Орхот хаим – Пути жизни — Пятый день — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

1059
путь к святости

Пятый день

Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.

74. Не следует предаваться чрезмерному веселию. 

Это предостережение против чрезмерного веселья, но уравновешенная радость – заповедь (р. Й. Сарнэ, Июним).

Нужно помнить, что жизнь подобна дуновению ветра и человек сотворён из праха, и его конец – могильные черви.

Жизнь человека зависит от дыхания, которое может оборваться в любое мгновение, подобно порыву ветра (Раши, Йешая 2:22).

75. Не говорите о заповеди: «Сделаю её завтра» – ведь завтра может не оказаться такой возможности.

Не говори: «Вот когда у меня появится свободное время, тогда и буду изучать Тору» – может быть, оно не появится (Пиркей авот 2:4). Поэтому установи постоянное время для ежедневного изучения Торы (Рамбам и р. Йона).

Если у тебя есть возможность выполнить заповедь, то не откладывай ее и не дай ей скиснуть (Мехильта, Бо). 

76. Не отступайте от здравого смысла, мудрости и праведных наставлений. Пребывайте у ног мудрецов и так наберетесь мудрости.

77. Не оставляйте путь благочестия, даже если над вами насмехаются. Не стыдитесь делать то, что необходимо для выполнения заповеди.

Лучше на всю жизнь прослыть сумасшедшим перед людьми, чем хотя бы на одно мгновение стать злодеем перед Всевышним (Эдуйот 5:6).

Первый параграф Шулхан Аруха

Рав Йосеф-Юзл Горовиц (Саба из Новардока) был одним из основателей движения Мусар. Он создал десятки ешив, особенное внимание в которых уделялось совершенствованию характера. Занимаясь с учениками, он разработал систему, способствующую духовному росту и преодолению негативных качеств характера. 

Один из оппонентов спросил у рава Йосефа-Юзла: «Для чего вообще нужно изучать Мусар?! Ведь у нас есть кодекс Шулхан Арух – следует просто выполнять то, что там сказано!» Рав Йосеф-Юзл ответил так: «В первом же параграфе кодекса Шулхан Арух говорится: «Не стесняйся людей, которые насмехаются над твоим служением Творцу». Мне представляется, что без изучения Мусара невозможно выполнить даже этот, первый, параграф Шулхан Аруха» (Тнуат а-мусар 4).

Страх нарушить волю Творца

Однажды рав Шмуэль-Аарон Юдлевич услышал, что в брюках, которые он носил, возможно, есть запрещенный Торой шаатнез – смесь льняных и шерстяных нитей. Проверить это опасение можно было только в специальной лаборатории, а в тот момент он находился в иерусалимской ешиве Эц Хаим, где преподавал и изучал Тору. 

Рав Юдлевич немедленно снял брюки и закрыл ноги полами своего длинного сюртука. Так он занимался в течение нескольких последующих часов и так ушел домой. Его боязнь нарушить волю Творца отодвигала на задний план любые посторонние соображения (рассказ гаона р. И.-Я. Фишера).

78. Не будьте скупыми – всегда жертвуйте бедным и нищим. Не отворачивайтесь от нуждающихся родственников.

79. Не медлите – быстро и проворно накрывайте стол для нуждающихся и дайте им хлеб, ведь, возможно, они голодны.

Когда пришли гости, сразу же дай им легкую закуску, а тем временем накрой стол для трапезы, как поступил праотец Авраам – и не спрашивай у гостей, кушали они уже или нет (Орхот хаим, Махон Тосафот Йом-Тов).

Постоялый двор Авраама

Около колодца в Беэр-Шеве праотец Авраам разбил сад и насадил виноградник. У перекрестка дорог он возвел большой постоялый двор с четырьмя воротами, открытыми с каждой из сторон света. Постоялый двор Авраама был всегда открыт для любого путника, который мог там помыться, утолить голод и жажду, переночевать, а затем продолжить свой путь. И если у странника истрепалась одежда, то ему дарили новую, а нуждающихся снабжали деньгами. Когда же гости прощались и благодарили Авраама, он говорил: «Разве вы мое ели? Вы ели то, что принадлежит Владыке мира. Так благодарите и прославляйте Творца Вселенной!» (ВТ, Сота 10аб; Берешит раба 54:6; Сефер а-яшар, Ваера). 

Четыре входа 

В Талмуде рассказывается, что у дома рава Ханы бар Ханилая было четыре входа, с каждой из сторон, чтобы любой нуждающийся и голодный мог войти, не тратя время на поиск двери – и «каждый, кто входил голодным, выходил сытым». А в годы засухи рав Хана выставлял мешки с зерном за двери дома, чтобы тот, кто стеснялся попросить днем, мог бы взять ночью (ВТ, Брахот 58б).

Не менее восьмидесяти

Выдающийся знаток тайных разделов Торы рав Йешая Гурвиц (Шла а-кадош) прославился и своей самоотверженной помощью бедным. Его сын вспоминал, что «за столом отца не бывало менее восьмидесяти человек – ни в будни, ни в праздники, ни в Субботу» (Вавей а-амудим, Акдама).

«Сто ворот»

Один из мудрецов Иерусалима рав Зерах Браверман, возглавлявший ешиву Меа шеарим («Сто ворот»), организовал у себя дома бесплатную «гостиницу» для вновь прибывших из Европы евреев, у которых не было родственников в святом городе. Именно у него останавливались многочисленные беженцы из Советской России. Бывали дни, когда за его столом собиралось до восьмидесяти гостей. Некоторые семьи с маленькими детьми жили в его доме по нескольку недель – пока им не удавалось найти работу и арендовать собственное жилье (Гдолей а-дорот).

80. Не забывайте вносить десятину в общую казну, ведь тайная благотворительность усмиряет гнев Небес.

81. Не равняйтесь на того, кто уступает вам в служении Б-гу и в Б-гобоязненности, но только на того, кто вас превосходит.

Лучше быть хвостом львов, чем главою лисиц (Пиркей авот 4:15 ).

Человек обязан спросить себя: “Когда же мои поступки достигнут поступков наших праотцов – Авраама, Ицхака и Яакова?!» (Тана дэ-вэй Элияу).

Маленький ребенок всегда смотрит на старших и стремиться стать, как они, – поэтому он продвигается в своем развитии семимильными шагами. Но став взрослым, человек останавливается, так как ему кажется, что ему уже не у кого учиться. Поэтому-то Рош предостерегает: «Не равняйтесь на того, кто уступает вам в служении Б-гу» – чтобы не остановиться в своем развитии и духовном подъеме, «но только на того, кто вас превосходит» – тогда ты будешь подниматься все выше и стремиться к величайшим духовным вершинам (р. Й.-Ш. Каханман – Поневежер Рав).

82. Никогда не поднимайте руки на ближнего своего – даже если он при вас проклинает ваших отца и мать.

Сказал Рейш Лакиш: Каждый поднимающий руку на ближнего, пусть даже не нанося удара, – называется злодеем (ВТ, Санэдрин 58б).

«Запрещено бить еврея»

В ешиве, где преподавал рав Ицхак Зильбер, двое учеников подрались до крови. После такого обычно исключают из ешивы. Но рав Зильбер поступил по-иному.

Некоторое время спустя он поехал домой к зачинщику драки, захватив с собой один из томов кодекса Шулхан Арух. Раскрыв том на странице, где написано: «Запрещено бить еврея», рав Зильбер спокойным голосом прочитал этот закон. 

Парень протестующе спросил: «Это написано даже про такого?! Даже такого негодяя тоже нельзя избить?!»

Рав Зильбер ответил: «Так написано в Шулхан Арухе – нельзя бить никакого еврея».

Он больше ничего не добавил. Вышел и уехал. Но его авторитет был настолько велик, что больше ничего и не потребовалось («Рав Ицхак» с. 158).

83. Не клевещите и не злословьте, не оговаривайте никого и не сплетничайте.

84. Не спешите резко ответить тому, кто говорит дурное.

Мудрец …не перебивает собеседника и не торопится с ответом (Пиркей авот 5:7).

Сначала постарайся решить дело добром и миром, а не грубостью – это принесет больше пользы (р. М. Штернбух).

85. Пусть ваш голос не будет слышен издалека. Не вопите, как зверь, – говорите спокойно.

Знатоки Торы не должны кричать и вопить, как звери, и им не следует повышать голос, но нужно говорить со всеми спокойно (Рамбам, Дэот 5:7).

Старайся всегда говорить спокойно – с любым человеком и во всякое время. Таким путем ты избежишь гнева – дурного качества, вводящего людей в грех (Игерет а-Рамбан). 

86. Не позорьте ваших ближних при людях – ведь у того, кто так делает, нет доли в Грядущем мире.

У того, кто позорит ближнего при людях, – …несмотря на всю его ученость и добрые дела, нет удела в Грядущем мире (Пиркей авот 3:11).

Каждый позорящий ближнего при людях как будто совершает кровопролитие (ВТ, Бава меция 68б).

Даже об убийце не говорится, что у него нет удела в Грядущем мире! Это связано тем, что публично позорящий своего ближнего не осознает серьезности своего греха и его душа, в отличие от души убийцы, не терзается из-за совершенного беззакония – а следовательно он далек от раскаяния (р. Йона, Шаарей тшува 3:141).

«При людях» – имеются в виду трое, причем позорящий и опозоренный входят в это число (р. М. Штернбух).

Ответ Давида

Царь Давид рассказал в молитве Творцу: «В час когда в Доме Учения изучали законы казней по приговору суда, насмешники спросили меня: «Давид, какая казнь полагается тому, кто взял себе чужую жену?» (они намекали на то, что Давид взял в жены Бат-Шеву, которая прежде была женой Урии). И я сказал им: «Такого человека казнят удушением, но у него сохраняется удел в Грядущем мире А у того, кто публично позорит своего ближнего, нет удела в Грядущем мире» (ВТ, Бава меция 59а).

87. Не злоупотребляйте своей силой, если вы возвысились над другими – ведь эту силу можно утратить.

88. Не стремитесь к почестям. Не стремитесь занять несоответсвующее вам место.

На одном из поворотов

Выдающегося законоучителя рава Авраама-Абиша пригласили возглавить еврейскую общину города Франкфурта-на-Майне. Когда он подъезжал к Франкфурту, тысячи евреев вышли ему навстречу. В знак высшего уважения самые авторитетные члены общины, знатоки Торы и состоятельные купцы, выпрягли лошадей из его повозки – и впряглись сами, чтобы довезти нового раввина до города. Повозка с трудом протискивалась среди окружающей ее толпы. На одном из поворотов дороги раву Аврааму-Абишу, всегда избегавшему показного почета, удалось незаметно выбраться из своего экипажа и смешаться с толпой. Лишь достигнув Франкфурта, встречающие обнаружили, что экипаж пуст и новый раввин прошел весь путь пешком вместе со всеми (Сарей а-меа 1, 15).

Лечение смехом

Выдающийся законоучитель рав Шмуэль-Шмелке Гурвиц был приглашен на раввинский «трон» города Николсбурга в Моравии – на тот почетный «трон», на котором когда-то восседал сам великий Маараль из Праги.

Новому раввину был устроен тожественный прием. Но затем он попросил оставить его одного. 

Любопытные подглядели, как рав Шмелке, усевшись лицом к стене, повторял на все лады: «Добро пожаловать, рав Шмелке – праведник нашего поколения! Да здравствует наш великий учитель! Милости просим, глава раввинского суда Николсбурга!»

На недоуменные вопросы непрошенных соглядатаев рав Шмелке пояснил, что старался обесценить в своих глазах неуемные восхваления, которые ему пришлось выслушать, – ведь славословия, произнесенные в его адрес другими, не менее пародийны и смехотворны, чем славословия, произносимые теперь им самим (Гдолей а-дорот; Сарей а-меа 1, 18).

89. Пусть люди не оказывают вам почестей, ведь потом они могут взбунтоваться и сбросить вас с пьедестала.

90. Всегда ищите друзей и близких людей. Даже один враг – это много.

Ведь даже если у вас есть всего «один враг», у этого есть причина. Например, когда человек стремится к почёту, это пробуждает в других людях ревность и дурной глаз – и поэтому следует избегать почета. И если вы будете идти по прямому пути, Творец поможет сделать так, что у вас вообще не будет врагов (р. М. Штернбух).

91. Не огорчайте друга, осуждая его покупку, – так поступают лишь неразумные.

Как расхваливают [перед женихом на свадьбе] его невесту? Школа Шамая считает: в соответствии с ее реальными достоинствами. Школа Гилеля считает: в любом случае говорят, что невеста красива и осенена милосердием.

Школа Шамая возражает: даже если невеста хромая или слепая, вы тоже будете утверждать, что она красива и осенена милосердием?! Но ведь Тора повелела (Шмот 23:7): «Отдались ото лжи»!

В ответ на это ученики Гилеля задают встречный вопрос: если кто-то принес с рынка неудачную покупку, вы постараетесь сделать ее лучше в его глазах или осудите его за эту неудачу? Конечно, постараетесь сделать лучше в его глазах! (ВТ, Ктубот 17а).

Похвалить даже неудачную покупку следует лишь в том случае, когда ее нельзя возвратить. Но если человека обманули, продав ему вещь с дефектом, и он может возвратить товар, чтобы получить свои деньги обратно, – тогда обязаны указать ему на дефект (Бейт Аарон).

92. Не говорите: «Я разбогател благодаря своей праведности» – опасайтесь, как бы не получить всю свою награду в этом мире.

Если человек наделен богатством и покоем, ему следует встревожиться – может быть, это вычтено из его награды в Грядущем мире. Следует буквально «страшиться, как бы не получить всю свою награду в этом мире». И совет в таком случае – как можно больше давать на благотворительность и совершать добрых дел (р. М. Штернбух).

«Почему ты смеешься?» 

Когда заболел раби Элиэзер, ученики пришли его навестить. Раби Элиэзер сказал: «Мир наполнился грозным гневом» (он имел в виду, что Творец разгневался на него, поразив его тяжелой болезнью). Все ученики заплакали, а раби Акива рассмеялся. Спросили его: «Почему ты смеешься?» А он спросил у них: «Почему вы плачете?» Ему ответили: «Разве можно не плакать, когда свиток Торы страдает?!» (они имели в виду р. Элиэзера, который был как бы живым «свитком Торы») Сказал им раби Акива: «Поэтому-то я и смеюсь. Прежде, когда я видел, что вино нашего наставника никогда не скисает, его лен не портится, его масло не протухает и его мед не становится водянистым (т.е. он во всем преуспевает), я говорил себе: неужели он, не дай Б-г, получил всю свою награду в этом мире?! Но теперь, когда я вижу нашего наставника в страдании, я радуюсь». Сказал раби Элиэзер: «Акива, я ведь ничего не упустил из всех повелений Торы!». Сказал раби Акива: «Разве ты сам не говорил нам, наставник, что нет на земле праведника, который бы никогда не согрешил» (ВТ, Санэдрин 101а, Раши).

Раби Акива объяснял: Творец взыскивает с праведников за немногие дурные поступки, совершенные в этом мире, чтобы даровать им покой в Грядущем мире. А нечестивцам Он дарует покой и награждает их за те немногие заповеди, которые они выполняли, чтобы в будущем взыскать с них (Берешит раба 33:1).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

https://www.beerot.ru/?p=3266