Высказывания мудрецов и природные явления — Духовные принципы, связанные с небосводом, солнцем и звездами

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1618
высказывания мудрецов
Представляем вниманию читателя очередной материал, посвященный правильному пониманию слов Торы и высказываний мудрецов. Приведенные в тексте отрывки из книги Маараля «Беер а-Гола» выделены жирным шрифтом.

Часть вторая

1. «Мир напоминает террасу»

Приведем еще один пример высказывания мудрецов, которое, на первый взгляд, является объяснением природного явления. Для тех, кто ошибочно подходит к этому высказыванию как к тривиальному утверждению, касающемуся физических феноменов, оно кажется в высшей степени странным. В действительности мудрецы говорили о духовных корнях происходящего. Объясним высказывание мудрецов так, как его интерпретировали Маараль и Рамхаль.

Сказали мудрецы (Бава Батра, 25а): «Раби Элиэзер говорит: мир напоминает аксадру». Аксадра — это открытая терраса, огороженная только с трех сторон. Также и мир огорожен с трех сторон. «Северная сторона не загорожена» с северной стороны мира нет ограды. «И когда солнце доходит до северо-западного угла» — во время заката, «его траектория изгибается, и оно поднимается над небосводом». Так как с северной стороны нет ограды, ночью солнце выходит сбоку из-под небосвода, и поднимается наверх.

С точки зрения простого понимания, слова мудрецов совершенно непонятны. Они лишь вызывают недоумение. Разве ночью солнце поднимается над небосводом?

Маараль объясняет это («Беер а-Гола», 6): «Мы уже объяснили тебе, что мудрецы совершенно игнорировали материальную природу явлений. Их занимал только вопрос [духовной] сущности [этих явлений]». Мудрецы не говорили о физическом феномене — внешнем проявлении явления. Речь идет только о внутренней духовной сущности. «Мы также сказали тебе, что тот, кто думает, что используемое здесь слово “небосвод” — это астрономический термин, не понял слова мудрецов и ничего не знает. В действительности же, упоминаемый здесь “небосвод” — это разделение между высшим и низшим». Говоря о «небосводе», мудрецы не подразумевали то, что называется «небом» на языке науки. Речь шла о духовной сущности под названием «небосвод», которая разделяет между духовными мирами и миром материальным.

2. «Небосвод» сокращает и передает влияние из духовного мира в материальный

Объясним, в чем заключается духовный смысл понятия «небосвод».

[Необходимо отметить, что используемое в святом языке слово ракиа (רקיע), которое мы перевели как «небосвод», подразумевает некое твердое тело. Интересно, что в английском языке слово «небосвод» звучит как firmament, что тоже подразумевает нечто упругое и твердое.]

Как мы уже упоминали, несмотря на то, что мы живем в материальном мире, у нас (у всех материальных существ) есть связь и взаимодействие с духовным миром. Духовный мир — это корень, из которого исходит влияние, благодаря которому мы существуем, и которое дает нам духовную и материальную жизнь. Тем не менее, по сравнению с тем, что происходит в чистых духовных мирах, уровень доходящего до нас влияния сильно сокращен. Это обусловлено тем, что материальный мир неспособен воспринять и удержать духовное влияние в той мере, в которой это возможно в духовных мирах. И если бы это произошло, материя перестала бы существовать. Например, если бы Всевышний вселил в сердца живущих в этом мире людей ясное понимание важности моральных достоинств, и совершенства, которого достигает их обладатель, они бы полностью отказались от всего, что связано с миром материи, и никто не стал бы заниматься поддержанием физического существования. [Но так как Всевышний не хочет, чтобы материальный мир перестал существовать, Он не дает Высшему сиянию проникнуть в этот мир в неизмененном виде.] Это сокращение духовного света, которое не дает ему целостно войти в материальный мир, достигается «духовным небосводом», который отделяет материальный мир от физического, определяет и дозирует духовность, которая достигает этого мира.

3. Тело является помехой, которая не дает душе сиять

Сказанное касается также отношения части души, которая находится в теле, к той ее части, которая является ее высшим духовным корнем. Нижняя часть души, которая вселяется в тело, обладает преградой — телом, которое отделяет ее от ее высшего корня. Подобно духовному «небосводу», тело уменьшает высшее духовное сияние души, и не дает ему проявиться в полную силу в рамках материального.

Только небольшая, самая низшая часть души вселяется в тело и влияет на него. Поэтому тело называется «ботинком». [Написано, что, когда Всевышний разговаривал с Моше из кущ, Он сказал Моше (Шмот, 3:5): «Сними обувь свою с ног своих». Кроме простого понимания этого стиха, подразумевается, что Моше должен был «снять» тело с души, то есть, отдалиться от материального.] Также как в ботинок входит только самая нижняя часть тела, также в тело вселяется только самая низшая часть души. Остальные, более возвышенные части души — вплоть до ее высшего корня, находящегося на высочайшем уровне — остаются вне тела. Тело — это преграда, которая отделяет низшую часть души от других ее частей, и не дает более возвышенному сиянию этих высших частей проявиться в рамках материального тела.

[Поэтому при чтении слов «Авраам, Авраам» (Берешит, 22:11), «Яаков, Яаков» (Берешит, 46:2), требуется выдержать небольшую паузу между именами. Она намекает на разделение между высшими частями душ Авраама и Яакова и их низшими частями, находящимися в теле. Это разделение возникает из-за того, что тело, которое еще не достигло полного очищения, является перегородкой между этими частями души. И из-за этого разделения, влияния высшей части на низшую ограничено. Только имена «Моше, Моше» (Шмот, 3:4) читаются без паузы. Это связано с тем, что Моше удалось полностью очистить свое материальное тело, и оно не преграждало и не мешало высшей части души сиять в полную силу, и освящать низшую часть его души, находящуюся в теле. Именно благодаря этому он удостоился достичь высшего уровня пророчества, называемого «лицом к лицу» и «прозрачное стекло» (рав Хаим Воложинер, начало книги «Руах Хаим»).]

4. Север — левая сторона — недостаток

Талмуд (Бава Батра) говорит о мире, что «северная сторона не загорожена». Маараль объясняет: «Это мнение раби Элиэзера, который считал, что север относится к левой стороне». «Юг называется правой стороной, так как, когда человек стоит лицом на восток [возможно, восточное направление считается обычным для человека, так как на востоке встает солнце, и оттуда появляется свет в начале дня; мысли человека направлены к источнику света, который дает ему возможность заниматься своими делами], юг находится по его правую руку. Восток называется “передней частью”, а запад называется “задней частью”» (Радак, «Сефер а-Шорашим», корень ימן). Таким образом, север — это левая сторона.

У четырех сторон света, несомненно, есть духовная основа. Поэтому, направления «право» и «лево», упоминаются, когда речь идет о Б-жественном присутствии, Шехине. Шехина это связующее звено между Творцом и творением в общем, и с народом Израиля в частности. Об этом сказано (Тосафот, Бава Батра, 25а,ד״ה רוח המערבית): «Шехина находится на западе, и она направлена на восток. Поэтому запад называется “задней частью”, а восток — “передней частью”, юг — правой стороной, а север — левой». И смотри книгу «Арух», в которой приводится, что «правая сторона Шехины направлена на юг, а левая — на север».

Маараль продолжает: «левая сторона меньше и скуднее правой». В человеческом теле левая сторона слабее правой, что наиболее ярко выражается в разнице между левой и правой рукой. Тело является лишь одеянием для души. Одеяние должно соответствовать тому, кого оно облачает. По одеянию можно отчасти понять, кем является его обладатель. Следовательно, в душе, и в её корне — в управлении Всевышнего этим миром, существуют две стороны, соответствующие правому и левому. Более «сильная» сторона — это качество хесед, одаряющее творение благом и достатком. Есть души, которые получили в этом мире удел, характеризующийся изобилием и благополучием. Есть также люди, в характере которых преобладает альтруизм, желание давать другим и делать добро. Более слабая, «левая» сторона — это качество суда. Она отличается тем, что допускает лишь минимальное влияние и сокрытие лика Творца. Есть души, получившие удел, связанный с левой стороной. Это те, кто вынужден довольствоваться малым. Черта характера, относящаяся к левой стороне, это склонность судить и критиковать.

«И это ущербность следствия, ибо каждое следствие не вполне совершенно». [Природа причинно-следственной связи такова, что следствие всегда уступает вызвавшей его причине. Следовательно, творение по определению в некоторой степени ущербно.]

Причина, по которой мир управляется таким образом, что в нем есть недостаток, заключается в том, что все творения, даже те из них, что происходят из «правой» стороны, несовершенны. А те, что происходят из «левой» стороны, несовершенны ещё в большей степени, чем происходящие из «правой». Творения не могут выдержать исходящее Свыше влияние в его полноте, и поэтому несовершенны. Это наиболее очевидно при рассмотрении левой, слабой стороны человеческого тела. Следовательно, «север» — левая сторона не закрыта, в ней есть прореха. Это означает, что творения по природе своей несовершенны.

5. Север — сокрытие влияния — корень зла

Маараль продолжает: «следовательно, он [раби Элиэзер] считал, что небосвод неполноценен, и в нем есть брешь». То есть, духовный небосвод, разделяющий между высшим и низшим, не дает обильному влиянию, находящемуся в высших мирах, проникнуть в нижние миры во всей полноте. С другой стороны, он пропускает именно тот уровень влияния, который способны воспринять находящиеся в низшем мире творения. В этой возможности оказать влияние есть некий недостаток с северной стороны, которую Маараль называет брешью в небосводе.

[Небосвод ограничивает влияние. Казалось бы, брешь или прореха в нем должна бы была обеспечить большее влияние, а не меньшее! В действительности, природа влияния такова, что его слишком большое количество, неприемлемое для получателя, фактически выливается в его отсутствие. Пример этого — излишек света, который полностью ослепляет того, кто пытается что-то разглядеть, играет для него тe же роль, что и тьма. Он не дает ему ничего увидеть. Через «прорехи» в небосводе проходит влияние, которое творения не могут воспринять.]

«Поэтому сказано в книге Мидраш («Пиркей де-Раби Элиэзер», 3): северная сторона… это обитель вредителей, как сказано (Ирмияу, 1:14): “с севера придет несчастье”». Северная сторона, она же левая сторона, то есть, слабость, которая позволяет миру получить лишь ослабленное и скрытое влияние — это причина, по которой появляются грехи, и зло торжествует.

Объясним это более подробно. Мудрецы сказали (Менахот, 29б): «Почему этот мир был создан с помощью буквы ה? Из-за того, что мир похож на террасу — каждый, кто хочет выйти, может выйти». То есть, Всевышний создал мир, и в центре его поместил человека. Он дал человеку возможность выбирать между добром и злом. Возможность выбирать зло и грешить существует только благодаря тому, что Всевышний (частично) сокрыл добро, и ограничил раскрытие духовного сияния в этом мире. Из-за этого способность человека познать истину тоже ограничена. Вследствие этого появляется ошибочное представление, что у зла тоже есть свое отдельное существование, смысл и польза. Об этом пишет Рамхаль в книге «Дерех Эц Хаим»: «Знание истины укрепляет душу, и, несомненно, отдаляет от нее дурное начало… И если бы знание было всеобъемлющим, и постоянно присутствовало в сердцах людей, они бы никогда не грешили. Дурное начало не смогло бы даже приблизиться к тому, чтобы управлять ими, также как оно совершенно не управляет ангелами».

Следовательно, именно сокращение высшего духовного влияния, поступающего в наш мир, обеспечивает возможность выбора и греха. В этом смысл утверждения, что с северной стороны в небосводе есть прореха. Это означает, что существует недостаток и сокращение влияния, достигающего этот мир. Это и есть источник зла, ибо недостаток знания является причиной существования греха.

6. Солнце — источник духовного и материального достатка

«И когда солнце доходит до северо-западного угла, его траектория изгибается, и оно поднимается над небосводом» (Бава Батра, 25а).

Солнце — это источник, из которого исходит влияние. Это относится и к материальному солнцу, и к духовному корню солнца. Без тепла, исходящего от материального солнца, не было бы жизни на Земле. Также как материальное солнце — это источник тепла, благодаря которому существует жизнь, также и духовная сущность, являющаяся источником существования солнца — это духовный источник жизни, благодаря которому существует мир. [Подразумевается, что Всевышний, Первопричина всего, создал этот источник сияния для того, чтобы он поддерживал жизнь мира.]

Ночь — это время «сокрытия Лика» и уменьшения влияния, нисходящего в мир. Ночью преобладает власть качества строгого суда. Вредные существа действуют в основном по ночам. Раши (комментарий к Шмот, 12:22) пишет: «Ночь — это удел разрушительных сил, как сказано (Теилим, 104:20): “наступает ночь, бродят тогда все звери лесные”». Это происходит из-за того, что ночью скрывается не только материальное солнце, но и духовное. И когда поток блага уменьшается, интенсифицируются силы зла. И в этом смысл того, что сказано в Талмуде «солнце поднимается над небосводом».

В этом высказывании не подразумевается материальное солнце, которое, как видится наблюдателю, садится. Речь идет о духовном солнце, о влиянии, которое ночью поднимается над «небосводом», то есть, над той духовной силой, которая передает его влияние низшим мирам. И из-за этого, ночью духовное влияние становится менее интенсивным.

Итак, согласно Мааралю, данный отрывок Талмуда следует понимать следующим образом: «мир напоминает террасу, не загороженный с северной — левой — стороны». То есть, в мироздании есть определенный аспект слабости, так как все творения были созданы неидеальными. Из-за этого, они не могут воспринимать и выдерживать интенсивное духовное влияние. По этой причине, сущность, которая передает это влияние, тоже, в некоторой степени, ущербна, и эта неполноценность не дает духовному влиянию проникнуть в низшие миры в полной мере. Это называется «брешь в небосводе». В результате, люди не обладают полным знанием истины, а то знание, что у них есть, не проникает к ним в сердце. Это, в свою очередь, является причиной существования грехов и зла. Ночью солнце скрывается, духовное влияние становится менее интенсивным, а власть сил зла увеличивается.

Благодаря объяснению Маараля, отпадают все претензии к словам мудрецов. Их утверждения по определению не могут противоречить научным фактам, так как они вообще не обсуждают физическую природу, а говорят о духовных процессах, контролирующих мир. [И хочется еще раз подчеркнуть, что это очевидно из самого высказывания мудрецов. Они сказали, что вечером солнце уходит вверх. Это противоречит не только научным знаниям, но и очевидным фактам, известным каждому ребенку. Поэтому, совершенно ясно, что речь идет не об астрономии.]

7. Высказывания мудрецов, связанные с солнцем и звездами, касаются тайн Торы

Рамхаль в книге «Адир бе-Маром» объясняет приведенный выше отрывок похожим образом. Существует немалое сходство между Мааралем и Рамхалем как в общем подходе к такого рода высказываниям, так и в деталях, связанных с пониманием данного отрывка.

Приведем слова Рамхаля, и объясним их.

«Раби Элиэзер говорит: “мир напоминает террасу… И когда солнце доходит до северо-западного угла, его траектория изгибается, и оно поднимается над небосводом”. Это высказывание требует пространного объяснения. Ведь всем известно, что небо окружает землю со всех сторон, а заход солнца — это погружение его ниже горизонта. Как же можно представить себе, что оно поднимается вверх, выше небосвода? Тем не менее, эти слова даже были включены в порядок молитв (благословение “Создавший”, произносимое в субботу) “пронизывающий окна небосвода, смещающий солнце с места его”. [Очевидно, что солнце восходит и освещает Землю. Но о каких «окнах в небосводе» может идти речь?] И все эти утверждения кажутся неверными, поскольку не соответствуют тому, что мы видим своими глазами.

В действительности же, хотя небесные сферы и звезды — это материальные предметы, в них заложена духовная сущность, исходящая из корней мироздания». Если, как было сказано выше (в первой части, см. «Беерот Ицхак» №161), у каждой травинки есть ангел-хранитель и духовный корень, который дает ей жизнь и выращивает её, то, тем более, у каждой звезды тоже есть свой духовный корень. Об этом пишет Рамбам («Мишне Тора», «Законы основ Торы», 3:9): «Все звезды и небесные сферы обладают душой, знанием и разумом. Они живут, осознают и признают Того, Кто речением Своим создал мир. Каждый из них восхваляет и возносит Создателя в соответствии со своим уровнем и величиной. Они подобны ангелам». Совершенно очевидно, что Рамбам не писал о физической структуре небесных тел. Он, несомненно, подразумевал их духовные корни, поддерживающие их существование.

Рамхаль продолжает: «И все, что сказали мудрецы о солнце и о других звездах, что не соответствует нашим представлениям, — все это об их внутренней сущности». Это то же самое, что сказал Маараль: мудрецы не занимаются научными исследованиями и описанием природных явлений. Их интересует внутренний аспект — духовный корень происходящего. «…От которой зависит управление миром» так как законы природы и естественные материальные проистекают из духовного мира, и управляются им, духовная сущность — это то, что в реальности властвует над миром. Мудрецы, говорили о главном — о духовном мире, который управляет всем.

«А тот, кому неизвестны пути мудрости, может понять только внешнее проявление, связанное с материальным». То есть, тот, кому неизвестен принцип, по которому у всего материального есть духовный корень, [а именно этот корень обсуждают мудрецы] видит материальное только с точки зрения материи, а в духовном смысле он слеп! «Но основное — это внутреннее содержание, действующее в соответствии с внутренней сутью управления миром».

«Истина же заключается в том, что небосвод, который окружает всю Землю, он это делает [он ограничивает снисходящее в мир духовное влияние], и в нем есть места, подготовленные для того, чтобы сквозь них раскрылась эта духовная сущность». То есть, в духовном смысле, «небосвод» — это сила, которая, с одной стороны, уменьшает влияние, снисходящее в мир, а с другой стороны, придает ему ту интенсивность, которую способны воспринять создания в низших мирах, и передает его этим созданиям. Это влияние проходит сквозь определенные точки материального небосвода. [То есть, в материальном мире есть точки, которые являются «окнами» в духовный мир. Сквозь эти «окна» проходит особенно сильный поток духовного влияния. Самое главный источник духовного влияния в мире — это Храм, через который струится жизненная сила для всех творений и всего, что существует в этом мире. Мудрецы указали нам также другие места, в которых можно почерпнуть усиленное духовное влияние — дома учения и дома молитвы, могилы праведников.]

«Войти и облачиться в солнце» то есть, духовный корень солнца облачается в материальное солнце, влияет на него и проявляется с его помощью. Подобно тому, как человеческая душа облачается в материальное тело и присутствует в нем, также все духовные корни связаны с соответствующими им материальными объектами, и облачены в них. Они обеспечивают существование этих объектов и постоянно оказывают на них свое влияние. Это «облачение» духовного в материальное пронизывает «небосвод». «А также выйти из него» когда духовное влияние покидает материальное солнце, это тоже происходит посредством «небосвода». [Конечно, то влияние, которое поддерживает существование и жизнь солнца не прекращается никогда. Речь идет о дополнительном влиянии, которое дает больше, чем необходимый для поддержания жизни минимум.]

8. Влияние, исходящее от духовного солнца, зависит от начала дня в Земле Израиля

«Следовательно, когда солнце доходит до восточной точки, там проявляется подобающее внутреннее содержание». Когда материальное солнце восходит на востоке в начале дня, в него облачается духовное солнце, и начинает оказывать влияние на него, и с его помощью, на другие части творения.

Необходимо понять, что означают слова «когда материальное солнце восходит на востоке в начале дня, в него облачается духовное солнце». Ведь солнце светит круглые сутки, и когда в одной части света ночь, в другой — день. Если так, то по отношению к какой точке определяется дневное и ночное время?

Рамхаль объясняет, что основное влияние, оказываемое духовным солнцем, зависит от Земли Израиля. Когда начинается восход солнца в Земле Израиля, духовное солнце облачается в материальное солнце. Когда в Земле Израиля солнце заходит, то и духовное влияние, соответствующее солнцу, прекращается. Когда в физическом мире темная ночь, в духовном мире тоже происходит уменьшение влияния и сокращение сияния, которое нисходит в материальный мир. В это время усиливается правление качества строгого суда. Именно это подразумевает Талмуд, когда говорит, что «солнце поднимается над небосводом» — речь идет именно о духовном солнце, а не о материальном. В землях, в которых время суток отличается от времени в Земле Израиля, влияние духовного на материальное действует иначе и находится на более низком уровне.

9. Тора включает внутреннее содержание всего сущего

Рамхаль продолжает: «И обо всем этом сказал раби Шимон бар Йохай («Зоар», Ваикра, 10): “и тайны эти переданы мудрецам, а не землемерам [ученым], поскольку это глубокие тайны Торы”. Ибо они видят только внешнее, а о сокровенном, наиболее важном аспекте, не имеют никакого представления… И пойми эту вещь хорошо: в Торе нет внешнего, кроме того, что относится к выполнению заповедей и к служению Всевышнему. Это называется “Торой”. А всё остальное — это не Тора. Внутренний аспект же, наоборот, полностью относится к категории Торы, ибо Тора включает скрытый внутренний аспект всего. Требуемые от человека действия и служение [Творцу] — это внешние вещи, включенные в Тору. А наука, известная народам мира, — это внешнее знание, не включенное в Тору».

Это означает, что тема, которой посвящена Тора, и ее истинная сущность — это вопросы духовные. Поэтому Тора разделяется на две части. Одна часть — это все, что связано со служением Всевышнему, и, в частности, с исполнением заповедей. Это включает как внешний аспект заповедей — физические действия, необходимые для их выполнения, так и их внутренний аспект — смысл заповедей и их духовные корни. Все это включено в Тору. [При этом, детали исполнения заповедей называются «телом Торы» (см. Мишна, Хагига 1:8; Талмуд, Шаббат, 32а).] Все остальные виды знаний, в том числе естествознание, не включаются в Тору. Тем не менее, их внутренние духовные корни несомненно являются частью Торы.

Таким образом, все агадические высказывания мудрецов, и особенно те из них, которые упоминают природные явления, скрывают за собой глубокие тайны, связанные с духовными корнями творения. И даже после того, как мы изучили комментарии наших великих учителей, Маараля и Рамхаля, наше представление об этих предметах осталось на весьма примитивном уровне. Тем не менее, мы достигли важнейшей цели: мы поняли основополагающий принцип, на котором зиждется понимание слов мудрецов. Этот принцип заключается в том, что мудрецы не занимались вопросами науки и понимания внешних аспектов физических явлений. Их интересовали духовные корни происходящего. Поэтому, между словами мудрецов и наукой нет и не может быть никаких противоречий.

Перевод и комментарий — рав Берл Набутовский. В тексте использован отрывок из комментария Рамбана к Торе в переводе рава Александра Каца

https://www.beerot.ru/?p=34697