Маалот а-Тора — Падение обернется подъемом

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

415
падение
  1. Во всех положениях и ситуациях

Слова «идя по дороге» (Дварим, 6:7) указывают также и на того, кому из-за нужды или из-за многочисленного имущества приходится странствовать по разным городам, – все равно он должен заниматься Торой.

А слова «И произноси их, сидя в своём доме» (там же) указывают, что основное изучение Торы происходит дома, в уединении. И когда он «сидит», то пусть безлюдное место станет для него не безлюдным [изучающий Тору должен ощущать себя частью народа Израиля, изучающего Тору — примеч. редактора], как написано: «…радость моя – с сынами человеческими» (Мишлей, 8:31). А многолюдное место пусть уподобится безлюдному [и даже когда он пребывает среди людей, Тора тоже является его основным занятием, приносящим радость]. А в книге «Ховот а-Левавот» («Обязанности сердец») говорится: «Не теряйся, когда люди появляются, и не тревожься, когда их нет, но всегда радуйся своему Б-гу» («Шаар Аводат Ашем», 3). И также, когда человек дома, со своими домочадцами, его речь должна быть в основном посвящена Торе. Об этом и сказано: «в своём доме» – как будто ты дома один, и в нем нет никого из твоих домочадцев.

Слово «идя» также подразумевают, что, даже когда ты идешь один по дороге, то будешь избавлен от всего дурного, ведь Святой, благословен Он, будет с тобой. Наши наставники говорили: «Если человек идет по дороге, и у него нет провожатых, пусть займется Торой» (Эрувин, 54а), как уже упоминалось (см. ранее гл. 45). И об этом написано: «Только берегись и очень береги свою душу, чтобы не забыть [того, что видели твои глаза]» (Дварим, 4:9). Имеется в виду, что, когда тебе необходима охрана – т. е. в опасном месте, ведь в Иерусалимском Талмуде указано, что «все дороги считаются опасными», – тогда «береги свою душу, чтобы не забыть…» (т. е. повторяй слова Торы). [Йерушалми, Брахот (4:4). Рав И.-А. Хавер поясняет, что «на дороги, которые проходят по пустынным местам, распространяется власть ситра ахра (буквально “другой стороны”, т. е. сил духовной скверны)». И так было, «когда сыны Израиля странствовали по пустыне, ведь это – место “змей, ядовитых гадов и скорпионов” (Дварим, 8:15)». Поэтому-то, «когда они шли по пустыне, то “ковчег завета Б-га двигался впереди них на три дня пути…” (Бемидбар, 10:33), …и он убивал змей и скорпионов» («Ор Тора», 131).]

Слово «идя» (בְלֶכְתְּךָ – ве-лехтеха) также указывает на написанное в другом месте: «Когда ты идешь (בְּלֶכְתְּךָ – бе-лехтеха), не будет стеснен твой шаг» (Мишлей, 4:12). [В мидраше на основе этого стиха сделан вывод: «Тора оберегает человека, чтобы он не оступился (в том числе, и в духовном смысле)» («Мидраш Агада», Шмот, 27; см. также «Зоар Хадаш», 1, 35б)]

А слова «и лёжа» (Дварим, 6:7) указывают на страдания, ведь написано: «Ложись в свою постель, как больной…» (Шмуэль 2, 13:5) – т. е., даже если ты испытываешь страдания, все равно занимайся Торой. [Слово וּבְשָׁכְבְּךָ (у-ве-шохбеха) включает в себя и значение «ложась», и значение «лёжа». Данному толкованию в большей степени соответствует перевод «и лежа» (примеч. редактора).] Слова «и лёжа» можно объяснить еще так: когда ты лежишь в своей постели, пусть твоя мысль будет занята Торой. А погружение в сон называется нефила (буквально «падение»), ведь написано: «И опустил (וַיַּפֵּל – ва-япель) Б-г на человека глубокий сон, и он заснул» (Берешит, 2:21), а также «И сон напал (נָפְלָה – нафла) на Аврама» (там же, 15:12). [Слово וַיַּפֵּל (ва-япель), переведенное выше «и опустил», а также נָפְלָה (нафла – «напал») родственны слову נפל («упал»). Как объяснял рав Хаим из Воложина, сон, действительно, является «величайшим падением для человека, ведь он нуждается в таких проявлениях животного начала, как сон и еда» (см. «Бейт Авот», 3:4).]

Благодаря Торе, о которой человек размышляет, лежа на своей кровати, «падение» обернется «подъемом». В Талмуде сказано: «Каждому, кто перед сном насыщает себя словами Торы, не приносят дурных вестей».

[Брахот, 14а. Рав И.-А. Хавер поясняет: когда знаток Торы «перед сном насыщает себя словами Торы», а затем засыпает, чтобы отдохнуть и приобрести новые силы, которые позволят ему встать, подобно могучему льву, и снова заняться изучением Торы, получается, что сон для него – это лишь средство для того, чтобы больше заниматься Торой. Поэтому для него «падение» в сон (т. е. засыпание) затем оборачивается духовным подъемом («Ор Тора», 132).]

Слова «и вставая» (וּבְקוּמֶךָ – у-векумеха; Дварим, 6:7) указывают на достоинство (т. е. возвышение) человека, ведь написано: «И стало (וַיָּקָם – ваякам) поле Эфрона [в Махпеле …бесспорным владением (Авраама)]» (Берешит 23:17). А это подобно сказанному: «Поднимись (קוּמָה – кума, т. е. возвысься), Б-г, и рассеются Твои враги…» (Бемидбар, 10:35). В связи с этим сказали наши мудрецы: «Когда Святой, благословен Он, творит суд над злодеями, Его Имя возвышается и освящается» («Мехильта», Бешалах 14:4). [Слово וַיָּקָם (ваякам – «и стало») родственно глаголу קם (кам – «встал») и, соответственно, родственно слову וּבְקוּמֶךָ (у-векумеха – «и вставая»). В мидраше объяснено, что «поле Эфрона» как бы поднялось в своем статусе: оно перестало быть собственностью обычного человека и перешло в собственность мудрого и праведного Авраама, которого жители Кнаана считали своим «царем» («Мидраш Агада»).]

В словах «и вставая» также подразумевается, что, когда ты находишься на пике успеха, не отходи от Торы и не сбрасывай с себя бремя Царства Небес.

И еще написано: «Поднимись, Б-г, и спаси меня» (Теилим, 3:8), а также «…пока не встал народ, покарав своих врагов» (Йеошуа, 10:13). [Эти два последних стиха тоже показывают, что слово кима означает «возвышение» (примеч. редактора).]

[Рав И.-А. Хавер поясняет, что, когда ситра ахра (сила духовной скверны) «опускается» (т. е. теряет свою власть), то «поднимается» (т. е. возвышается) ситра ди-кдуша («сторона святости») – всегда «когда эта поднимается, та падает». Всё то время, пока лицо Всевышнего скрыто (эстер паним), совершается обычное природное управление миром (анагат а-тева), и тогда народы мира говорят о сынах Израиля: «Их одолела наша рука…» (Дварим, 32:27). Они отрицают Б-жественное управление миром, и народу Израиля остается лишь его вера. Но когда Всевышний «возносит рог (т. е. силу) Израиля», проявляя милосердие к евреям и карая народы мира за их преступления, то Его Имя возвышается и освящается («Ор Тора», 133).]


https://www.beerot.ru/?p=55189