Даат Твунот — Три состояния человека

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1278
душа

Любое действие, совершаемое человеком, имеет последствия, поскольку из-за наличия механизма, о котором мы говорили, каждое движение человека приводит в движение множество великих сил: все создания верхние и нижние, духовные и материальные, все удалённые силы и влияние на них Всевышнего. Вместе с тем не все люди одинаковы и не все действия одинаковы; множество границ проложил Творец ***** между созданными, и все они точно выверены. И может быть так, что два человека сидят за одним столом, вместе говорят, едят и пьют, и вот действия одного из них поднимаются до вершин небес, а действия другого даже не приближаются к ним. Я приведу тебе доказательство: когда учился рабби Йонатан бен Узиэль, птицы, пролетавшие над ним, сгорали, а когда учатся тысячи и миллионы других людей, ничего подобного не происходит. Этот пример демонстрирует разницу, зависящую от того, кто действует. Что касается разницы в зависимости от объекта, над которым совершается действие, приведём такой пример: есть мясо жертв – это выполнять очень важную заповедь, а просто есть мясо – нет, хотя сам процесс еды и в том, и в другом случае одинаков. Более того, данная заповедь выполняется именно тогда, когда жертву ест коэн (священник), а если её ест простой человек, он заслуживает смерти. И ещё более наглядное доказательство – сами заповеди. Сказали мудрецы (Авода Зара 3:1): «Тот, кто делает заповеданное ему, более велик, чем тот, кто делает то, что ему не заповедано». Тот, кому заповедано, своими действиями исправляет все созданное, а те же действия человека, которому это не заповедано, не имеют таких последствий, хотя делают они одно и тоже, с одинаковыми намерениями.

 Смысл в том, что свойства субъекта и объекта действия и всё, что сопутствует им, изменяют результат самого действия. Йонатан бен Узиэль был человеком святым и великим необычайно, душа его увенчана коронами святости и света, поэтому все дела его достигали вершины мира и приводили в действие весь механизм святости249*. А дела другого человека, менее святого и не увенчанного коронами, не способны достичь подобной высоты. И можно выделить очень много уровней в зависимости: а) от готовности самого человека[26]; б) от того, как подготовлено само действие и в) от времени действия и других сопутствующих факторов. Святой, благословен Он, возложил на народ Израиля миссию хранения Торы и выполнения заповедей, и это было первой общей подготовкой, без которой сыны Израиля не могли бы посредством своих дел вносить великие исправления во всё Творение[1]. Тем не менее, даже после этого среди самих сыновей Израиля[2] можно выделить много ***** различных уровней. Нельзя сравнить дела неуча с делами знатока Торы, так же как нельзя сравнить дела того, кто знает Тору, но не слишком свят в своих действиях, с делами того, кто по-настоящему свят; но даже его дела несравнимы с делами одного из немногих, кто делает всё в ещё большей святости и к которым обращается Всевышний, и так вплоть до учителя нашего Моше, мир ему.

И тебе необходимо знать, что род человеческий, полностью состоящий из потомков Адама, может очень сильно различаться в разные периоды времени. До греха человек (Адам) был увенчан коронами святости и достоинства, так что даже ангелы-служители хотели сказать перед ним: «Свят…», как говорят мудрецы в Мидраше (Берейшит Раба 8:6)[3]. И была у него величайшая мера святости, и знаний, и всех достоинств, ведь был он творением рук самого Создателя, благословен Он. И эхо дел его гремело во всех мирах, поскольку дела его были под стать ему – велики и возвышенны, и несравнимы со всем, что затем совершалось под солнцем[4]. При этом Адам мог бы подняться на ещё большие высоты, если бы выполнил возложенную на него заповедь. И это понятно: ведь то, что должно произойти после воскрешения мёртвых, могло бы произойти с самого начала, минуя смерть. И обрати внимание – хотя Адам намного превосходил нынешнего человека, тем не менее была у него возможность потерпеть неудачу, согрешить и умереть, что и случилось. А если бы он выполнил заповедь, то достиг бы полного совершенства, стал бы вечным и недоступным для любого зла. Однако когда согрешил – мало того, что не получил того, что мог бы получить, но и потерял то, что уже было в руках его, и стал человеком низменным, покрытым стыдом, как сегодня. Об этом сказано (Псалмы 49:13): «Человек не уснул в своём великолепии, а уподобился смертной скотине»[5]. *****

  И вот перед нами три различных состояния человека: а) Адам до грехопадения; б) Адам после греха; в) то, чего мог бы достичь человек, если бы не согрешил (и таким будет статус человека в грядущем мире)[6]. Состояние человека до греха является промежуточным между тем, что произошло потом, и тем, что могло бы быть. Следовательно, человек не был создан совершенным. Творцом был заложен в него недостаток, и родился он на ступени более низкой, чем та, которой по сути достоин человек. И была уготована ему возможность ещё большего падения в случае греха, что и случилось. И все возможности эти приготовил Создатель, благословенно имя Его, сотворив их заранее для управления нашим миром.

Рассмотрим ещё некоторые аспекты нашей темы. Сказали мудрецы (Танхума, Ахарей Мот, 2): «Пятка Адама светом своим затмевала солнце». И приводят шесть свойств, потерянных Адамом после греха (Бемидбар Раба, 13:11), среди них рост[7] и свечение. Идея в том, что Творец, благословенно имя Его, совершает все свои деяния с абсолютной точностью, и все дополняющие детали соответствуют основе. В нашем случае это значит, что даже строение человека, его форма и форма всех его элементов соответствуют его важности и значительности. Мы уже приводили стих (Берейшит 1:26): «Сделаем человека по образу нашему, подобно нам». Поскольку Всевышний хотел возвысить человека над всеми созданиями, то и его внешний образ должен быть соответствующим. И не просто внешний вид и строение тела, но и всё поведение его должны соответствовать важности его роли в мире. Обрати внимание, насколько чище и упорядоченнее ведёт себя человек по сравнению с животными. И это потому, что великая мудрость присутствует во всех деяниях Всевышнего. Он совершает всё оптимальным образом – всё сообразно, и все детали идеально ***** сочетаются между собой. Например: человек не может быть в двух местах одновременно, и ему необходимо время для перемещения с места на место. Ангелы же, достоинство которых выше, чем у человеческого тела, перемещаются посредством невесомого порхания. Органы чувств человека воспринимают всё в определённых для них границах, а чувства духовных созданий работают совсем не так. Короче говоря, итог можно подвести такой: то, что происходит с объектом, всегда и во всех аспектах соответствует его сущности[8].

 Следовательно, нам нужно классифицировать человека и остальные создания в двух аспектах: а) определение тех вещей, которые вызваны их существованием и тем, что с ними происходит – иными словами, то, что следует из их бытия и действий; б) образ действия, то есть их форма и их образ действия. То, что приводится в движение телом, может быть приведено в движение и ангелом, и душой, но каждый из них сделает это своим, особенным путём. И вот два свойства, которые очень важны среди всех свершений Всевышнего: а) определение следствий из поступков созданных (это включает саму природу Его правления и порядок работы Его механизмов, о которых мы уже говорили); и б) определение того, каким именно образом создания вызовут указанные следствия (в этом тоже есть великий порядок, понимание которого необходимо нам для полного изучения нашей темы). И выходит, что в начале, до греха, человек находился на очень высокой ступени как с точки зрения его сущности, т.е. следствий из его поступков – ведь влияние его дел достигало вершины мира (как мы уже говорили), так и с точки зрения образа его и образа его действий. Тело его по чистоте было подобно телу ангелов. Подходящим местом для его жизни был райский сад, который и сегодня является местом пребывания ангелов и духов. На это намекают мудрецы (Берейшит Раба 20:12): «В Торе раби Меира обнаружили запись: «одежды (сотканные из) света»». Намёк этот подробно истолкован мудрецами. Смысл высказывания – передать степень чистоты тела Адама, тела, которое после греха уплотнилось и стало грубым и тяжёлым, как сегодня. Примеры таких тел мы видели в мире: ***** Ханох и Элиягу. Тела их очистились и возвысились до состояния высших ангелов. И очевидно, что все дела и движения того тела были намного тоньше и более духовны, так, как это было в нашу эпоху с Ханохом и Элиягу.

Обрати внимание: райский сад как был, так и будет местом тонким и духовным, и по сей день там обитают духовные существа. Тора свидетельствует, что именно там находился Адам, ел и наслаждался растущими там плодами. Как мы видим, место это – обитель душ. Значит, и плоды его не могут быть грубыми и материальными, как плоды нашего мира, а должны быть намного тоньше, по крайней мере, как воздух по сравнению с песком. И плоды эти не могут служить пищей телу плотному и грубому, как наши тела сегодня, но только телу тонкому, почти духовному, как тела Ханоха и Элиягу. И это то, о чём мы говорим: действие должно производиться способом, который соответствует природе его желаемых результатов. И существует точное соответствие между природой и образом действия каждого из созданий, в том, что касается действия, результатов действия, места и субъекта, совершающего это действие. И это ясно.

Ещё обрати внимание: тело первого человека до греха было на той ступени, на которой сейчас находится духовность. Представь себе, какова же тогда была его духовность, и как далеко распространялось влияние его поступков! Достаточно повторить уже приведённое высказывание из Мидраша: «Хотели ангелы-служители сказать перед ним: «Свят…»». Из этого мы можем сделать заключение, каким он мог бы стать, если бы не согрешил и возвысился, как было ему предназначено. Так же, как его тело тогда подобно нынешней духовности, так и телесность его, в случае возвышения, стала бы подобна духовности, которая была в начале, поскольку именно так происходит подъём от ступени к ступени[9]. *****

И в этом же смысл идеи двух деревьев – древа жизни и древа познания добра и зла. Ведь, несомненно, простой смысл Торы всегда остается верным, значит, деревья – это деревья, плоды – это плоды, а еда – это еда. Просто речь идёт об очень тонких плодах и очень тонкой еде, таких, что их не может представить себе наш разум, который охватывает исключительно телесные понятия[27]. Даже материальные плоды обладают особенными свойствами, которые используются в медицине и других областях, и среди их природных свойств есть свойства просто-таки чудесные. Так и у плодов тех деревьев были особые свойства, заложенные в них Создателем. У плода древа жизни было свойство внести в сердце верные знания, причастность и любовь к Всевышнему, понимание святых путей Его и избавить душу от телесных страстей. Плод древа познания добра и зла, напротив, нёс в сердце телесные и материальные страсти и грех. Если бы Адам вкусил от древа жизни, а не от древа познания добра и зла, то стал бы причастен к святости Всевышнего и наслаждался бы ей вовеки веков без какого-либо препятствия. Но он вкусил от древа познания добра и зла и погрузился в телесные страсти и любовь к материи. А раз так, получил «меру за меру»[10] – лишился величия своей духовности и остался материальным в течение всех дней положенной ему жизни, до тех пор, пока не насытится плодом греха своего, и не раскается, и не придёт ему излечение. Таков великий принцип (Макот 23:2): «Тот, кого били (за грех его) подобен брату твоему (не согрешившему)». И тогда (сполна получив наказание) человек, во-первых, вернётся в состояние до греха, и, во-вторых, восполнит то, что не восполнил вначале260* (т.е. поднимется на высшую ступень, на которую поднялся бы вначале, если бы выполнил заповедь). *****

До сих пор мы говорили о первой форме зла. Вторая же форма – это ущербность и уничтожение[11]. Знай, что уничтожение присуще только низменным, материальным формам, а всякая более возвышенная форма просто не принимает ущерба. И Адаму, пока образ его был возвышен, не могли угрожать ни вред, ни болезни. Однако всё это (ущербы) было приготовлено изначально, и само сотворение зла внесло возможность этого в законы общей природы Творения[12]. И поскольку человек был принижен ещё до момента своего создания, это относилось также и к нему[13].

 И выходит, что сначала создал Господь, благословен Он, влияние, необходимое для существования человека совершенного и возвышенного – потенциального, высшего существования человека[14]. А затем пожелал несколько понизить уровень его бытия, чтобы он не был возвышен так, как следовало бы ему. И цель этого – оставить человеку место, чтобы он мог восполнить себя, поднявшись на более высокую, подобающую ему ступень. Следовательно, вначале было принижено влияние и ослаблена его сила,  чтобы оно не произвело человека абсолютно возвышенного, а создало его приниженным, с недостатком. И вот что здесь главное: влияние не смогло произвести создания возвышенные и совершенные не потому, что у него было недостаточно силы для этого, поскольку тогда не относилось бы к созданию понятие «приниженное»[15], а потому, что существовало препятствие, внешнее по отношению к влиянию. ***** Другими словами, несмотря на то, что по природе своей влияние должно было произвести на свет совершенное создание, оно было лишено этой возможности созданным злом, которое и послужило причиной приниженности[16]. И это подобно тому, что сказано (Дварим 32:18): «Твердыню, родившую тебя, ослабил»; и также (Бемидбар 14:15): «Потому, что не мог Всевышний». И объяснили эту фразу мудрецы: «Как будто потерял силы, словно женщина»[17] (смотри Брахот 32:1, комментарий Мааршо). И после принижения влияния Всевышнего и ослабления его силы появилось место для настоящего зла.

 А теперь вернёмся к уже упомянутому: ущерб и уничтожение не были установлены Создателем для совершенных творений, они существуют только для творений несовершенных. И сейчас я должен объяснить тебе, что же такое недостаток совершенства, порождающий уничтожение. И ты увидишь здесь глубочайшую мудрость, с помощью которой Святой, благословен Он, управляет миром, а также великое значение Израиля.

  1. Сказала душа: Нет у меня других стремлений, кроме как познать в совершенстве и ясности каждую вещь и её следствия. И буду я рада узнать то, что ты сообщишь мне.

249* «Птица, пролетавшая над ним, сгорала».

[26] Это одна из причин, по которой Всевышний «взыскивает с любящих Его даже за грехи толщиной в волос» — поскольку чем ближе человек к Всевышнему, тем больше последствия его действий. *****

[1]См. далее, в п.158. Когда народ Израиля стоял у горы Синай, то в их души была вложена готовность (т.е. способность) и сила, чтобы распространять духовные следствия, которые каждая исполненная заповедь оставляет в душе человека, на всё Творение.

[2] То есть между теми, кто действует потому, что им заповедано. *****

[3] Так говорит Мидраш: «Ошиблись в нём ангелы-служители и хотели сказать перед ним «Свят…». Что сделал Святой, благословен Он? Спустил на него сон, и все узнали, что это человек». Это значит, что состояние Адама до греха было намного выше состояния ангелов, поэтому они ошиблись до такой степени, что хотели сказать перед ним  «Свят…».

[4] Поэтому, если бы он выдержал испытание древом познания, то последствия этого были бы настолько широки, что исправили бы полностью и его самого, и всё Творение – то, что пришедшие за ним должны делать на протяжении многих поколений и долгих периодов времени.

[5] Мудрецы объясняют, что этот стих говорит об Адаме, который согрешил в 1-й день жизни и не «уснул в своём великолепии» (т.е. уронил его ещё до того, как впервые ему пришло время спать). *****

[6] См. книгу «Путь Всевышнего» (1:3:8), где Рабейну объясняет, что на нас возложена двойная работа – сначала вернуться к состоянию Адама до греха, чего мы достигнем в час воскрешения мёртвых, а затем подняться на более высокие ступени, те, на которые поднялся бы Адам, если бы не согрешил, и так же объясняется далее, в конце п.152.

[7] Сказали Мудрецы (Хагига 12:1), что рост Адама был от одного конца мира до другого. *****

[8] Согласно сущности служения и в соответствии с поставленной задачей человек получает возможности и условия для служения.

[9] На всех ступенях человек – это соединение души и тела, и сущность обоих соответствует каждой ступени. Когда человек поднимается в более высокий мир, ***** его тело на новой ступени аналогично душе на предыдущей. И об ангелах сказано, что они состоят из соединения тела и души, т.е. из внешних и внутренних аспектов, соответствующих той ступени, на которой они находятся. Однако соответственные ступени их тела и их души происходят свыше, т.е. с небес. (Сифри, начало главы «Гаазину»). Таково правило: внутренние аспекты нижнего мира становятся внешними в высшем мире.

[27] Рабейну учит нас великому правилу в изучении Торы: хотя стих никогда не выходит за рамки простого смысла (т.е. любая глубина постижения не может противоречить простому значению), однако «простой смысл» необходимо понимать соответственно уровню, о котором говорится. Когда говорится о райском саде, необходимо всё сказанное понимать соответственно этому. Отсюда следует, что когда говорится о святых праотцах и других людях, достигших святости, всё сказанное следует понимать соответственно их уровню.

[10] Поскольку он выбрал вожделение, то стал погружаться в вожделение и телесность, как в болото, всё глубже и глубже.

260* а) вернётся в прежнее состояние; б) возвысится так, как ему предназначено. *****

[11] Первая часть – это предварительное принижение, которое было у Адама до греха, поскольку реально он не был создан совершенным, как объяснено здесь и ранее в п.72. Поэтому злу было за что зацепиться в Адаме, он мог поддаться соблазну змея, т.е. внешнего зла. Вторая часть – это ущерб и смерть, которые появились в нём после греха, когда силы зла утвердились внутри человека, так что он опустился в материальный мир.

[12] Другими словами, созданием зла эта возможность изначально приготовлена в общей природе (т.е. в природе и законах Творения) – возможность того, что ущерб и смерть появятся в человеке.

[13] Не только возможность порчи приготовлена, но и человек с момента своего создания опущен ниже высокой ступени, предназначенной ему. Это понижение создаёт возможность для раскрытия и усиления зла вплоть до появления разрушения и смерти.

[14] Высшая, потенциальная ступень, данная душе изначально, – та, на которую человек поднимется в будущем.

[15] «Низкой» может быть названа только вещь, у которой есть возможность быть более совершенной, как объяснено в начале п.126. *****

[16] Совершенство находится в человеке в потенциале, на деле он принижен только из-за зла, которое является внешней причиной реализации потенциального совершенства человека на деле. Отсюда следует, что когда зло прекратит своё существование, потенциальное совершенство реализуется.

[17] Это не недостаток волеизъявления со стороны Всевышнего; наши дела служат причиной того, что Всевышний как будто не может излить свою волю в полной мере. Подобно этому, в недостатке совершенства нет вины души, но она сама принижена из-за зла. О принижении души см. выше в п.72 и далее в п.158. *****


https://www.beerot.ru/?p=71748