Даат Твунот — Создание зла

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

797
грех злоязычия
  1. Сказал разум: Сейчас нам необходимо понять первое состояние человека, состояние, в котором он пребывает в этом мире, в то время, когда на нём лежит обязанность служения. Что такое служение в общем, мы уже определили. Это устранение всякого присутствующего в создании недостатка, того самого зла, которое существует сейчас и в будущем прекратит своё существование. И именно на человеке лежит миссия постараться устранить зло сначала в себе, а затем и во всём Творении, насколько это в его силах[1]. Как сказали мудрецы (Сангедрин 37:2): «Обязан человек сказать: для меня создан мир». И ещё объяснили мудрецы в мидраше (Ялкут Шимони, Ошеа, 532) слова пророка (Ошеа 14:2) «потому что споткнулся ты в грехах своих»: «Сказал раби Синай – это подобно камню, возвышающемуся на пересечении дорог, о который спотыкаются люди. И сказал Царь: стачивайте его понемногу, пока не придёт срок и Я не уничтожу его совершенно»[2]. Теперь необходимо разъяснить подробности этого служения и то, каким путём человек и мир придут к исправлению.*****

 Первым делом надо прояснить концепцию существования зла в этом мире, которое, собственно, и является причиной существования служения; понять его границы, сущность и последствия, которые оно вызывает, в чём его великая сила, что её подтачивает,  как сказали мудрецы, и что устранит это зло из мира. Посмотри, сущность зла совершенно нова, Всевышний по воле своей привнёс её в мир, дабы испытать ею человека и создать возможность служения. Прежде не было даже намёка, не существовало ничего похожего на зло, ведь Всевышний – абсолютное добро и совершенство. Всё добро, даже если оно вновь созданное, непосредственно относится к Всевышнему и соответствует Ему[3]. А зло, напротив – совершенная противоположность Всевышнему, и не было ничего подобного злу до тех пор, пока Он не создал его волей своей. И только силой своих неограниченных возможностей мог создать Всевышний то, что является Его полной противоположностью и не имеет к Нему никакого отношения, показав тем самым, что возможности Его не ограничены ничем. И это то, что имеет ввиду пророк (Йешаягу 45:7) сказав: «Образующий свет… и создающий зло. Я – Б-г, делающий всё это». Однако, создавая зло, Он, Благословенный, создал его с тем, чтобы уничтожить. И создал его в тех рамках, с той природой и законами, которые были желанны Ему, поскольку в любом случае зло было создано только для того, чтобы принести добрый плод праведникам, отплатить им добром.

  1. Сказала душа: Необходимо добраться до самой сути этого явления, поскольку вижу я, что узнаю из этого много нового.
  2. Сказал разум: Безусловно, но прежде я хочу представить тебе одну фундаментальную идею.
  3. Сказала душа: Говори. *****
  4. Сказал разум: Ты должна знать, что всё, что существует и происходит, не может существовать или происходить без постоянного влияния Творца, и от этого влияния зависит рождаемая им сущность. Понятие это прекрасно объяснил великий учитель Рамбам в своей книге «Наставник заблудших» во многих главах 2-й части, в частности, в 12-ой, на примере влияния звёзд, которое, как нам известно, порождает всё, что есть в нашем нижнем мире. Так сказали мудрецы (Берейшит Раба 10:6): «Нет травинки внизу, у которой не было бы покровителя на небе, который бьёт её, говоря: «Расти!»»; и как приводит далее Рамбам в своём объяснении. Однако звёзды влияют в соответствии с законом, заложенным в них Творцом, и распространяют только то влияние, которое получают от Него. Ибо только Всесильный, благословен Он, – источник всего проливающегося на мир изобилия и влияния. И объяснил Рамбам, благословенна память его, в 12-ой главе, что «источник живой воды», упомянутый Йермиягу (17:13), а также «с тобой источник жизни», как сказал царь Давид, – это изобилие бытия (проистекающее от Творца). Суть же этого учитель (Рамбам) сформулировал так: «Теперь, когда ясно нам, что Он вне всякого тела и всё сущее – дела рук Его, мы можем сказать, что мир постоянно возобновляет своё существование благодаря волеизъявлению Творца и от Него проистекает всякое изменение в этом мире. Скажем также, что влияет Он своей мудростью», смотри там.

 Вместе с тем, как ты уже слышала, ни одно из действий, которые совершает с нами Создатель, не является чем-то присущим Его природе, проявлением Его простой сущности[4], которая выше всех благословений и восхвалений, поскольку Он, Благословенный, возвышен над всем, что относится к созданным. Всё это явления, которые Всевышний породил по своей воле и желанию, представляющие собой разные способы влияния, с помощью которых Он пожелал воздействовать на мир в порядке, установленном Его мудростью. И все они относятся к сотворённой реальности, которую задумал Всевышний. ***** И выходит, что как причины, так и следствия созданы волей Творца[5]. Причины – это способы влияния и их пути, а создания – их следствия. И создал Благословенный способы влияния в соответствии с видами творений, которые Он хотел создать, поскольку каждый способ влияния порождает одно, соответствующее ему создание. Это очевидно, ведь излияние мудрости – это одно, излияние могущества – другое, излияние богатства – третье, и так во всём.

  1. Сказала душа: Разве Всевышний не мог создать всё одним видом влияния?
  2. Сказал разум: Под «влиянием» (волеизъявлением или излиянием, перевод приведённого в оригинале слова может меняться в зависимости от контекста) мы имеем в виду то, что спускается от Всевышнего к созданным и воздействует на них. Поскольку мы не можем различать эти виды влияния с точки зрения субъекта действия (ибо не знаем, каким образом действует Всевышний), то можем рассуждать только с точки зрения подвергающихся воздействию. И если приходит от Творца к созданию могущество – говорим, что это было влияние могущества, т.е. Творцу было угодно проявить влияние, порождающее могущество. Если же придёт мудрость – значит, это влияние мудрости, и это просто[24].

Но вернёмся к теме добра и зла. Мы видим рождение добра и зла в этом мире. Какие влияния, по-твоему, их создают? *****

  1. Сказала душа: Разве это не очевидно? Излияние добра порождает добро, излияние зла – зло.
  2. Сказал разум: Две вещи скажу тебе. Во-первых, от Святого, благословен Он, не проистекает зло, потому что Он – источник добра, а из источника добра не может исходить зло.
  3. Сказала душа: Если так, откуда берётся зло? Ведь написано: «Делающий мир и создающий зло» (Йешаягу 45:7).
  4. Сказал разум: Написано «создающий зло», а не «делающий зло». Он сотворил саму сущность зла, без этого его бы просто не было, но Он не совершает его прямым действием[25].
  5. Сказала душа: Как же тогда зло совершается?
  6. Сказал разум: Написано (Псалмы 30:8): «Господь, по воле своей поднял Ты меня на вершину силы; когда скрыл Ты от меня лицо Своё, пришёл я в ужас». И также (Псалмы 104:29): «Сокроешь лицо Своё – придут в ужас созданные». И Моше, учитель наш, сказал (Дварим 31:17): «И скрою лицо Своё от них, и станут (они) добычей». Это значит, что добро Всевышний совершает прямым влиянием добра, а зло – не что иное как отсутствие этого влияния, прекращение его в большей или меньшей степени. Волеизъявление добра необходимо для всего, что является благом для создания; если это волеизъявление прекратится совсем, создание прекратит своё существование, а если волеизъявление, ***** не прекратившись совсем, потеряет своё совершенство – в создании возникнет недостаток. Например: если влияние, поддерживающее жизнь, совершенно – создание живо и здорово. Если прекратится – создание умрёт. А если не прекратится совсем, но перестанет быть совершенным, то создание не умрёт, но заболеет, и жизнь его будет мучительна. И это очевидно. Выходит, неверно было бы сказать, что добро и зло – это два вида влияний, как ты думала. Это порождения влияния и его отсутствия, полного или частичного[6].
  7. Сказала душа: Это во-первых[7], а что ты мне собирался сказать во-вторых?
  8. Сказал разум: Если внимательно разобраться в сущности вещей, то увидишь, что всякое зло – это отсутствие соответствующего добра. Если взять все существующие явления, называемые добром, и дать им определения, а затем так же определить все явления, называемые злом, мы увидим, что любое зло – отсутствие добра[8]. Поэтому нельзя сказать, что есть два вида влияния. Есть влияние и его отсутствие, полное или частичное.
  9. Сказала душа: Если так, наш мир, который очевидно является сплетением добра и зла, создан двумя путями: влиянием и отменой влияния.
  10. Сказал разум: А разве это удивительно? Ведь это очевидно и не подлежит спору! Всё хорошее рождается от влияния ***** Всевышнего, а плохое – от его отсутствия и недостатка. И раз уж мы видим добро и зло, понятно, что Всевышний создал два явления: проявил волю свою, и сдержал её проявление, и так создал два упомянутых творения.
  11. Сказала душа: Одного только я не могу понять. Когда ты говоришь, что влияние порождает создания – это хорошо; но как порождает их отмена влияния[9]!? Из отсутствия не может родиться сущность! И тогда неизбежно одно из двух: или Святой, благословен Он, создал зло положительным действием, или зла просто не может быть.
  12. Сказал разум: Когда мы говорим, что Святой, благословен Он, сотворил мир, то следует понимать, что сначала были сотворены общие законы, а затем их частная реализация, т.е. сначала сама природа, а затем составляющие ей объекты[10]. И когда Святой, благословен Он, пожелал создать природу, сочетающую в себе добро и зло, то сначала изъявил волю свою, создав природу, и это является добром. Однако Он отстранил часть проявленной воли, а именно позитивные ориентиры и предпосылки совершенства, которые делали свойства этой природы добром. И недостаток проявленной воли внёс в природу отсутствие добра, которое и является злом… Ведь природа, несомненно, терпит разрушение из-за отсутствия постоянного влияния Творца. И после того, как появились две стороны в общих законах природы, эти стороны реализовались в конкретных объектах: одни были следствием добра, другие – зла. И хотя сами объекты были созданы соответствующим влиянием (ведь мы уже слышали в начале, что ничего не происходит без такового) – влияние, создавшее объекты, ***** было вторичным по отношению к созданию природы[11], уже несущей в себе жизнь и смерть. Поэтому новое влияние должно было воспользоваться всей природой, взяв для построения объектов как добро, так и зло.

 Обрати внимание, мы не говорим, что проявленная воля была отменена совсем, поскольку тогда всё прекратило бы своё существование. Это то самое отсутствие, которое, как я уже говорил, ничего не может создать. Суть в том, что влияние прекратилось частично, потеряв некоторые аспекты совершенства, но не более того. Это подобно человеку, который заболел, но не умер. Так и природа немного испортилась от частичной отмены влияния, и образовалось зло, которое есть разрушение совершенства природы. Как видишь, аксиома наша осталась неизменной – Святой, благословен Он, делает только добро, а зло возникает как недостаток Его волеизъявления[*25].

  1. Сказала душа: В конце концов я поняла, каким образом зло существует, теперь необходимо дополнить нашу тему и понять границы зла. *****

[1] У каждого есть свой, особенный аспект, который он может и должен исправить во всём Творении. Во всём, что касается этого аспекта, который возложен только на него, обязан человек сказать: «для меня создан мир».

[2] Отсюда мы учим, что, постепенно уничтожая зло, заложенное в нём, человек становится причиной исчезновения этого аспекта из всего мира и исправляет его «в царстве Шаддай». *****

[3] Определение и границы добра появились для нужды созданных, однако источник добра в Нём, благословенно имя Его, выше всех границ и понимания. *****

[4] Поскольку сущность Всевышнего проста и едина, т.е. не является соединением и не разделяется на детали и аспекты, то всё, что мы постигаем в Его качествах, не может быть частью Его сущности.

[5] См. прим 70. *****

[24] «Причины — способы влияния и их пути», о которых сказано выше (конец п.100), «а создания – их следствия», и сказано о них, что они также вновь созданы – не являются посредниками, с помощью которых действует Всевышний, т.к. Он не нуждается в посредниках и только одной своей волей делает всё (см. п. 46). А то, что мы называем «различными причинами» — это законы и ограничения, в рамках которых Всевышний хочет действовать, законы, которые открываются нам из Его свершений, и они созданы Им ради нас в начале Творения. Например, если нас настигает действие закона, то мы определяем данную волю Всевышнего как качество суда, и говорим, что здесь действует волеизъявление суда (т.е. способ влияния, называемый судом), несмотря на то, что действует здесь только Воля Всевышнего. Однако Всевышний хотел, чтобы из его действий открывались эти качества, поскольку они необходимы для нашего служения: дать нам постичь Его волю, открывающуюся нам в этих качествах, ради того, чтобы мы следовали им и в соответствии с ними направляли нашу работу. Например, чтобы мы узнали качество суда и поняли, как смягчить его. Известно, например, что из-за молитвы праведника Всевышний заменяет суд милосердием, как сказали мудрецы (Евамот 64): «Молитвы праведных обращают (переворачивают) качества Всевышнего, качество гнева на качество милосердие». *****

[25] Творение (брия) – создание самой сути предмета, «образование» – придание формы, «делать» – это значит окончательно завершить. О зле сказано «сотворил», а не «образовал» и не «сделал», как сказано о свете или мире. Далее Рабейну объясняет, что Всевышний создал возможность существования зла тем, что сотворил недостаток, таким образом сущность зла – сокрытие добра. Поэтому о существовании возможности сокрытия сказано – «создающий тьму» и «создающий зло», однако реализация зла на деле происходит не положительным действием, а отказом от него, ограничением излияния добра, как объяснено далее. *****

[6] Сначала свет Всевышнего заполнял всё и не было даже возможности сокрытия и ограничения света, поэтому не было возможности появления недостатка и существования зла. После создания волеизъявления добра Всевышний создал возможность его отстранения, так, чтобы было возможно ограничить волеизъявление в большей или меньшей степени. Таким образом, создание зла есть создание отстранения (отсутствия), а не создание волеизъявления зла.

[7] Упомянутая выше в п.104 вторая причина – это дополнительное доказательство того, что сущность зла есть отстранение.

[8] Поскольку они соотносятся между собой как позитив и отрицание позитива, нельзя сказать, ***** что есть здесь два вида  влияния; есть влияние и ограничение (сокращение) влияния.

[9] Есть создания, сама суть которых – зло, например «мазиким» (буквально: «вредители», что-то вроде бесов по-русски) и возбудители болезней.

[10] Сначала Всевышний создал план Творения и разные виды влияния, т.е. природу Творения (духовную природу, а не материальную!), которая называется миром Ацилут. Из этого на втором этапе возникли создания – объекты Творения, находящиеся на разных ступенях в мирах Брия (создания), Йецира (образования, формирования) и Осия (действия). Создание плана Творения включало создание такого явления, как влияние, и, с другой стороны, отстранения и ограничения влияния. *****

[11] Влияние, создающее объекты, пришло после влияния, создающего природу, которое уже содержало в себе явление излияния и ограничения добра. Посредством этого влияние добра ограничилось и стало ущербным. «Поэтому новое влияние должно было воспользоваться…», иными словами, это создаёт возможность использовать в качестве «материала» для построения объектов – созданий – частично то, что образовано волеизъявлением добра, а частично то, ***** что образовано ущербным влиянием, появившимся после ограничения, и создать создания, в большей или меньшей степени злые.

[*25] Всевышний не создаёт зло позитивным действием, а только тем, что создал препятствие и частичное ограничение для излияния добра, из этого следует появление ущербного волеизъявления, из которого, в свою очередь, развивается зло. Безусловно, что ограничение – это тоже действие Всевышнего. Однако утверждение, что Всевышний не создавал волеизъявления зла, учит нас тому, что суть Творения – это только добро и милость, а на втором этапе созданы отстранение и сокрытие добра («одежда», как говорит Рабейну далее) –как временные средства, дающие злу возможность появиться. В конце концов, однако, Творение вернётся к первоначальному состоянию посредством отмены вышеназванных ограничений и распространением изобилия совершенства без всяких препятствий. И см. в следующем пункте о том,  что именно это указывает на единство Всевышнего.

 Это открывает нам также сущность нашего служения: на нас возложена обязанность устранить препятствия и покровы (которые по сути своей – зло), и подготовить самих себя и все Творение для восприятия изобилия добра, как говорит Рабейну выше (п.96): «Что такое служение в общем…» и т.д. *****


https://www.beerot.ru/?p=71741