Нефеш а-Хаим — Часть первая — Глава 4 — часть вторая

Дата: | Автор материала: Рав Хаим из Воложина

593
значение каждого действия,святилище,духовных мирах,миры,нефеш а-хаим, подобие, элоким

Глава 4, часть 2

В предыдущих главах автор объяснил нам, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Это означает, что ему дана возможность уподобиться Творцу своими действиями – но отнюдь не сущностью. Имя Всевышнего Элоким означает, что Он – властелин всех сил, которые действуют в мире. Мир существует только благодаря тому, что Всевышний постоянно поддерживает его. Каждое действие, совершаемое человеком, влияет не только на этот мир, но и на высшие духовные миры. Именно этим человек подобен Творцу – ему тоже дана сила создавать и оживлять духовные миры.

В этой главе автор объясняет нам, насколько велико значение каждого действия, совершаемого человеком. То, что происходит в этом мире – это лишь отражение процессов, которые мы приводим в действие в высших духовных мирах.

Строение Скинии и Храма соответствуют духовному строению мира и духовной форме человека. Человек должен рассматривать себя как святилище, и стремиться к тому, что бы в нем появилось Б-жественное присутствие. Изучая строение Храма, он сможет лучше понять, как он должен себя вести, и тогда он сможет совершить великие и бесчисленные исправления во всех аспектах мироздания.

И именно об этом Всевышний говорил Йехезкелю (43:10-11): “Ты, сын человеческий, возвести дому Израиля о доме этом, и устыдятся они грехов своих; и измерят они план. И если устыдятся они всего того, что делали, поведай им форму дома, и устройство его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все установления его, и все законы его и опиши пред глазами их, и будут хранить они все формы его и все установления его, и по ним будут поступать”. Это следует понимать так, как мы объяснили выше. А разъяснение этих стихов на арамейском языке (которое было написано р. Йонатаном бен Узиэлем по наитию свыше) звучит следующим образом: “И если устыдятся они, когда увидят форму дома и устройство его и т. д.” <т. е. созерцание формы Храма заставит их устыдиться>.

Из этого становится понятным то, что сказано (Берейшит, 2:7): “И сформировал Господь Б-г человека — прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живой душой”. Простое понимание конца этого стиха соответствует переводу Ункелуса <на арамейский язык>: “и стал человек душою говорящею”. То есть, пока в теле человека отсутствовала душа, оно было как самый настоящий прах земной, без всякой жизни и движения. И только когда Всевышний вдохнул в него живую душу, он ожил, начал двигаться и говорить. И см. объяснение Рамбана на Тору.

Однако важно обратить внимание на то, что в самом стихе не написано “появилась в человеке живая душа”, а “стал человек живой душой”. И это становится понятно в свете того, что мы объяснили выше. Человек, благодаря своей живой душе, становится жизненной силой для мириадов миров, так же, как все без исключения детали его поведения и движения его тела возникают только благодаря душе. Аналогично этому, человек – это жизненная сила всех миров, высших и низших, и все эти миры подвластны ему, <как тело подвластно душе>. [Дальше автор объясняет, что миры не подвластны человеку в том же смысле, что тело подвластно душе. Поток силы, который снисходит на миры, зависит от поведения человека, и в этом заключается его власть над мирами. – Прим. переводчика.]

Поддержку слов р. Хаима можно найти в одном из ранних галахических комментариев. Комментарий Баит Хадаш на свод еврейского закона Арба Турим (раздел Орах Хаим гл. 47) объясняет причину разрушения Храма следующим образом: Как можно объяснить то, что сказали мудрецы (Недарим 81а): “Из-за чего была разрушена земля <Израиля>? Из-за того, что не произносили благословение на изучение Торы”. И это утверждение мудрецов вызывает великое изумление: почему Всевышний решил так жестоко наказать нас за, казалось бы, столь небольшое прегрешение – за то, что не произносили благословение на изучение Торы?

Ответить на этот вопрос можно так: Всевышний хотел, чтобы мы занимались изучением Торы, а наше духовное начало развивалось бы, усиливалось и освящалось благодаря укреплению связи с ее Источником. И поэтому Всевышний дал Израилю в подарок Тору истины таким образом, чтобы народ никогда не забыл ее, и чтобы каждый, кто ее изучает, мог присоединиться к Всевышнему всей душой и всем телом. Чтобы мы выполняли заповеди двести сорока восемью органами и тремястами шестьюдесятью пятью сухожилиями, которые соответствуют двумстам сорока восьми повелительным заповедям и тремстам шестидесяти пяти упредительным. И если бы занимались Торой с этой целью, то стали бы колесницей и чертогом для Его обитания, и было бы Б-жественное присутствие в них самих. Ибо они сами – святилище Всевышнего, и присутствие Его поселилось бы прямо в них, и вся земля сияла бы славой Его. И воинство небесное соединилось бы с воинством земным.

Но когда они нарушили Закон Торы, и занимались ею не для духовных целей, а исключительно для целей материальных, например, для того, чтобы знать законы коммерции. Или для того, чтобы показать свои знания, и таким образом возвеличиться над другими. Они совершенно не стремились приблизиться к духовному и святому аспекту Торы и притянуть Б-жественное присутствие вниз на землю для того, чтобы после смерти их душа поднялась на высшую ступень. И из-за того, что занимались Торой с нечистыми намерениями, Б-жественное присутствие покинуло землю, и поднялось вверх, а земля превратилась в исключительно материальный объект, без всякой святости. И это привело к ее разрушению. – По прим. р. А. Д. Гольдберга.

Подготовил – рав Б. Набутовский


https://www.beerot.ru/?p=40369