Орхот хаим – Пути жизни — На святую Субботу — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

141
путь к святости

Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.

Вот как следует человеку поступать, чтобы удостоиться высшей мудрости и спастись от мук после смерти:

4. Накладывайте тфилин каждый день.

И хотя в Субботу тфилин не накладывают, важно вспоминать о нем и в этот день – в частности, когда он упоминается во время чтения Шма (Орхот хаим, Махон Тосафот Йом-Тов).

«Даже расстояние в четыре локтя»

В эпоху Мишны и Талмуда знатоки Торы оставались в тфилине на протяжении большей части дня. 

В Талмуде рассказывается, что основатель академии Торы в Явнэ раби Йоханан бен Заккай «никогда в своей жизни …не проходил даже  расстояние в четыре локтя без размышлений о Торе и без тфилина». И так же вел себя его ближайший ученик раби Элиэзер (ВТ, Сукка 28а).

Когда ученики спросили у другого великого мудреца – рава Зейры, за что он удостоился долголетия, он объяснил: «Я никогда не проходил даже  расстояние в четыре локтя без размышлений о Торе и без тфилина» (ВТ, Мегила 28а).

«Возвратить корону на ее прежнее место»

Таким же скрупулезным образом выполняли заповедь о тфилин некоторые выдающиеся мудрецы и праведники в гораздо более поздние времена. 

Величайший знаток сокровенного учения рав Хаим Виталь свидетельствует, что его наставник Аризаль «в течение всего дня занимался Торой, облачившись в талит и в тфилине». 

Так же поступал и Виленский Гаон, а затем его ученики – в его бейт-мидраше занимались в течение всего дня, облачившись в талит и в тфилине (Маасе рав 63). 

Ближайший ученик Гаона, рав  Хаим Воложинер, писал, что его наставник «глубоко скорбел из-за того, что нынешнее поколение не выполняет заповедь о тфилин должным образом, так как заповедано находиться в них в течение всего дня». Гаон говорил, что, если бы это было в его возможностях, он обошел бы весь мир, убеждая евреев оставаться в тфилин на протяжении всего дня – чтобы «возвратить корону на ее прежнее место» (Кетер рош 13-15; А-Гаон 1, с. 185-187).

Очередь возле шестого блока

В годы Второй Мировой войны рав Й.-Й. Алберштам (Ребе из Клаузенбурга) был отправлен нацистами в концлагерь Аушвиц (Освенцим). И даже там он стремился строго исполнять все заповеди Торы – в том числе, Субботу и кашрут.

Он сумел пронести в лагерь свой тфилин, и возле шестого блока, в котором он жил, собиралась очередь, желающих выполнить эту заповедь, – особенно в воскресенье, когда в лагере не работали (Бе-сетер раам с. 366).

В кармане пальто

Когда рав Ицхак Зильбер отбывал заключение в лагере под Казанью, жена сумела передать ему маленькие тфилин. Он хранил их в кармане пальто, а пальто сдавал в каптерку, так как в бараке надзиратели постоянно проводили обыски – «шмоны».

Каждое утро, в половине шестого, он брал пальто из каптерки, надевал в тайнике за занавеской тфилин, молился и опять сдавал пальто в каптерку. Из-за этого все годы в лагере он работал на улице в одном пиджаке. И хотя зимы в Татарии суровые – минус двадцать-двадцать пять, он ни разу не простудился («Чтобы ты остался евреем» с. 182-183). 

5. Установите мезузу во всех дверях вашего дома, где она обязана быть.

«Во всех дверях вашего дома» – у каждого дверного проема, «где она обязана быть» – а не только, как ошибочно полагают некоторые, у входа в дом (Орхот хаим, Махон Тосафот Йом-Тов).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

https://www.beerot.ru/?p=54581