Нефеш а-Хаим — Часть первая — Глава 4

Дата: | Автор материала: Рав Хаим из Воложина

603
значение каждого действия,святилище,духовных мирах,миры,нефеш а-хаим, подобие, элоким

Глава 4

Дорогие читатели, с Б-жьей помощью мы продолжаем печатать избранные отрывки из великой книги рава Хаима из Воложина «Нефеш а-Хаим».

В предыдущих главах автор объяснил нам, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Это означает, что ему дана возможность уподобиться Творцу своими действиями – но отнюдь не сущностью. Имя Всевышнего Элоким означает, что Он – властелин всех сил, которые действуют в мире. Мир существует только благодаря тому, что Всевышний постоянно поддерживает его. Каждое действие, совершаемое человеком, влияет не только на этот мир, но и на высшие духовные миры. Именно этим человек подобен Творцу – ему тоже дана сила создавать и оживлять духовные миры.

В этой главе автор объясняет нам, насколько велико значение каждого действия совершаемого человеком. То, что происходит в этом мире – это лишь отражение процессов, которые мы приводим в действие в высших духовных мирах.

Человек должен рассматривать себя как святилище, и стремиться к тому, чтобы в нем появилось Б-жественное присутствие. Тогда он сможет совершить великие и бесчисленные исправления во всех аспектах мироздания.

Вот в чем суть человека: каждый муж из Израиля пусть не говорит в сердце своем, не дай Б-г, – чего я стою, и какие у меня есть возможности изменить что-либо в мире своими незначительными действиями? Он должен понять, усвоить и утвердить в мыслях своих и в сердце своем, что каждая деталь его действий, слов и мыслей в любой момент и в каждое мгновение не проходит бесследно, не дай Б-г. Как велики деяния человека, как возвышенны и грандиозны! Каждое из них возносится в соответствии с корнем, из которого оно происходит, и действует в высочайших духовных сферах, и влияет на ясность и чистоту их света. 

Под вопросом, «какие у меня возможности изменить что-то в мире своими низменными действиями», автор подразумевает, что человек не представляет себе, как действия, которые он совершает в этом материальном мире, могут повлиять на высшие духовные миры. Очень важно помнить, что этим риторическим вопросом дурное начало начинает принижать человека и делать его незначительным в его собственных глазах. И это часть проклятия Адама, как написано (Берейшит 3:19): «Ибо прах ты». Адам еще при жизни был назван «прахом». Это объясняется тем, что человек начал воспринимать самого себя так, как будто он находится на уровне праха, <и результаты его действий полностью ограничены рамками материального>. Такое самоощущение может привести человека к всевозможным грехам. А если он поверит в то, что у него есть возможность влиять на высшие миры, то уже этого достаточно для того, чтобы оградить его от совершения всевозможных грехов. Осознание своего духовного величия заставляет человека поступать правильно. Поэтому дурное начало всеми силами старается такое самосознание затушевать. – По прим. р. Й. Э. Вайнтруба

Примечание автора: И это одно из объяснений того, что сказали мудрецы в трактате Авот (2:1): «Знай, что находится над тобой!» Смысл этого высказывания заключается в следующем: Хоть ты и не видишь своими глазами, насколько велики результаты твоих действий, можешь быть вполне уверен: все, что происходит в высших мирах и в чистейших духовных сферах, абсолютно все это зависит «от тебя» (в святом языке «тобой» и «от тебя» – это одно и то же слово). Все, что происходит в высших мирах, зависит от характера твоих действий, только они могут вызвать изменения в духовных мирах.

Действительно, любой умный человек, когда по-настоящему осознает и поймет это, сердце заколотится в груди его от страха и трепета, если вспомнит о своих нехороших деяниях, не дай Б-г. На каких духовных высотах происходит разрушение и как велик ущерб, который возникает в результате малейшего греха, не дай Б-г. Его результат гораздо страшнее, чем то разрушение, которое совершили Навуходоносор и Тит, <разрушив первый и второй Храм>. Ибо Навуходоносор и Тит не вызвали своими действиями никакого разрушения наверху, так как нет у них удела и корня в высших мирах, и поэтому они в этих мирах ничего изменить не могут. И только в результате наших грехов как бы уменьшилась и ослабла сила, снисходящая на мир сверху. <Написано:> «осквернили святилище Всевышнего», здесь подразумевается святилище, которое находится сверху. И только благодаря этому <духовному разрушению>, у Навуходоносора и Тита была возможность разрушить святилище внизу, ведь оно соответствует святилищу наверху. И так сказали о них мудрецы (мидраш Эйха Рабати 1:43): «молотую муку смолол». Ибо наши действия разрушили высший Храм, великие и святые миры, а их действия повлияли лишь на нижний Храм. 

Другими словами, то, что совершили Навуходоносор и Тит – это всего лишь окончание процесса, который до этого протекал только в духовной сфере. Когда Храм подвергся разрушению, люди увидели воочию и ярко прочувствовали то разрушение, которое они сами совершили до этого в высших мирах. 

Важно отметить, что результат греха в нашем мире отличается от результата греха в высших мирах. В нашем мире этот результат зачастую проявляется не сразу, в отличие от высших миров, где грех немедленно приводит к разрушению. Эта разница существует по двум причинам. Первая – потому что посредством раскаяния и добрых дел человек может исправить совершенное им злодеяние. Кроме того, если бы результаты греха были очевидны, если бы он мгновенно и непосредственно приводил к несчастью и разрушению, у человека не осталось бы свободы выбора. – По прим. р. Й. Э. Вайнтруба

И об этом молился царь Давид (Теилим 74:5): «Пусть узнают о нем, будто сверху поднимают топоры, и застрянут они в древесине». См. перевод Мальбима. И комментарий Раши объясняет так: Давид просил о том, чтобы враг знал: когда он заносит топор на врата Храма, он как будто бы рубит высшие силы, обитающие в небесах. И написано в трактате Сангедрин (94б), что Санхерив сказал «сначала разрушу святилище в этом мире, а потом разрушу и святилище, которое в высших мирах». На самом же деле, у него не было возможности повредить даже святилище в этом мире, так как разрушение Храма может произойти только в результате наших грехов. Но из-за того, что он хотел разрушить все, царь Давид молился о том, чтобы тот был наказан за свои дурные намерения. И то же самое относится к Навуходоносору и Титу. Они своими руками разрушали святыню, но понесли наказание не за само разрушение, а за то, что по собственной инициативе восстали против Всевышнего, и самостоятельно решили разрушить Храм. – По прим. р. Й. Д. Рубина, р. А. Д. Гольдберга и р. Э. Й. Вайнтруба

И вот еще одна причина, по которой должно трепетать сердце всякого, кто принадлежит к святому народу: в духовную структуру человека включаются все существующие миры и все силы (как объясняется ниже в шестой главе и во вторых вратах, в пятой главе), и они являются Храмом и святилищем, находящимся в высших мирах.

Все творение оделило человека своими силами. Тело его содержит в себе все части материального мира, а душа – части всех сил, действующих в духовных мирах. Соединение между телом и душой соответствует соединению высших и низших сил. Единение материального и духовного, высокого и низкого в одном существе – это и есть природа человека. Уникальность его роли в творении заключается в том, что он связал духовное и материальное начала вместе. – По прим. р. Э. Й. Вайнтруба. (Действия человека в материальном мире влияют на духовные миры, поэтому именно человек является точкой соприкосновения между духовным и материальным – прим. переводчика.) А сердце человека, которое находится в центре тела, включает в себя все, и соответствует Святая Святых, духовному центру человечества, и там краеугольный камень <с которого началось творение>. И так же, как Святая Святых, сердце человека содержит все корни и источники святости. И на это намекают мудрецы в Мишне (Брахот 20а): «обрати сердце к Святая Святых».

В книге Зоар (Шлах 161а) написано: «Смотри: когда создал Всевышний человека в мире, он сделал его прототипом самых великих и высоких духовных сил, и поместил силу и мощь его в центре тела, там, где находится сердце. Тем же способом Всевышний создал мир и сделал его как одно тело… Сердце находится в центре и является силой всех частей тела, и все части тела зависят от него… А в святилище, которое окружает Святая Святых, находятся Б-жественное присутствие, ковчег и покрытие его, и херувимы. И это – сердце Святой Земли и всего мира, и все получают питание именно отсюда. И там это все подробно описывается. 

Поэтому, когда человек начинает блудить и думать мысли нечистые и распутные в сердце своем, не дай Б-г, он как будто заводит распутницу, «символ ревности», в Святая Святых, которая в высших мирах. Это увеличивает силу скверны и зла гораздо больше, чем злодеяния Тита, когда тот согрешил с блудницей в Святая Святых, которая внизу.

И так любой грех или преступление, когда еврей допускает в сердце чуждый огонь – пламя гнева или вожделений, не дай Б-г. Как написано (Йешаяу 64:10): «Дом святыни нашей и славы нашей, где славили Тебя отцы наши, сожжен огнем, и все, (что) дорого нам, предано разрушению», да спасет нас Милостивый. 

Несмотря на то, что нечистая мысль – это тяжкий грех, земной суд не может за него покарать. Причина этого заключается в том, что суд, который функционирует в этом мире, мире действий, может наказывать только за нарушения, в которых есть хоть какое-то действие. Тем не менее, нечистые мысли, которые оскверняют сердце – это более тяжкий грех, чем иной грех, совершенный действием. – По прим. р. Й. Э. Вайнтруба. 

Рав Аарон Роте в книге «Шомер Эмуним» пишет, что только в том случае, когда человек специально вызывает в себе подобные мысли, он является грешником. Если же такая мысль возникает сама собой или в результате внешних раздражителей, то это не грех, а испытание – ибо теперь перед человеком стоит задача как можно скорее избавиться от такой мысли. О том, как это сделать, написано в трактате Авот де-Рабби Натан (начало 20-й главы): «Сказал Раби Хананья, прислужник Коаним: тот, кто наполняет свое сердце словами Торы, избавляется от многих посторонних мыслей. От мыслей о голоде, о бессмыслице, о блуде, от мыслей, вызванных дурным началом, и от мыслей о дурной женщине. От мыслей о вещах, не имеющих значения в жизни, и от мыслей о том, что нашей участью могут управлять люди. – По прим. р. Полищука

И это то, что сказал Всевышний Йехезкелю (43:7-9): «место престола Моего и место ступней ног Моих, где обитать буду Я среди сынов Израиля вечно, и не будет более дом Израиля осквернять Мое святое имя – ни они, ни цари их – блудом своим и жертвенниками на могилах царей; приближая порог свой к порогу Моему и дверной косяк свой к косяку <двери> Моей, – и стена между Мной и ими; и оскверняли они имя святое Мое мерзостями своими, которые творили они, и истребил Я их гневом Моим. Ныне удалят они от Меня блуд свой и трупы царей своих; и буду обитать среди них вовеки».

Всевышний повелел пророку Йехезкелю описать народу все детали строения Храма, и объяснить, что было потеряно в результате его разрушения. Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть народ к раскаянию. Люди должны были стремиться развить свою духовную конституцию таким образом, чтобы она соответствовала всем деталям Храма. И эта нравственная рекуперация должна была привести к тому, чтобы Храм, который был разрушен в высших мирах из-за грехов, был восстановлен. А это, в свою очередь, должно было привести к построению второго Храма внизу, в материальном мире. – По прим. р. Й. Э. Вайнтруба.

Перевод – рав Б. Набутовский.


https://www.beerot.ru/?p=40138