прояснится для нас в результате всего в полной ясности — безраздельность единства Всевышнего. Ведь очевидно, что остальные аспекты неисчерпаемого совершенства Творца не могут быть прояснены для нас вообще, так как нет у нас средств, чтобы постичь их. Например, известно, что Он мудр – но не постичь нам всей глубины мудрости Его, известно, что Он знающий, но недоступна нам глубина знаний Его. Поэтому сказали мудрецы наши, благословенной памяти: «Да, Ты мудр, но неизвестной нам мудростью, Ты понимаешь, но неизвестным нам пониманием» (Тикуней Зоар). И поскольку эти аспекты непостижимы, выходит, что нам запрещено их исследовать. О подобных же исследованиях сказано: «В непостижимом для тебя не ищи новых знаний, ***** скрытое от тебя не исследуй» (Хагига 13:1). И также сказано: «Если рвется сердце твое (к подобным знаниям), верни его на место» (Сефер Йецира, раздел 1:48).

А вот единство, напротив, может открыться нам и проясниться во всей полноте[1]. И как следствие этого недостаточно того, что оно прояснится нам само, а обязаны мы обратить сердце к знанию этому, дабы укоренилось оно там прочно, без всяких оговорок. И это именно то, что заповедал нам Моше от имени Всемогущего: «И узнаешь в тот день, и примешь сердцем своим, что Создатель — это Всесильный, на небе вверху и на земле внизу нет подобного». И уста самого Всевышнего свидетельствуют и провозглашают, что все собранное по крупицам из всех круговоротов событий, происходящих по воле Всевышнего в мире,[2] — все это раскрытие Его абсолютного единства. Как сказано в книге Дварим (32:39): «И увидите тогда, что Я — это Я, и нет силы, подобной Мне», а сказано это было в завершение описания всего круговорота событий, которому предназначено свершиться в мире, ведь именно этому посвящена песня «Гаазину…» («Слушайте…»), как подтвердил сам передавший нам писание, и венчают ее слова «И увидите тогда, что Я — это Я…». И об этом сказано однозначно у пророка Йешаягу (43:10-13): «Ради того чтобы узнали вы и поверили Мне, и поняли, что Я — это Я, до Меня не было другой силы и после Меня не будет. Я – Всесильный, и нет кроме Меня ***** спасителя». И далее (Йешаягу 44:6): «Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет властелина». И также (Йешаягу 45:6-7): «Ради того, чтобы узнали от востока и до запада, что нет никого, кроме Меня, Я – Всесильный, и нет другого. Образующий свет и сотворивший тьму, приводящий мир и сотворивший зло, Я – Всевышний, делающий все это». Как видишь, неоднократно повторяется форма обращения «Ради того, чтобы узнали…», «ради того, чтобы узнали и поняли….». Очевидно, воля Его в том, чтобы узнали мы это знанием полным и осмысленным. И суть торжества, обещанного Им Израилю – раскрытие единства Его на глазах у всех. И упоминания об этом неисчислимы в словах пророков, мир им: «И возвысится один только Всевышний в тот день» (Йешаягу 2:11); «И будет Всевышний Царем… В этот день будет Всевышний един, и имя Его едино (Захария 14:9); «И тогда обернусь ко всем народам, и будут взывать к имени Творца и служить все вместе» (Цфания 3:9). И в конце концов это то, о чем свидетельствуем мы каждый день, постоянно (Дварим 6:4): «Слушай Израиль, Б-г — Всесильный наш, Б-г – один!».

Выходит, что Его абсолютное единство – это все, что действительно проясняется для нас из беспредельности Его неисчерпаемого совершенства. Ведь если вглядишься внимательно во все происходящее под небом, увидишь единое движение, осуществляемое в мире, и завершение его[3] – раскрытие этой истины.

Теперь нам необходимо понять это единство, и как мы должны выполнять то, чего желает от нас Творец. И это заповедано нам писанием (Дварим 4:39): «И примешь сердцем своим, что Создатель – это Всесильный». Слышится отсюда, что необходимо полное понимание и верный подход к этому. И уже говорил я, что вопрос этот широтой подобен морю, по которому нам придется плыть, утоляя нашу жажду познаний.

  1. Сказала душа: Что за особое понимание необходимо здесь? Ведь единство – это значит, что Святой, благословен Он, один, и нет никого, кроме Него!
  2. Сказал разум: Конечно, это общий смысл единства, но мы должны развить его, рассмотреть в деталях. Именно это имеет в виду писание в словах: «Тебе дано было увидеть, чтобы знать… нет других, кроме Него» (Дварим 4:35). И объяснили мудрецы: «…даже колдовство[4]» (Сангедрин 67б). Значит, когда мы говорим, что Святой, благословен Он, един, недостаточно понять, ***** что Он один обладает абсолютным существованием, то есть нет никого другого, чье существование было бы обязательным, кроме Него[5], и нет творца, кроме Него. Мы обязаны понять также, что нет, кроме него, никакого другого властелина или правителя над миром и всеми созданиями, и нет никого, кто мог бы помешать Ему, и нет препятствий воле Его. И все это потому, что власть Его единственна и абсолютна. И это то, что объясняет писание: (Дварим 32:39) «Увидите тогда, что Я…. Я принесу смерть и оживлю, и нет спасения от руки моей». И также сказано (Иов 23:13): «И Он один, и кто противостоит Ему!?». И также мы свидетельствуем перед Ним (Иов 9:12): «Кто скажет Ему, что делать?». И знай, что это одна из фундаментальных основ нашей построенной на знании веры, как еще будет объяснено далее.

Однако главное в этом знании — отрицание нескольких родов заблуждений, укоренившихся в сердцах людей: отчасти в сердцах идолопоклонников, отчасти в сердцах множества простых и неученых людей и народов мира, а также ранних вероотступников Израиля, отошедших от Торы.

Две категории идолопоклонников известны нам. Одни из них считали, что Святой, благословен Он, отстранился от вещей низменных и не следит за ними. Вместо Него есть другие – звезды, созвездия, подвластные им ангелы и все их воинства, и именно они управляют миром. Поэтому они установили им служение, ***** возвели для них жертвенники, и приносили им там жертвы и воскурения, дабы получить от них помощь в своих делах. Другие говорили (не дай Б-г): есть две власти, одна творит добро, другая – зло. Они считали, что у всякой вещи есть свой антипод. Следовательно, если Святой, благословен Он – абсолютное добро, должен быть напротив Него тот, кто являет собой абсолютное зло. От двух этих источников, говорили они, происходят все события в мире, часть из них хорошие и часть из них — плохие[6]. Этот вид упомянут в Талмуде: «От середины и вверх – Урмиз, от середины и вниз — Аурмиз», — так сказал идолопоклонник Эмеймару (Сангедрин 39:2).

Третье заблуждение свойственно множеству людей. Они считают, что все процессы в мире протекают согласно законам природы, которые вложил Создатель в нижние миры, и их (людей) старание и расторопность помогают, а лень – вредит. Об этом сказано в книге Дварим: «Мощь моя и крепость руки моей принесли мне это богатство[7]» (8:17). А еще они говорят, что все в руках судьбы[8], и нет разницы между праведником и злодеем, и нет ничего, кроме естественного хода вещей — ни добра, ни зла[9]. (Для фаталистов — а именно так мы привыкли называть эту разновидность людей — судьба является своего рода законом природы, который действует непреложно. Поэтому Рамхаль включил их в этот пункт) *****

Четвертое заблуждение – заблуждение народов мира. Они говорят: «Согрешил Израиль, и нет ему спасения от Всевышнего» (Псалмы 3:3), «Серебром оскверненным назвали их…» (Йермиягу 6:30). Они утверждают, что Святой, благословен Он, избрал евреев и дал им возможность выбора — быть праведными или злодеями, а они творили зло, лишив тем самым Его, благословен Он, возможности отплатить им добром. Как сказано: «Твердыню, сотворившую тебя, лишил ты силы (помочь тебе)» (Дварим 32:18). И пришлось Ему оставить их и заменить другим народом, ведь Израиль уже невозможно спасти[10]! Так говорят они, и изгнание, которому не видно конца, как будто подтверждает это, пугая сердца, слабые в истинной вере.

Пятое заблуждение – заблуждение злодеев Израиля, тех, которые признавали своего создателя, но умышленно восставали против Него, как Амон, сказавший: «Единственное мое желание – прогневить Его» (Сангедрин 103б), и другие, подобные ему. И у пророка сказано: «Прогневить славу Его» (Йешаягу 3:8). Им казалось, что они могут сделать что-то против воли Творца и разгневать Его дурными делами своими, так, как может человек вызвать гнев товарища, помимо его воли. Еще были такие, которые хотели противостоять Ему с помощью колдовства и чар или знанием ангелов, Ему служащих, и их функций. Как говорит мидраш Эйха Раба: «Говорили они Йермиягу: «Мы окружим его (Иерусалим) стеной воды, мы окружим его стеной огня[11]»».

Тот же, кто верит в единство Творца и понимает смысл этого единства, должен верить, что Святой, благословен Он, один, единственен и един. Что нет для Него никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему ни под каким видом и ни с какой стороны. ***** Мало того, что нет никакой власти, способной противостоять Ему; Он сам создает добро и зло, как сказал Йешаягу (45:7): «Образующий свет и сотворивший тьму, приносящий мир и сотворивший зло. Я – Создатель, приносящий все это»[12]. Нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире, нет никаких наместников или другой силы, как считали идолопоклонники[13]. Более того, Он сам непосредственно управляет всеми созданными, все происходящее в мире происходит по воле Его, и руками Его, не случайно, не по законам природы или судьбы. Он сам судит всю землю и все находящееся на ней и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения[14]. Абсолютность единства Его включает также невозможность принудить Его каким-либо способом. Весь порядок правосудия и законы, Им установленные, – все без исключения зависит от воли Его, а не Он подчинен им. Если Он хочет, то как будто подчиняет свою волю делам человеческим, как мы учим в трактате Авот (3:19): «Все судится по большинству дел (плохих или хороших)», а если хочет, то вообще не принимает в расчет дела и несет добро в доброте своей тому, кому хочет[15][7], как было сказано Моше: «И проявлю милость к тому, к кому будет милость Моя» (Шмот 33:19). Объясняет Гемора (Брахот 7:2) — даже если он не достоин. И уже было сказано в книге Иова (35:6): «Если согрешишь, как это повлияет на Него? И (даже) многочисленные преступления — что сделают Ему?». Сказал также Йермиягу (50:20): «Будут искать преступление Израиля — и нет его… ***** потому что прощу Я тех, кого оставлю». И пишет Йешаягу: «Ради себя, ради себя Я сделаю это, потому что как могу Я оскверниться?» (48:11) (перевод согласно Таргуму), и также: «Я, Я тот, кто сотрет преступления ваши ради себя, и грехи не вспомню» (43:25). И также сказано (Захария 3:9): «И истреблю грех земли этой в один день».Это утешение нам, поскольку не по делам воздастся нам, и не будет Он ждать заслуг наших, и не заменит нас за недостатком таковых[16], а свершит все в силу клятвы, которой поклялся праотцам, и союза, Им заключенного. И даже если не будет заслуг у Израиля, когда придет назначенный срок, день, скрытый в сердце Его, в любом случае освободит нас, без всякого сомнения, ведь Он — господин всему и может сделать все, что угодно Ему.

  1. Для того чтобы понять, например, мудрость или доброту, необходимо дать им положительное определение, т.е. определить то, что есть – сущность мудрости или доброты. Поэтому, т.к. мудрость и доброта Всевышнего, как и остальные качества Его проявления, безграничны, невозможно дать им определение и полностью понять их сущность. Для понимания единства, напротив, необходимо определение от противного (отрицательное), т.е. понять то, чего нет, поскольку суть единства в том, что нет другого, кроме Него, нет властителя, кроме Него, и нет препятствий Ему (см. пп.38, 40). Следовательно, суть этого явления – отрицание, и мы можем и обязаны понять его с полной ясностью. Впрочем, и здесь можно различать более глубокие степени постижения (см. предыдущее примечание).

  2. Согласно стиху: «Он вращает круги по замыслу своему, чтобы привести их в действие» (Иов 37:12). Цель, которая должна быть достигнута как результат всех событий и переворотов, происходящих в мире, — это раскрытие единства Его, благословен Он, на глазах у всего мира. *****

  3. Т.е. конечная цель

  4. Мудрецы хотели сказать, что не только нет другой высшей (духовной) силы, кроме Него, но и нет никакой силы, действующей самостоятельно. *****

  5. Вот как говорит Рабейну в книге «Путь праведных» (1:1:3): «Еще необходимо знать, что наличие этой сущности обязательно (абсолютно необходимо и безусловно), ее отсутствие невозможно». Другими словами, существование всего созданного носит случайный (т.е. условный) характер – могло быть, а могло и не быть. Творец же существует обязательно и невозможно, чтобы Его не было. См. там же, п.6: «И вот что еще тебе необходимо знать: сущность эта безусловно одна, и нет другой. Т.е. не может быть так, чтобы было несколько обязательно существующих сущностей». Это именно то, что хочет сказать здесь Рабейну: «нет такого, чье существование было бы обязательным, кроме Него». Всевышний – единственный, чье существование обязательно, а сущность сотворенных — это иное явление, условное (случайное) существование, полностью зависящее от Его воли. И так говорит Рабейну в книге «Клалим Ришоним»: «…Порядок правил, включающий все аспекты созданных, на котором все эти аспекты построены — это истинность Его единства, вплоть до того, что истинность Его существования обязательна, и Он — центр всех достоинств совершенства». *****

  6. Поскольку не смогли объяснить противоречие сосуществования добра и зла и привести их к общему знаменателю, то «вывели» аксиому: «не существует вещи без ее противоположности», и поэтому утверждали, что существование добра делает обязательным существование зла и это две власти, противостоящие друг другу.

  7. Эта разновидность также верит в существование Творца, как и другие перечисленные здесь, однако они ошибочно посчитали, что после того как Святой, благословен Он, установил законы природы, они (законы) действуют самостоятельно. Поэтому их можно подчинить своим нуждам и использовать по желанию.

  8. Они ошиблись и решили, что есть высшие силы, действующие посредством звезд и созвездий. А природа и человек управляются только ими, и нет у человека власти над ними, и праведность или злодейство человека не влияют ни на что. См. конец п.160 и далее, где объясняется высказывание мудрецов: «Все зависит от судьбы».

  9. Две эти теории, объединенные здесь вместе, в принципе противоречат одна другой. Первые считали, что расторопность человека при использовании законов природы приносит плоды. Вторые считали, что все определяется судьбой и дела человека не приносят плодов вообще. Однако общее между ними то, что происходящее в этом мире, по их мнению, не управляется правосудием в зависимости от добрых или злых поступков человека. *****

  10. Это претензия христиан, которые, утверждая, что верят в письменную Тору, нуждаются в объяснении, позволяющем отрицать статус Израиля как народа Всевышнего, избранного народа, как написано в Торе. Они отрицают саму основу единства Всевышнего и утверждают, что поскольку Он дал выбор человеку и установил законы награды и наказания, то Он, Всевышний, связан и ограничен поступками людей и был вынужден отменить избранность Израиля из-за его дурных поступков.

  11. См. «Матанот Кэуна»: «Заставляя поклясться именами высших князей (ангелов), окружим Йерушалаим стеной воды». Они считали, что после того как установил Всевышний законы действия ангелов, а также сил нечистоты и колдовства, и открыл человеку пути их использования, люди могут использовать их для своих целей по желанию и осуществлять свои замыслы даже против воли Всевышнего. См. там же, далее в мидраше: «Сказал им Святой, благословен Он: «Меня вы используете?!» Встал и изменил имена ангелов, ***** и тот, кто управлял водой, встал над огнем. Снизу взывали к их именам и не получили ответа. Это смысл сказанного: «Сделаю бесполезными святых князей (ангелов)».

  12. Против второго заблуждения.

  13. Против первого заблуждения.

  14. Против третьего заблуждения. *****

  15. [7] Отмена действия закона, предусматривающего, что Святой, благословен Он, относится к нам соответственно делам нашим, указывает на Его единство, т.е. на то, что Он не связан никакими законами и ограничениями. Раскрытие единства – это центральная ось Творения, как сказал Рабейну в конце этого пункта: «И оказывается, что раскрытие Его единства и есть то, чего хочет высшая воля; и в соответствии с этим намерением Он установил законы для созданных Им». Другими словами, все законы связаны общей целью – раскрытием единства. Поэтому отмена действия каких-либо законов, например, законов выбора (см. далее п.44), законов награды и наказания («добро добрым и зло злодеям»), отмена власти и силы, переданных Святым, благословен Он, злу – все это исходит от высшей цели Творения, как будет объяснено далее. В контексте слов Рабейну становятся понятны стихи, приводимые далее: «Ради себя, ради себя Я сделаю…»; «Я, Я тот, кто сотрет преступления ваши ради себя…» — т.е. Святой, благословен Он, уничтожит грехи ради раскрытия своего единства. Стирание грехов послужит инструментом для достижения цели Творения – раскрытия единства. И осквернение Всевышнего посредством греха обратится таким образом в инструмент и средство для освящения Его имени. *****

  16. Против четвертого заблуждения


https://www.beerot.ru/?p=39146