Орхот хаим – Пути жизни — Третий день — Часть 4

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

139
путь к святости

Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.

45. Когда услышите наставления, радуйтесь так, будто нашли великий клад.

Один из 48 путей, которыми приобретается познание Торы – любовь к наставлениям (Пиркей авот 6:6).

«Когда услышите наставления, радуйтесь так, будто нашли великий клад» – ведь наставления приводят человека к раскаянию. Но если он не терпит наставлений, то закрывает для себя путь к раскаянию. Такой человек погружен в сон, и без наставлений даже рычание льва его не пробудит (Ор Йехезкель).

Рош – один из величайших законоучителей всех поколений, и всё, что он пишет, – это законодательные постановления. А значит, человек обязан радоваться, слушая наставления. Слова «так, будто нашли великий клад» подразумевают нежданную радость, которая очень велика. Ведь человек ведет войну со своим дурным влечением, а воющий всегда радуется, получив неожиданное подкрепление. Именно так, согласно постановлению Роша, нужно радоваться, слушая наставление (р. Аарон Котлер, Мишнат раби Аарон 1, с. 243).

Наставляй мудрого, и он полюбит тебя – ведь лучше открытый упрёк, чем дружба, омраченная задними мыслями. Любите наставляющих.

Сказал раби Тарфон: Я удивлюсь, если в этом поколении найдется хотя бы один человек способный наставлять других – ведь если он скажет: «Вытащи соринку из глаза», ему ответят: «А ты вытащи бревно из своего глаза» (т.е. даже самые лучшие люди исказили свои пути и поэтому не могут наставлять своих ближних; Раши). Сказал раби Элиэзер бен Азарья: Я удивлюсь, если в этом поколении найдется человек умеющий наставлять (так, чтобы не опозорить наставляемого и не понести за это наказание; Раши). Сказал раби Йоханан бен Нури: Призываю в свидетели небо и землю, что я много раз наставлял раби Акиву бен Йосефа, а он относился ко мне со все большей любовью, осуществляя написанное: «Наставляй мудрого, и он полюбит тебя» (ВТ, Арахин 16б).

Наставляй мудрого, и он полюбит тебя (Мишлей 9:8) – ведь он стремится к исправлению своего характера и не считает себя мудрым (Ибн Эзра).

«Наставляй мудрого, и он полюбит тебя» – ведь именно тот, кто любит принимать наставления и понимает их значение, называется мудрым, как написано: «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека» (Пиркей авот 4:1). Но если человек не терпит наставлений – это признак глупца и невежды. И именно тот, кто понимает значение наставлений и радуется им, пригоден для того, чтобы наставлять других (р. Б.-Й. Зильбер, Мекор а-хаим).

46. Перед тем, как начать любое дело, подумайте, чем оно может завершиться. Сравнивайте затраты на выполнение заповеди с наградой за ее выполнение, а удовольствие от греха – с наказанием за него, ведь мудрый предвидит последствия.

Сравнивай затраты на выполнение заповеди с наградой за ее выполнение, а удовольствие от греха – с наказанием за него (Пиркей авот 2:1).

Не расстраивайся, если из-за выполнения заповеди понесешь убыток в своих делах, но сравни этот убыток с той великой наградой, которую в будущем получишь за выполнение заповеди. И если у тебя есть возможность выполнить заповедь, выполни ее, невзирая на возможные убытки – ведь награда за выполнение заповеди очень велика. И так же сравни предвкушаемое удовольствие от греха с наказанием за него, и если подвернется возможность совершить грех, воздержись –  ведь урон, который ты нанесешь себе грехом, очень значителен (Раши).

Начиная дело, следует подумать и понять, к чему оно может привести. Например, человек берется за какое-то вполне разрешенное занятие или даже за выполнение заповеди – но в конце это может привести его на порог греха. За такую заповедь ему лучше вообще не браться (р. Б.-Й. Зильбер, Мекор а-хаим).

47. Остерегитесь – не полагайтесь лишь на себя, принимайте советы и наставления. С усердием исполняйте все свои обязанности. Берегите своё сердце от дурных мыслей.

48. Не валяйтесь в постели, как лентяи, – но проворно вставайте, чтобы служить Творцу.

По звуку лютни

Сказал раби Зейра: До полуночи царь Давид дремал, как конь, а в полночь поднимался сильный, как лев. …Сказал рав Аха, сын Бизны, со слов раби Шимона Хасиды: Над кроватью царя Давида была подвешена лютня, и когда наступала полночь, северный ветер пробегал по ее струнам, и сама собой рождалась мелодия. Давид сразу же поднимался и учил Тору до рассвета (ВТ, Брахот 3б).

Даже после короткого сна

Рав Симха-Зисл (Саба из Кельма) перенял для себя распорядок дня Виленского Гаона – он спал не более двух с половиной часов в сутки и не более получаса подряд.

В будни дни он, как правило, не раздеваясь, отдыхал на диване в своем кабинете. При этом он настойчиво вырабатывал сознательный контроль над собой: просыпаясь даже после столь короткого сна, он мгновенно вскакивал с дивана – чтобы без остатка выкорчевать в себе лень.

Саба старался приобщить к подобному самоотверженному служению и своих  учеников. Одно время в его ешиве был установлен распорядок, согласно которому все ученики вставали в середине ночи, в половине четвертого, и учились до семи утра – до утренней молитвы (Тнуат а-мусар 2).

Чтобы не остаться неучем и невеждой

Выдающийся законоучитель рав Элияу Кляцкин славился своей талмудической эрудицией. Он занимался Торой с исключительным усердием и самоотдачей – как правило, от утренней зари до трех часов ночи. В три часа он засыпал, прямо за своим рабочим столом, а в шесть утра – уже вновь приступал к занятиям. Если порой он просыпался на несколько минут позже, то сетовал на жену: почему она, поднявшись, не разбудила его. «Неужели ты хочешь, чтобы я так и остался неучем и невеждой?!» – говорил он (Гдолей а-дорот).

Режим рава Шаха

В течение многих десятилетий глава ешивы Поневеж в Бней-Браке рав Э.-М. Шах не спал более двух часов подряд. Когда он просыпался посреди ночи, он немедленно вставал с кровати и полностью одевался, а лишь затем смотрел на часы. Порой он убеждался, что проспал всего полчаса и возвращался в кровать. В четыре часа утра он, как правило, уже вставал окончательно: в течение двадцати-тридцати минут читал псалмы, затем недельную главу Пятикнижия с арамейским переводом, а потом принимался за Талмуд и книги законоучителей. За двадцать минут до начала утренней молитвы он уже приходил в ешиву (А. Бирнбаум, «Симхат Тора длиною в жизнь»).   

49. Не опаздывайте в Дом Молитвы, но поспешите туда заблаговременно.

Заповедано бежать в Дом Молитвы (ВТ, Брахот 6б; см. Рамбам, Тфила 8:2).

Заповедано бежать по пути в Дом Молитвы, а также ради выполнения любой заповеди, и даже в Субботу, когда запрещено ходить быстрым шагом (Шулхан арух, Орах хаим 90:12).

В первую очередь, важно бежать возле самого Дома Молитвы, поскольку там ясно, что он спешит выполнить заповедь. А если он идет в талите и тфилине, то и на всем протяжении  пути ясно, что он спешит на молитву. И, тем не менее, на улицах, где живут иноверцы, бежать не следует. Добегают лишь до входа в Дом Молитвы, но в самом Доме Молитвы следует ходить в трепете (Мишна брура 90:40-41).

«Не опаздывай в Дом Молитвы, но поспеши туда заблаговременно» – ведь если человек опаздывает на молитву и бежит, заповедь бежать в Дом Молитвы при этом не выполняется, так как он бежит только потому, что опаздывает. И лишь когда он не опаздывает и бежит – это и есть настоящее выполнение этой заповеди. Однако, даже когда он бежит, следует остеречься, чтобы при этом «обувь не была в грязи».

Меня изумляет, что сегодня не стараются бежать в Дом Молитвы, несмотря на то, что этот закон приведен в Талмуде и в кодексе Шулхан арух. …Мне кажется, что и сегодня следует выполнять эту заповедь в ее простом смысле, как минимум, ускоряя шаг при приближении к Дому Молитвы (р. М. Штернбух).

Проследите, чтобы обувь не была в грязи. Не отвлекайтесь во время молитвы – но направьте сердце к Творцу.

В Дом Молитвы

Рав Йосеф Розин (Гаон из Рогачева) был раввином хасидской общины города Двинска (Даугавпилса).

Экономя время для занятий Торой, он почти никогда не ходил, но только бегал. Горожане видели его на улице, как правило, трижды в день – он стремительно пробегал от дома до хасидской молельни, а затем обратно (Гдолей а-дорот).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

https://www.beerot.ru/?p=53785