Кунтрес а-Хесед
— Эссе о благодеянии. Главы 1-3

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Элиэзер Деслер

1135

Глава 1

Когда Всевышний создал человека, Он дал ему возможность играть в жизни одну из двух ролей: роль стяжателя или роль альтруиста. Альтруизм, желание давать – это качество, основы которого находятся в высших духовных сферах. Ибо Создателю присуще (когда речь идет о качествах Творца, имеются в виду Его качества по отношению к творению; о Его истинных качествах у нас нет никакого представления) жалеть и творить добро. Он дает и не получает ничего взамен. Ведь иначе быть не может, так как у Него есть все ‒ как написано (Йов, 35:7): «Если праведен ты – что дашь Ему?» С подобной же возможностью был создан и человек, как написано (Берешит, 1:26): «По образу и подобию Нашему». Именно благодаря этому человек способен жалеть, творить добро, бескорыстно отдавать ближнему.

Стяжательство заключается в том, что человек хочет прибрать к рукам абсолютно все, что попадает в сферу его внимания. Это влечение также иногда называют «любовью к себе». Оно является источником всего зла.

Среди стяжателей есть такие, которые отнимают силой и ничего не платят. Такие люди называются бандитами. А есть такие, которые забирают тайком. Это воры. Есть также жулики, которые обманом заставляют людей отдать им свое имущество.

Все эти преступники разделяются на две категории: злоумышленники глобальных и локальных масштабов.

Глобальные преступники – это те, что объявляют войны и уничтожают народы. И нет на них ни суда, ни управы. И только сам Всевышний взимает с них по справедливости.

Локальные – это те, что грабят отдельных людей. Для борьбы с ними была создана судебная система, которая способна их наказывать. Эта система призвана защищать людей от преступных деяний.

Общество старается воспитать в своих членах чувство справедливости. Это воспитание направлено на то, чтобы чувство стыда не давало человеку поступить неправильно. При этом источник зла в душе человека – стремление к стяжательству – остается. Поэтому не стоит слепо верить в добродетель цивилизации. Под эгидой цивилизованного общества совершаются обманы, ограбления и убийства. Ведь сказали наши мудрецы (Авот, 3:2): «Не будь страха перед властями, люди пожирали бы друг друга живьем».

Среди стяжателей есть и такие, которые предпочитают не ссориться с законом. Они не пойдут на преступление, чтобы силой или обманом забрать чужое. К этой категории относятся любители получать подарки, наследства, подаяния. А также – любители большой наживы, барышники. Про них сказал царь Шломо (Мишлей, 15:27): «Ненавидящий подарки удостоится жизни».

Эти влечения – стремление получать и стремление отдавать – являются источниками всего плохого и всего хорошего, что есть в человеке. И все действия, которые совершает человек, проистекают из одного из этих стремлений.

Нужно знать, что душа всегда стремится к одной из крайностей, и среднего не дано. В сокровенных желаниях, таящихся в глубине души, нет компромиссов; поэтому истинные интересы человека никогда не носят нейтральный характер. Любое действие, слово или мысль обязательно исходят или из абсолютного альтруизма, или из абсолютного эгоизма. Исключением являются только мысли, замкнутые на внутреннем мире человека и не имеющие никакого отношения к тому, что происходит в мире внешнем. Похожая идея встречается в книге «Ховот а-Левавот» (Врата служения Всевышнему, гл. 4): «В глубинах сердца существуют только обязанности и запреты, оно не терпит ничего нейтрального».

Поразмыслив над этим, мы сможем понять, что имелось в виду под выражением «ненавидящий подарки удостоится жизни».

Глава 2. О купле-продаже

Прочитав первую главу, предприниматели и люди бизнеса могут задать следующий вопрос: как же можно утверждать, что только безвозмездная отдача носит положительный характер, а любое стремление к выгоде и наживе ‒ плохо. Неужели вы хотите разрушить порядок, которому следует весь мир?! Ведь Всевышний создал все существа и со способностью давать, и со способностью брать. И творение функционирует именно благодаря тому, что каждая часть его использует обе эти способности. Почему же, по-вашему, человек не должен и забирать, и отдавать, как все другие создания?

Истина заключается в том, что даже те, которые и дают, и берут, разделяются на две категории: есть такие, которые берут много, а отдают мало. Например, продавцы, которые не пропускают ни малейшей возможности нажиться. Эти люди даже не пытаются взвесить, стоят ли получаемые доходы тех усилий, которые приходится вкладывать в их приобретение. Они стараются воспользоваться любой ошибкой или неосведомленностью ближних для того, чтобы заработать за их счет. Разве это не мошенничество, не обман?

А тем более – те, что разбогатели, и теперь безжалостно эксплуатируют других. Или те, которые заставляют других выполнять тяжелейшую работу за мизерную плату. И, конечно, диктаторы, которые силой подчиняют себе целые народы и превращают их в рабов. Даже если при этом они приносят пользу своей собственной нации, разве не очевидно, что они и им подобные берут у человечества гораздо больше, чем отдают ему?

Кроме того, даже то немногое, что они отдают другим, отдается не из лучших побуждений. Очевидно, что первопричиной всех их действий является только эгоистичное желание заработать, разбогатеть. Поэтому все, что они отдают, отдают только с целью забрать. И забрать намного больше, чем то, что они отдали.

Например, давайте представим себе владельца магазина. Он дает товар покупателям для того, чтобы получить прибыль. И когда он предоставляет своим клиентам хорошую, качественную продукцию, то делает это исключительно для того, чтобы еще раз и еще раз получить с их помощью доход. Трагедия эгоиста заключается в том, что он постоянно занят только одним ‒ самим собой. И даже когда он что-то отдает другим, он делает это только для себя.

Более того, стремление брать порождает еще большее зло: стяжатели находятся в постоянной конкуренции друг с другом. Каждый стремится заполучить все, на что ему удастся наложить руки. Закон не запрещает конкуренцию, но разве она не является причиной бесконечных страданий?! Разве мало людей, которые заболели и умерли в молодом возрасте из-за несчастий, которые их постигли в результате конкуренции?

Это первая категория берущих. А вторую категорию мы опишем дальше…

Глава 3. Положительный аспект купли-продажи

Теперь поговорим о праведниках. Праведники ведут себя совсем иначе. Они отдают много, а берут мало. И даже то немногое, что берут ‒ берут только по необходимости. Их самое сокровенное желание ‒ как можно больше помочь, отдать другим. И если им приходится брать что-то у других, то только для того, чтобы получить возможность достичь основной цели своей жизни ‒ отдавать.

Получается, что даже когда этим людям приходится выступать в роли берущих, то и тогда их действия проистекают из чистого источника. Ведь их конечная цель ‒ только одарить других. Поэтому они никогда не используют заложенную в них способность брать. Эти святые люди живут только тем, что дают другим, и таким образом постоянно находятся в процессе приближения к Творцу. Вся их жизнь направлена на то, чтобы уподобиться Ему в постоянном желании отдавать. И таким образом они выполняют заповедь «ходить путями Творца», как написано в Дварим (28:9).

Чтобы лучше понять, как нужно правильно подходить к взаимоотношениям между людьми, даже к деловым взаимоотношениям, давайте рассмотрим два примера. Один пример взят из самых ранних поколений, из периода зарождения человечества. А второй относится к нашему времени.

Написано в Торе (Берешит, 5:22): «И ходил Ханох с Б-гом». И сказали о нем мудрецы: «Ханох был сапожником, и каждый стежок посвящал единству Творца». Интересно объясняет это высказывание рав Исраэль Салантер. Он говорил, что мудрецы не имели в виду, что Ханох во время работы думал о высоких материях. Ведь это запрещено Торой! Если человека наняли на определенную работу, то во время этой работы закон Торы не позволяет ему заниматься посторонними, не имеющими отношения к работе делами и мыслями (так как это время он крадет у работодателя). Тогда о каком «единстве» идет речь?

Рав Исраэль Салантер утверждал, что при каждом стежке Ханох думал только о том, как бы сделать его лучше и прочнее, чтобы получилась самая лучшая, насколько это возможно, обувь. Он думал только о том, как создать для своих клиентов самую удобную и прочную обувь. Принести людям максимальную пользу ‒ к этому стремился Ханох, и на это направлял все свои душевные силы.

И это имели в виду мудрецы, когда сказали, что Ханох «посвящал стежки единству Творца» ‒ истинная и единственная цель всей его жизни заключалась только в том, чтобы уподобиться Творцу, Который делает добро Своему творению.

А Ханох извлек из такого поведения дополнительную «выгоду»: ему удалось избежать даже тени обмана. Он никогда не взял за свою работу ни на копейку больше, чем ему полагалось. Ханох всегда давал другим больше, чем получал от них.

Вторую историю рассказывают про рава Исраэля Меира Коэна (известного как Хафец Хаим).

Известно, что Хафец Хаим не хотел получать деньги за изучение Торы, и решил открыть магазин. Продукция, которая продавалась в его магазине, была всегда только самого лучшего качества. Линейки, которыми отмеряли для клиентов, были слишком длинные, а весы если и ошибались, то всегда в пользу покупателя. Конечно, слава о его магазине быстро распространилась, и от клиентов не было отбоя. Но Хафец Хаим только расстраивался из-за этого: «Если все идут ко мне, как же другие владельцы магазинов будут зарабатывать на жизнь?» И тогда он решил открывать магазин только на короткое время. Магазин работал столько времени, сколько было достаточно, чтобы обеспечить владельцу минимальный доход. А большую часть дня магазин был закрыт. Но и этого оказалось мало, потому что люди стали приходить в магазин именно в тот короткий отрезок времени, что он работал. И тогда Хафец Хаим решил вообще закрыть свой магазин, чтобы не доставлять неприятности другим торговцам.

Сказали мудрецы (Брахот, 8а): «Живущий стараниями рук своих более велик, чем тот, кто боится Небес». В чем же достоинство живущего за счет трудов своих?

Живущий собственной работой ‒ это тот, кто изо всех сил желает и стремится к тому, чтобы давать больше, чем брать. Этот человек постоянно следит за тем, чтобы не использовать свои способности, будь то выдающийся ум или незаурядное мастерство, чтобы зарабатывать больше, чем другие. Он боится, что из-за того, что он настолько выгодно отличается от своих коллег, ему заплатят больше, чем полагается за ту работу, которую он выполняет. Поэтому он предпочитает простой физический труд. Зарабатывая на пропитание в поте лица и получая минимальное вознаграждение за свой труд, он может быть уверен, что вложенные усилия намного превосходят вознаграждение, которое он за них получает.

Почему же ему отдается предпочтение даже перед боящимся Небес? Об этом – в следующей главе.

Перевод – рав Б. Набутовский


https://www.beerot.ru/?p=10146