Орхот хаим – Пути жизни — Третий день — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

121
путь к святости

Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.

40. Сделайте кисти на четырёх углах своей одежды, чтобы помнить о заповедях и освящать себя во всём.

В Торе написано (Бемидбар 15:39): «И будут эти кисти для вас, чтобы глядя на них, вы вспоминали все заповеди Б-га и исполняли их» – эта заповедь равна всем остальным. «…Чтобы глядя на них, вы вспоминали …и исполняли» – при взгляде на цицит человек вспоминает о заповедях, а вспомнив – стремится их исполнять (ВТ, Менахот 43б).

Ношение кистей-цицит ведет к святости, как и сказано об этом в самой Торе (Бемидбар 15:40): «И будут эти кисти для вас – …чтобы вы помнили и исполняли все Мои заповеди и были святы». А далее Рош разъясняет, что необходимо стремиться к святости на всех своих путях и во всех делах (р. М. Штернбух).

Будьте скромными в туалете и с женой, ведь даже за пустые разговоры с женой человеку предстоит давать отчет на Суде.

По-настоящему скромным называют того, кто скромно ведет себя в туалете (ВТ, Брахот 62а).

Будьте скромными в туалете – даже если ты там один, так как подлинная скромность – по отношению к Б-гу, а в любом месте человек – перед Ним (и поэтому скромность человека проверяется в том, как он себя ведет в месте, которое, на первый взгляд, далеко от святости) (см. р. М. Штернбух).  

Знай, что близость – это святое и чистое дело, если только она совершается в должное время и с должным намерением. Не следует думать, будто в подлинной близости есть хоть что-то недостойное и позорное.  Не случайно совершаемая должным образом близость называется «познанием», как написано: «И познал Элькана Хану, жену свою» (Шмуэль 1, 1:19), – ведь образование мужского семени связано с влиянием мозга, места познания и понимания. …Наши мудрецы говорят, что в час, когда муж соединяется со своей женой в святости, между ними пребывает Шехина. В этом тайна слов איש (иш – муж) и אשה (иша – жена). Эти слова отличаются друг от друга двумя буквами י и ה, которые вместе составляют святое имя Б-га י-ה. Но если муж и жена отдают себя во власть вожделения, Шехина удаляется от них, и с двух сторон остаются только אש и אש (эш) – пожирающий их огонь. …Но когда муж и жена соединяются во имя Небес, нет ничего более святого и чистого (Рамбан, Игерет а-кодеш 1).

Если в час близости мысли человека обращены к постижению мудрости и святости, то они отпечатываются в капле семени и способны определить многие добрые качества будущего ребенка. …Поэтому человеку необходимо очистить свои мысли в час близости от вожделения и духовной нечистоты, размышляя лишь о святом и мудром. А когда и мысли жены радостны и чисты, они вместе объединяются в выполнении заповеди, и Шехина пребывает с ними (там же 4).

Сказал Рав: Даже пустой разговор с женой будет предъявлен человеку в час смерти (ВТ, Хагига 5б) – и имеется в виду игривый разговор перед близостью (Раши).

Даже легкомысленный разговор с женой записывается в летопись жизни и зачитывается человеку в час его смерти (Ваикра раба 26:7) – т.е. в час, когда начинается Суд над умершим (Эц Йосеф).

Не ведите себя легкомысленно. Пусть будет у вас страх перед Небесами. Берегитесь – не разглядывайте женщин, даже незамужних.

В Торе сказано: «…чтобы вы не следовали за своими сердцами и за своими глазами» (Бемидбар 15:39). На первый взгляд, сначала надо было бы написать «за своими глазами», а затем уже «за своим сердцем», ведь сначала видит глаз, а затем уже жаждет сердце (см. Раши, Бемидбар 15:39). Но Тора наставляет нас: прежде всего нужно исправить именно сердце. Ведь если сердце распущенно и ищет удовлетворения своим вожделениям, человек не сумеет уберечь глаза от запретного. И даже если он зажмурит глаза, он будет думать о запрещенном и стремиться насытить свои вожделения. …С другой стороны в Талмуде объяснено, что «дурное влечение властвует только над тем, что человек видит» (Сота 8а, Санэдрин 45а) – т.е. даже человек, сердце которого исправлено, может, увидев запретное, потянуться за дурным влечением. И все же, если человек будет охранять себя от запретных зрелищ, смирив свои вожделения, он сможет приучить себя к Б-гобоязненности и освятить себя. …Именно об этом сказано в мидраше (Ялкут, Ваихи): «Над тем, кто не разглядывает женщин, дурное влечение не властно» (р. Б.-Й. Зильбер, Мекор а-хаим).

Не оставляйте дверей своего дома без мезузы.

Всякий раз, когда человек входит или выходит из дома, прикасаясь к мезузе, содержащей имя единого Б-га, …он пробуждается от своего сна – от погружения в суетный поток времени. Человек осознает, что нет ничего вечного, кроме Творца Вселенной – и сейчас же приходит в себя и возвращается на прямой путь. Поэтому-то мудрецы учили: «Если у человека тфилин на голове и на руке, кисти-цицит на одежде и мезуза при входе в дом, есть уверенность, что он не согрешит» (ВТ, Менахот 43б) – ведь эти святые вещи напоминают ему о Б-ге и, подобно ангелам, избавляют его от греха (Рамбам, Тфилин у-мезуза 6:13).

«Кисти-цицит ударили ему по лицу»

Вот что произошло с одним учеником мудрецов, который тщательно соблюдал заповедь о цицит. Однажды он услышал, что в заморском городе живет очаровательная гетера, которая берет в уплату четыреста золотых монет. Он собрал эту баснословную сумму и прибыл к ней в назначенное для него время. Гость заплатил вперед, но, когда он раздевался, кисти-цицит ударили ему по лицу. Внезапно он опомнился, отпрянул от ее кровати и сел на пол. Она села рядом с ним и спросила: «Я не отстану от тебя, пока не скажешь, какой недостаток ты во мне увидел». «Клянусь, что никогда в жизни я не видел такой красивой женщины, как ты. Но наш Б-г дал нам заповедь о кистях-цицит. И в Торе сказано (Бемидбар 15:40): «И будут эти кисти для вас – …чтобы вы помнили и исполняли все Мои заповеди». А далее там говорится: «Я – Б-г Всесильный ваш, который вывел вас из земли Египта, …Я – Б-г, Всесильный ваш». Почему слова «Я – Б-г, Всесильный ваш» написаны дважды? Творец говорит: «Я – Тот, Кто в будущем взыщет с нечестивцев и Я – Тот, Кто в будущем наградит праведников». И сейчас эти четыре кисти показались мне четырьмя свидетелями, которые будут свидетельствовать на небе о моем грехе».

А когда он поднялся, чтобы уйти, оставив ей всю сумму денег, женщина сказала: «Я не отпущу тебя, пока ты мне не скажешь свое имя, название твоего города и имя твоего учителя». На клочке бумаги он написал ей то, о чем она попросила, и ушел. После этого женщина раздала свое имущество и, разыскав наставника своего гостя, призналась, что хочет принять еврейство и присоединиться к народу Израиля.

В дальнейшем она приняла еврейство и стала женой того ученика, который когда-то приезжал к ней в заморский город (ВТ, Менахот 44а).

Плач из шкафа

Однажды рав Моше-Ицхак, Магид из Кельма, приехал на Субботу в курортный город на рижском взморье, где проводили летние месяцы многие обеспеченные еврейские семьи. Во время утренней молитвы он обратил внимание на то, что большинство собравшихся явилось в синагогу без талита (особой четырехугольной накидки с кистями-цицит на углах). Выступая в этой синагоге на исходе Субботы, Магид рассказал короткую притчу: «На прошлой неделе я был в Риге и зашел к одному знакомому. Но его дома не было: мне сказали, что он уехал на курорт. И вдруг я услышал из соседней комнаты плач. Я заглянул туда, но никого не увидел. Постепенно я понял, что плач доносится из одежного шкафа – плакал талит, забытый на полке: «Мой хозяин бросил меня, он забрал деньги, украшения и драгоценности и уехал на рижское взморье – а меня оставил!» Мне стало жалко талит, и я утешил его: «Не плачь, придет час, и твой хозяин отправится в дальний путь – он оставит здесь все свои деньги и драгоценности, а с собой возьмет лишь тебя» (по обычаю вне Земли Израиля умершего хоронили в талите) (Сарей а-меа 6, 4).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!


https://www.beerot.ru/?p=53706