Послание Виленского Гаона

частей шатра

Это послание Виленский Гаон написал своей жене перед отъездом в землю Израиля (он вернулся, по неизвестным нам причинам, не добравшись туда). 

Я хотел бы просить вас, чтобы вы совершенно не огорчались, как вы и обещали мне со всей серьезностью. Также прошу вас не волноваться. Уезжают ведь люди на несколько лет ради денег – оставляют своих жен и странствуют в нищете. А я, благодарение Б-гу, еду в Святую Землю, которую все жаждут увидеть, в место, о котором мечтает каждый еврей. К тому же ты знаешь, что я оставил детей, к которым привязано мое сердце, все дорогие сердцу моему книги, и стал скитальцем, покинувшим все, что ему дорого…

Известно, что весь этот мир – тщета, а все удовольствия – эфемерны; горе тем, кто одержим этой земной суетой! Не завидуй богатству, ведь бывает, как сказано, (Коэлет, 5:12) «богатство, уготованное своему владельцу во зло ему»! И далее (стих 14): «Как вышел из чрева матери нагим, так и вернется – таким, каким пришел», и еще (стих 15): «Ведь как пришел – так и уйдет, и что пользы ему, что трудился на ветер», и еще (там, 6:6): «И если бы прожил дважды по тысяче лет, а блага не видал, – не в одно ли место все уходит?», и еще (там, 11:8): «Ведь если проживет человек много лет – пусть радуется им всем. Но пусть помнит о днях тьмы, ибо много их будет; каждому приходящему (в этот мир – уготованы) беды», и еще (там, 2:2): «И о веселии (сказал я): что проку в нем?». Ведь завтра будет плакать о том, о чем сегодня смеялся! Не завидуй ложному эфемерному почету. Время – предатель, подобно весам: поднимает легкое и опускает тяжелое. А мир похож на человека, пьющего соленую воду: ему кажется, что он уже напился, но жажда становится лишь сильнее. И еще сказано (Коэлет раба, 1): «Человек умирает, не удовлетворив и половины своих страстей», и также сказано (Коэлет, 1:3): «Что пользы человеку во всех трудах его под солнцем?». Вспомни тех, которые были до нас – все их желания, привязанности и радости уже исчезли – однако они расплачиваются за них множеством наказаний. К чему человеку наслаждения? Ведь его конец – превратиться в прах, тлен и пищу для червей! Все удовольствия обернутся горечью в могиле, а смерть неотделима от человека. Что есть этот мир? Ведь все дни в нем – во зле и в боли, и также ночью нет человеку спокойного сна, а смерть приходит нежданно, и все поступки человека предстанут перед Высшим Судом! И взыщут с него за каждую, даже незначительную фразу; ничего не будет упущено.

Поэтому я предупреждаю тебя: приучи себя, насколько возможно, не бывать в обществе, потому что грех, совершаемый языком, страшнее всего, как сказано у наших мудрецов (Тосефта, Пеа, гл. 1): «Вот поступки, за которые взыскивают с человека: идолопоклонство, прелюбодеяние, убийство; но злословие равносильно всем им вместе взятым».

Нет нужды в долгих объяснениях, чтобы понять, сколь тяжек этот грех по сравнению с остальными.  Ведь написано (Коэлет, 6:7): «Весь труд человека в этом мире – ради рта своего». Сказали наши мудрецы (Коэлет раба, там), что все заслуги человека в исполнении заповедей и изучении Торы не искупят грехи его речи. Искусство человека в этом мире – научиться быть немым (Хулин, 89а). Пусть сомкнет свои уста, как два жернова. И весь каф а-кела  наказание за пустые и праздные разговоры. [«Каф а-кела» (что буквально означает  «праща» – орудие для метания камней) – это место тяжких наказаний души после ее ухода из этого мира, еще до того, как она попадет в геином (ад).] За каждую пустую фразу «перебрасывают» душу из одного конца мира в другой! И такова тяжесть наказания лишь за лишние, пустые слова; а за запрещенные, как, к примеру, злословие, насмешки, клятвы, обеты, распри и проклятия, и в особенности за те из них, которые были сказаны в синагоге, в Субботу и в праздники, душу опускают глубоко-глубоко вниз, в самый глубокий из отделов ада. Невозможно постичь тяжесть страданий, которые человек испытывает из-за одной фразы! Не будет упущено ни одного слова – все записывается! «Крылатые писцы» (ангелы) следуют за каждым человеком и не покидают его ни на секунду, записывая каждую его фразу, ведь «птица небесная разнесет слух, и крылатый расскажет» (Коэлет, 10:20), и еще сказано (там, 5:5): «Не позволяй своему рту грешить, ведь  взыщут  и с тебя и с твоих потомков. И не говори ангелу: “Это была ошибка”, – зачем сердить его?».

Все, что тебе нужно, покупай через посыльного, даже если это в два или три раза дороже,  ведь сказано (Бемидбар, 11:23): «Разве рука Всевышнего оскудеет?», и еще (Авода зара, 3б): «Всевышний насыщает всех, от единорогов до гнид». Он дает каждому  столько, сколько ему нужно для пропитания.

А в Субботу и праздники вообще не говорите ни о чем без особой надобности, и даже говоря то, что необходимо, будьте предельно краткими, так как святость субботы чрезвычайно велика. Мудрецы «с трудом разрешили приветствовать друг друга словом “Шалом” в Субботу» (Иерусалимский Талмуд, Шаббат, 15:3). Из всего этого видно, насколько велика ответственность за одну фразу! Чти Субботу как можно больше, как это было при мне, и не экономь на ней совершенно, потому что «все, что нужно человеку для жизни (на будущий год) определяется в дни Суда от Рош а-Шана до Йом Кипура, за исключением расходов на Субботу и праздники…» (Бейца, 16а).

Еще я хочу со всей настоятельностью убедительно просить тебя воспитывать наших дочерей, самым настойчивым образом, чтобы не исходили из их уст проклятия или клятвы, ложь, слова распри, – но так, чтобы они вели себя миролюбиво, благожелательно и сдержанно.

К тому же у меня есть несколько книг по мусару [нравственному учению] на идиш. Пусть они все время читают их, и тем более в самый святой день – Субботу; пусть читают только эти книги. Приучи их постоянно изучать их, а за проклятия, клятвы и обман наказывай, не жалея, – потому, что за испорченность детей, не дай Б-г, чрезвычайно сурово наказывают их отца и мать. Даже если ты и будешь их воспитывать, а они не воспримут твои упреки, – какими будут стыд, и страдания, и позор (родителей) в будущем мире! Сказано об этом (Ваикра, 21:9): «Своего отца она позорит», и сказали мудрецы (Санедрин, 52а): «Как называют злодея, сына праведника? Злодей, сын злодея…». То же относится и к злословию и сплетням.

Пусть не едят и не пьют без благословения до еды и после нее. Шма Исраэль и все остальное пусть произносят с должным настроем. А самое главное – чтобы не выходили, не дай Б-г, из дома наулицу. Пусть слушаются и уважают тебя, мою маму и всех старших. И пусть исполняют все, что написано в книгах по мусару.

Также и сыновей наших, долгих лет им, расти праведными, в обстановке душевного покоя. Плати за их обучение, содержи для них учителя у себя дома и не скупись на его жалованье, так как средства на жизнь определены человеку в Рош а-Шана, кроме расходов на обучение сыновей Торе, на Субботу и праздники (Бейца, 16а). К тому же я оставил им книги. Ради Б-га, воспитывай их доброжелательно и в душевном покое. Также постоянно присматривай за их здоровьем и питанием, чтобы не было у них ни в чем недостатка. Пусть прежде всего выучат все Пятикнижие, чтобы знать его практически наизусть, но чтобы это не было им в тягость, а только с добрым настроем: ведь выученное остается у человека в памяти лишь тогда, когда он умиротворен и спокоен. Давай им мелкие деньги (в качестве призов) и т.п. Именно об этих вещах всегда думай, а все остальное – пустое, ведь человек не сможет взять с собой из заработанного им в могилу ничего, кроме савана. А также сказано: «И брат не выкупит брата», и также: «Не беспокойся, видя, как другой обогащается», и далее: «Ведь в смертный час не заберет (человек) с собой всего; не сойдет вслед за ним его богатство» (Теилим, 49:8,17,18). Не говори: припасу пропитание для моих сыновей (отправляясь) в ад. «Люди – как трава полевая: те цветут, а эти вянут» (Эрувин, 54а). Каждый рождается со своим предназначением и под личным присмотром Всевышнего, будь Он благословен; они (сыновья) радуются уходу (отца – из-за наследства), а он спускается в ад. Рейш Лакиш оставил своим сыновьям лишь небольшую меру шафрана (Гитин, 47а), сказав о себе цитатой (Теилим, 49:11): «И оставили другим своё достояние». Горе всем тем, кто желает оставить детям наследство! Вся польза от сыновей и дочерей – лишь в Торе, которую они выучат, и в добрых делах, которые они совершат, – а пропитание для них предопределено заранее.

Также известно сказанное в Талмуде (Брахот, 17а): «Каким образом женщины удостаиваются удела в будущем мире? Они приводят своих сыновей в Дом учения Торы». Сказали наши мудрецы, что самая достойная жена – та, которая исполняет волю мужа; и поскольку я пишу тебе слова Б-га живого, я тем более уверен, что ты сделаешь все, о чем я написал. И все же я хотел бы предостеречь тебя вдвойне, чтобы ты исполняла все, о чем я пишу, и читала это письмо каждую неделю, в частности, в субботу – перед трапезой и во время ее, так, чтобы за столом не было пустых разговоров, не дай Б-г, и тем более – злословия и т.п.

Просьба ко всем вам (другим родным) в связи со сказанным выше: воспитывайте своих сыновей и дочерей. А главное – говорите с ними о мусаре мягко, так, чтобы слова воспринимались всем сердцем. В особенности это важно, если мы удостоимся переехать в землю Израиля, ведь там необходимо следовать путям Всевышнего со всей строгостью. Поэтому вырабатывайте у них привычку вести себя подобающе, поскольку для того, чтобы научиться Б-гобоязненной речи и исправить черты характера, требуется выработать устойчивые привычки, как сказали наши мудрецы («Шаарей Тшува»): «Привычка властвует над всем», и (Мехильта, гл. Итро) «Всякое начало тяжело». Но потом все доброе «войдет в привычку, и тогда (человек) прославится» (Мишлей, 20:14). Ведь злодей сам знает, что плох и горек его путь, но ему тяжело сойти с него. В этом – весь человек. Не идти на поводу у своих желаний, а обуздывай их. До конца своих дней обязан человек мучить себя, – но не постами и самоистязанием, а надев узду на свой рот и вожделения. Это и есть исправление. Вся награда в будущем мире дается человеку именно за эти старания, как сказано (Мишлей, 6:23): «Ведь заповедь – свеча». Но (приводящий) к жизни (в мире грядущем) путь –это страдания, которые человек испытывает когда ограничивает себя. Это гораздо полезнее, чем все посты и самоистязания в мире. За каждое мгновение, когда человек смыкает свои уста, он удостаивается высшего сокрытого света, который ни ангелы, ни кто-либо другой из творений не в силах представить себе. Сказано (Теилим, 34:13-14): «Кто он – человек, жаждущий (вечной) жизни, стремящийся к долгоденствию, чтобы увидеть благо? Стереги язык свой от зла и губы свои – от лживых речей». Эти старания искупают ему любой грех и избавляют от нижнего шеоля – самого глубокого отделения ада, как сказано (Мишлей, 21:23): «Хранящий свои уста (от излишней еды и питья) и язык (от пустых речей) бережет свою душу от бед», и также сказано (Мишлей, 18:21): «Жизнь и смерть – в руках языка». Горе тому, который губит себя из-за одного слова: «И нет пользы злословящему» (Коэлет, 10:11). «От всего есть лекарство, кроме злоязычия» (Рабейну Йона, «Сефер а-Йиръа»). Самое главное – не говори ни о ком, восхваляя его, и, тем более – порицая: к чему человеку чужие дела? «Глубокий ров – слова о другом (человеке); прогневавший Б-га падет туда» (Мишлей, 22:14).

Лучший способ уберечь себя – уединение. Не выходи, не дай Б-г, за ворота своего дома, и даже в синагогу выходи лишь на время молитвы, а после нее сразу уходи. <…>. И за все это наказывают, как сказали наши мудрецы (Шабат, 33а): «А также тот, кто слушает и молчит…», и тем более в Субботу и праздники, когда люди собираются в синагоге, чтобы поговорить, поэтому лучше уж не молиться там вовсе. Старайся совсем не ходить на кладбище. Все беды и грехи приходят от этого.Также и дочь наша лучше пусть не ходит в синагогу, ведь там она может увидеть нарядные платья, будет завидовать другим и рассказывать об увиденном дома; так люди приходят к злословию и к прочим вещам. Вместо этого пусть она все время усердно занимается изучением мусара. Не завидуй ничему в этом мире. Все пустое, все – мимолетная иллюзия, как сказано (Йов, 20:6): «…и даже если вознесется  человек до Небес…», все равно «не навеки богатство, и если корона (у него – не передаст ее) из поколения в поколение» (Мишлей, 27:24). И даже когда щедрые блага этого мира приходят к тебе, – ничтожны, презренны и отвратительны они для любого мыслящего человека! Горе тому, кто ошибается в этом! Завидуй Б-гобоязненным; не говори: «Чем заслужу я будущий мир, – мне это не под силу!» Ведь, как сказали наши мудрецы (Брахот, 17а): «Кто-то делает больше, кто-то меньше; главное в этом старании –  устремить свое сердце к Небу».

Ради Б-га, отделяй пятую часть доходов (на благотворительность), как я тебе наказывал, и не уменьшай ее, как я предупреждал, ибо, уменьшая эту долю, человек нарушает несколько запретительных и повелительных заповедей, и поступающий так – будто отрицает саму Святую Тору, не дай Б-г. Но самое главное, что необходимо, чтобы удостоиться будущего мира, – следить за своим языком<…>. Те женщины, которые следят за своим языком, названы «безмятежными» (Брахот, 17а), ибо уста – это Святая Святых. Среди наших книг есть Мишлей в переводе на идиш. Ради Б-га, пусть дети читают эту книгу ежедневно! Это лучше, чем любые книги о духовном воспитании. Также и книгу Коэлет пусть всегда читают при тебе, так как там говорится об эфемерности этого мира, и пусть читают также другие книги, важные для духовного воспитания. Но это ни в коем случае не должно быть чтением ради самого чтения, ибо не таким путем приходит к человеку состояние душевного подъема. Есть люди, которые читают книги о мусаре, и это совсем не трогает их сердец. Так происходит именно из-за подобного чтения, а также из-за того, что они прочитывают книгу, не вникая в нее. Тогда весь труд оказывается напрасным; это похоже на сеятеля, разбрасывающего зерна без предварительной вспашки – ветер подхватывает их и уносит, превращая их в корм для птиц. А все – из-за того, что человек не старается установить себе определенные нормы и обуздать себя, и он подобен сеющему на поле без ограды: приходят свиньи, все съедают и растаптывают остатки. А есть такие, которые сеют на камне, и это – каменное сердце, в которое ничто не проникает. Нужно бить этот камень, пока он не расколется. Поэтому я написал тебе, чтобы ты била наших сыновей, если они не будут слушаться. Но главный принцип воспитания – следующий: «Воспитывай юношу сообразно пути его» (Мишлей, 22:6). И моего зятя я предупреждаю обо всем этом; пусть он обращается со своими детьми так же, и пусть вся его учеба Торы будет во славу Небес. Ради Б-га, пусть он приучит себя к этому. Пусть не обращает внимания на тех, кто говорит, что молодой человек не нуждается в этом, не дай Б-г, – наоборот, сказано: «воспитывай юношу…», и также: «Зеленую скорлупу ореха легко снять…». Главное в этих стараниях в том, что благодаря им удостаиваются всего, как мы находим у наших мудрецов (Пиркей авот, 6:1): «Сказал раби Меир: каждый, кто занимается Торой во имя Торы, удостаивается многого; и даже более того: весь мир существует для него». А также учи трактат Пиркей Авот и Авот деРаби Натан, ведь моральное поведение предшествует Торе. Свою свекровь почитай, а ее маму почитай особо. Также и с любым человеком веди себя как положено по нашему закону – спокойно и с достоинством.

Моя любимая мама! Я уверен, что тебе не требуются мои наставления, ведь я знаю, как ты скромна. Тем  не менее, пусть читают тебе это послание, потому что в нем слова Б-га живого. Я очень прошу тебя не печалиться обо мне, как ты мне уже обещала. И если будет угодно Всевышнему, чтобы я оказался в Иерусалиме, святом городе, у Врат небесных, буду просить за тебя, как обещал. И мы еще все увидимся, если это будет угодно Милосердному.

Я также прошу мою жену, чтобы она уважала мою маму, как сказано в Торе, тем более, что она – вдова, и очень большой грех – огорчать ее даже в малом. Также я прошу мою маму, чтобы был мир между вами, чтобы каждая из вас радовала другую добрыми словами, ведь это великая заповедь для всех, и спрашивают человека на Высшем Суде: «почитал ли ты своего товарища от всей души?» Нужно почитать его от всей души. Тора обязывает радовать человека. Даже если кто-то из вас поступит несправедливо, прощайте друг другу; ради Б-га, живите в мире. Кроме этого, прошу мою маму: воспитывай моих сыновей и дочерей, увещевай их мягко, так, чтобы они принимали назидание. Присматривай за ними. Своим же сыновьям и дочерям я наказываю, чтобы уважали бабушку. И чтобы не было между вами никаких споров и ссор, чтобы жили вы мирно друг с другом. Властелин мира да благословит вас, и моих сыновей и дочерей, и моего зятя, и братьев моих, и весь Израиль жизнью и миром.

Любящий вас Элияу, сын рава Шломо Залмана.

Перевод – рав П. Перлов.


https://www.beerot.ru/?p=51500