Оживление мертвых — Возвращение к Дереву Жизни

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1623
Возвращение к Дереву жизни

Урок второй. Возвращение к Дереву Жизни

1. Оживление мертвых полностью зависит от веры.

В соответствии с тем, как вещи обычно воспринимаются в мире, оживления мертвых просто не существует. Наоборот, в этом мире все процессы развиваются в противоположном направлении – от жизни к смерти. Ничего, что бы развивалось в ином направлении – от смерти к жизни, в этом мире нет.

Но такая картина складывается только в том случае, если воспринимать вещи такими, какими они кажутся при поверхностном взгляде.

2. В прошлом уроке мы уже говорили о том, что оживление мертвых становится реальностью только в мире веры, основанной на Торе.

В мире веры Вселенная развивается от смерти к жизни. Вера вводит человека в число тех, на кого распространяется оживление.

Следует хорошо понять, чем отличается восприятие мира, основанное на вере, от обыденного восприятия, согласно которому мир развивается по естественным законам – от жизни к смерти.

3. В Торе рассказывается, что, сотворив человека, Всевышний поместил его в Ган Эден – в «Сад Наслаждения».

Сад – это место, где растут плодовые деревья. Ган Эден – это место, где саженцы прорастают и расцветают. Это место роста.

Необходимо понять, что Ган Эден находится не в каком-то особом месте, отделенном от остальной Вселенной. Это вся Вселенная, но в другом измерении. Это не другая реальность. Это та реальность, которую мы воспринимаем и в которой мы живем. Но у этой реальности есть другое восприятие, которое проявляется как Ган Эден.

Это место награды. Это место, куда доходят результаты всех наших добрых дел. Там проявляется более высокое измерение всех дел и событий, совершающихся в этом мире.

Есть известное выражение Талмуда, в котором говорится о заповедях: «Сегодня их исполнять, а завтра получать за них награду» (Эрувин, 22а).

Сегодня всё принимает форму событий. Мы живет в «Мире Действий» – в Олам а-Маасе. Но «завтра» это измерение дел и событий обратится в новое состояние, которое называется «получать награду». Та же реальность изменится и приобретет иное восприятие. Сама она станет наградой. Сами добрые дела и поступки «завтра» обратятся в награду.

4. В мишне из трактата Пиркей Авот сказано: «Награда за заповедь – заповедь» (Авот, 4:2).

Рав Хаим Воложинер поясняет: награда за заповедь – это сама эта заповедь. Когда мы совершаем добрые дела в этом мире, мы не знаем их подлинной ценности. Но «завтра» сами эти дела станут наградой (см. Нефеш а-Хаим, 1:12).

Не бывает большей награды, чем выполнение заповеди. И не существует большего наказания, чем нарушение запрета Торы. А величайшая награда – это совершенное исполнение заповеди. Нет ничего лучше этого. Это и есть подлинная реальность.

Всевышний сотворил мир таким, что человек сам создает для себя реальность. Он сам строит дом, в котором ему предстоит жить в будущем. Его собственные добрые дела в этом мире становятся для него наградой.

5. Поступок человека – это семя, росток, из которого прорастает награда.

Само это семя станет большим плодовым деревом. Это и есть награда. Поэтому Тора называет место наслаждения «садом» – Ган Эден. Это место, где все семена прорастают и становятся деревьями.

Там реализуется всё, что в потенциальном состоянии было и в нашем мире. Все выполненные здесь заповеди прорастают там.

6. Человек, которого влечет к себе этот «Сад Наслаждения», пребывает здесь, в этом мире, в своем потенциальном состоянии и движется навстречу своей реализации.

Но человек, отсекающий себя от того места, воспринимает всё происходящее здесь как «реализацию». Он реализуется только здесь.

Тот, кто хочет вырастить плодовое дерево, должен взять семя или саженец и поместить его в землю, а затем делать всё необходимое для того, чтобы дерево выросло. Но если человек возьмет семя или саженец и, например, скормит его скоту, он воспользуется ими не как семенем или саженцем, а как неким готовым, законченным продуктом.

Тот, кто хочет разводить у себя кур, должен оставить яйцо под курицей, чтобы она его высидела. Тогда из этого яйца может произойти бесконечная цепь поколений. Но если он возьмет это же яйцо и сварит его, ни кур, ни курятника у него уже не будет.

Это тоже вполне легитимное использование. Но разница в том, что, если он возьмет обладающую потенциалом вещь и использует ее как готовый продукт, то для будущего у него уже ничего не останется. Ведь он уже это взял и съел сейчас!

Для того, чтобы воспользоваться чем-то как «семенем», необходимо посадить его в землю, а затем уже вкушать то, что из него вырастет. Тогда дерево будет приносить плоды, и не будет недостатка ни в чем.

Человек, который воспринимает реальность этого мира как окончательную и завершенную, берет свой потенциал и «проедает» его здесь. А когда он всё съест, для будущего у него не останется ничего.

Это удел человека, воспринимающего вещи такими, какими они видятся. Сколько бы вы ни всматривались в яйцо, вы не увидите в нем курицу, которая бы могла из него вырасти. Необходимо положить яйцо в определенное место, и тогда обнаружится, какой потенциал оно в себе содержало. Но если разбить его и сделать яичницу, курицы из него уже никогда не получится. Так же и в семени невозможно увидеть дерево, которое из него прорастет.

Для того чтобы правильно понять, что может прорасти из вещей и событий этого мира, нужна вера. Тора учит нас, что все вещи и явления этого мира необходимо «посеять», как семена, чтобы вырастить деревья и получить плоды. Мы не смогли бы прийти к этому пониманию, если бы Тора нам это не открыла.

Тот, кто смотрит на всю земную реальность без Торы, не в состоянии увидеть в ней Грядущий мир, который из нее прорастает.

К постижению того, что из посаженного в землю семени может вырасти дерево, приводит опыт. Но к постижению того, что из посеянного в этом мире добра прорастет иной, «Грядущий» мир, может привести только Тора. Тора ведет нас к жизни, основанной на вере.

7. Земледелец сеет зерно в землю, так как верит, что оно прорастет. Он поступает так, хотя знает, что само зерно погибнет в земле.

Человек берет яйцо, из которого можно сделать прекрасную яичницу, и подкладывает его под курицу. «Это просто глупость!» – может воскликнуть тот, кто никогда не видел, что получается из высиженного яйца. Но тот, кто уже знает, что получается из такого яйца, сочтет глупостью само его восклицание.

Человек, который использует этот мир как готовую трапезу, а не как семя, имеющее потенциал в будущем, лишен веры.

Различие между этими двумя подходами к жизни – это бездна, разделяющая веру и безверие. Человек веры использует свою жизнь как «семя». Над ним могут надсмехаться: «Ты просто упускаешь время, которое мог бы потратить на удовольствия!» А он ответит: «Я посеял семя и забочусь о нем. Я хочу, чтобы вырос сад». Но ему будет трудно привести доказательства.

В делах этого мира человек опирается на опыт: он знает, что из саженца вырастет дерево, а из яйца вылупится цыпленок. Но для того, чтобы заботиться о ростке, плоды которого никогда не увидят здесь, в рамках этого мира, необходима вера.

продолжение следует

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес».


https://www.beerot.ru/?p=40474