О причинах наших бед

Дата: | Автор материала: Рав Звулун Шуб

490
бед

Сказано в Гемаре (Гитин, 58а): «История о раби Йеошуа бен Ханания, который пошел в большой город Рим [по поручению мудрецов он занимался выкупом у римлян еврейских пленных в период разрушения Второго Храма, – в первую очередь красивых детей, находившихся в наибольшей опасности]. Ему рассказали об одном мальчике, который находится там в тюрьме, – “с красивыми глазами и прекрасный видом” (Шмуэль 1, 16:12), и “кудри его – вьются (имеются в виду пейсы)” (Шир а-Ширим, 5:11). Раби пошел туда, стал в дверях тюрьмы и возгласил: “Кто отдал притеснителям Яакова и Исраэль – грабителям?” (Йешаяу, 42:24). Откликнулся тот мальчик и продолжил [стих]: “Разве не Г-сподь [это сделал], перед Которым мы грешили? И не желали ходить путями Его, и не слушались Торы Его!” Сказал [раби]: “Уверен я, что будет он законоучителем в Израиле! Клянусь Храмовой службой, что не сдвинусь отсюда, пока не выкуплю его за любые деньги, какие за него потребуют!” [Счел необходимым даже нарушить в этом случае правило не выкупать пленных за чрезмерную цену.] Сказали [о нем мудрецы]: не сдвинулся он оттуда, пока не выкупил [того мальчика] за большие деньги; и не прошло много времени, как сделался он законоучителем в Израиле. И кто это был? Раби Ишмаэль бен Элиша».

Спрашивают наши мудрецы: как мог предвидеть раби Йеошуа бен Ханания, что этот мальчик станет законоучителем в Израиле?

И приводится от имени нашего учителя гаона рава Ицхака-Зеэва а-Леви Соловейчика (в комментариях «Нетивот Работейну» к книгам Пророков и Писанию, Йешаяу, гл. 42) следующее.

Выше в Гемаре объясняется, что [во время римской осады] можно было обеспечить пропитанием весь Иерусалим, – но бирьёним [воинственно настроенная, не подчинявшаяся мудрецам группа] сожгли все склады с продовольствием, чтобы защитники были вынуждены воевать с римлянами. То есть во время этой войны были полагавшие, что можно полагаться на запасы продовольствия, – но те бирьёним сделали так, что пришлось воевать. И вот, после разрушения Иерусалима одни говорили, что Иерусалим пал потому, что не воевали [сразу], а другие – что пал он из-за сильного голода и прочих факторов случайных и естественных. Но тот мальчик в тюрьме понимал, что дело здесь не в случае, и Иерусалим разрушен не естественным путем, – и он сказал: «Разве не Г-сподь [разрушил его], перед Которым мы грешили?» Он понимал, что нет страданий без греха; и когда раби Йеошуа увидел, что мальчик этот признает, что дело здесь в грехе, – у него появилась уверенность, что он станет законоучителем в Израиле.

И действительно, – ведь тот, кто не признает надзор и правление Всевышнего и считает все происходящее случайностью, не может постигать мнение и замыслы Торы и быть законоучителем в Израиле.

Но при всем этом слова раби Йеошуа бен Ханания: «Уверен я, что он будет законоучителем в Израиле» нуждаются в дополнительном разъяснении. Также и слова гаона рава Ицхака-Зеэва: «Тот, кто не признает надзор и правление Всевышнего, и считает все происходящее случайностью, – не может постигать мнение и замыслы Торы и быть законоучителем в Израиле» представляются здесь недостаточными. Ведь от того, кто должен стать законоучителем в Израиле, требуются и другие вещи – такие, как непрерывная учеба изо всех сил, как сказали мудрецы: «Хорошо потрудился и нашел – верь ему; не потрудился хорошо и нашел – не верь ему» (по Мегила, 6б), – без тяжкого труда невозможно что-либо найти. И еще сказали: «Таковы пути Торы: хлебом с солью питайся и воду по мерке пей; на земле спи и в тяготах живи, – но трудись над Торой» (Авот, 6:4). И если так, то как же мог сказать р. Йеошуа: «Уверен я»?

Представляется, что можно объяснить это на основании сказанного Виленским Гаоном в его комментарии к стиху «Страх перед Г-сподом – начало познания; глупцы презирают мудрость и наставление» (Мишлей, 1:7).

Он пишет: «Это потому, что если есть у человека страх перед Г-сподом, он будет учиться, чтобы знать, от чего ему оберегать себя. И так это обычно у человека: если он хочет чего-то и находит, – оно любимо ему. Но если нет у него страха перед Г-сподом и он не боится греха, – тогда, даже если он учит что-то несколько раз, – не найдет, ибо он не учит с целью знать, от чего оберегать себя. И так сказали в Гемаре: то, что человек не считает для себя великим, он не принимает к сердцу и не помнит (Швуот, 42а). Потому, даже если такие люди будут изучать мудрость и наставление, – презренны они для тех, и не будут осуществляться на деле».

И это понятно. Если больной, получивший от врача рецепт с указанием числа таблеток для приема, будет принимать меньше, то он не излечится, и болезнь его усилится.

Потому он вчитывается в рецепт, чтобы точно знать дозу, нужную ему для спасения жизни, и не читает рецепт кое-как, небрежно, – ибо знает, что от этого зависит его жизнь.

И точно так же, когда кто-то должен пройти по минному полю и ему показывают безопасный маршрут, он напрягает весь свой ум и предельно мобилизует память, чтобы понять и запечатлеть в ней свободный от мин участок пути, – зная, что речь идет о его жизни.

Об этом пишет и Виленский Гаон – о том, что «начало познания – страх перед Г-сподом»: тот, у кого есть этот страх, знает, что греховное деяние – большая неудача и преткновение. Сказано об этом в «Месилат Йешарим» (гл. 24): «По буквальному пониманию страх перед наказанием означает, что человек боится преступить речение Б-га своего из-за наказаний телу и душе, положенных за преступление. Это легко, ибо каждый любит себя самого и боится за свою душу. И ничто так не удаляет человека от проступка, как страх, что ему будут причинен какое-то зло».

А вот что пишет рав Хаим из Воложина («Руах Хаим» на мишну в Пиркей Авот, гл. 2, мишна 10 и далее) по поводу слов р. Шимона бен Нетанэля [особое достоинство которого его учитель раби Йоханан бен Закай определил там как «боящийся греха»]: «Он боялся греха как человек, который боится и убегает от змеи или палящего пламени и убегает от них, как от огня! Таким буквально ему казался грех; и это – чудесная ступень».

И после того, как у человека есть страх перед преткновением, создаваемым грехом, и он знает в душе, что способ спасения от тяжелых и горьких наказаний – воздержание от греха, чего можно достичь путем точного соблюдения законов Торы во всех их деталях, – он, естественным образом, будет искать путей исполнения этих хорошо изученных им законов. И изучая их, он ощущает в каждой детали в каждом разделе этих законов, что это – руководство, спасающее его от греха, – и принимает изучаемое близко-близко к сердцу. Ибо знает, что речь идет о его жизни, – и естественным образом приходит к прочному знанию закона! Тем самым ощущение обязанности помнить приводит к знанию закона во всех деталях и тонкостях, – и таким образом к прочному их запоминанию.

Вот почему так уверен был раби Йеошуа бен Ханания, что тот мальчик будет законоучителем в Израиле.

Представим себе: пришли римляне, завоевали Землю Израиля, убили сотни тысяч сынов Израиля и угнали сотни тысяч в Рим – были мы в их глазах как скот на убой. Объясняет гаон рав Ицхак Блазер (напечатано в молитвеннике «Ишей Исраэль»): «В отношениях между людьми проявляется качество милосердия, – также и в правосудии, даже когда подсудимый виновен и заслуживает наказания. Но не так это со скотом, все назначение которого – употребление в пищу, – как сказал раби Йеуда а-Наси, когда однажды к нему подбежал теленок и спрятал голову под полами его плаща [ища защиты от тех, кто вел его на убой], – и раби сказал ему: “Иди, ибо для этого ты создан” (Бава Меция, 85а). Точно так и мы в глазах наших врагов, которым кажется, будто главная цель самого бытия нашего – гибель и истребление, позор и поражение, – словно мы скот для убоя».

И вот если человек знает, что приводит ко всему этому; знает, что с исчезновением причины устранено будет и бедствие, – он приложит все усилия, чтобы устранить причину!

И, с другой стороны, не будет ли он сочтен нечестивым, жестоким, и глупцом вдобавок, если в такой час станет сидеть сложа руки и не сделает всего, что в его силах? И потому, когда раби увидел, что этот мальчик осознает ясным и истинным образом, что причиной всех несчастий было то, о чем сказано: «Разве не Г-сподь [это сделал], перед Которым мы грешили, и не желали ходить путями Его, и не слушались Торы Его?». То есть ему было ясно, что именно исполнение закона определяет и решает, быть или не быть той учиняемой римлянами резне, – не осталось у раби сомнений, что этот мальчик и сам приложит все усилия для исполнения закона, и других будет тому наставлять и обучать! Будет изучать и глубоко прояснять закон во всех деталях и тонкостях и преподавать другим; и об этом сказал раби: «Уверен я и т. д.».

Обратимся к словам Йешаяу (42:22): «И он [Израиль] – народ ограбленный и притесняемый; юноши их (Раши: воплощение их силы) удручены все духом и по темницам скрыты; грабежу были преданы – и некому спасти от притеснения; и нет говорящего: “Верни [награбленное]!”». Продолжает пророк (42:23): «Кто из вас услышит это, и внемлет, и уразумеет, чему быть после?» Объясняет Раши: «”И внемлет, и уразумеет, чему быть после” – и внемлет, и уразумеет то, что [если он это сделает] обернется ему во благо впоследствии». Другими словами, посредством того, что услышит и уразумеет это, – о чем говорится тут же далее, – оно обернется для него впоследствии спасением.

Продолжает Писание говорить о том, чему же он должен внимать (42:24-25): «Кто отдал притеснителям Яакова, и Израиль – грабителям? Разве не Г-сподь, перед которым грешили мы? И не желали они ходить путями Его и не слушали Тору Его. И излил Он на него ярость гнева Своего и мощь войны, и охватила она его пламенем кругом, – но он не познал; и пылала в нем, но он не принимал к сердцу». Обратим внимание на то, каковы же те вещи, которым следует внимать, чтобы они обратились нам во благо впоследствии. Это – знание того, Кто же наслал на нас все бедствия, и что было причиной того, что Он их на нас наслал, – и каковы пути Его – Всевышнего.

И тогда мы сумеем остеречься и исправить то, что стало нам причиной; и тем будет устранена беда.

И сказал [пророк], что первое, что нам надлежит познать, – что Тот, кто предает Яакова притеснению и Израиль разграблению, – это Сам Всевышний [примеч. автора: и никто другой, кроме Него; и также не случай – причина]. Почему? Потому, что «перед Ним мы грешили» — и не только по ошибке, но и потому, что «не желали ходить путями Его» – «не хотели». И не только не хотели, но также и в реальности не слушались Его Учения. Потому «излил Он на него [на Израиль] ярость гнева Своего и мощь войны». Однако не сразу стал изливать ярость гнева; пути Всевышнего таковы, что вначале «она [война] охватила его пламенем кругом, – но он не познал». Здесь Раши объясняет: «Я обрушил наказания на идолопоклонников вокруг, чтобы Израиль увидел и принял назидание, как сказано (Цфания, 3:6-7): “Истребил Я народы, опустошены углы [башни крепостных стен] их… сказал: только бы ты боялся Меня и принял назидание”». Другими словами: прежде чем обрушить на нас наказания, – Всевышний, по великой милости Своей, обрушивает их на народы, чтобы Израиль увидел и принял назидание. Но если это не приводит к тому, что Израиль принимает назидание, и вместо этого он «не познает», тогда «запылает в нем» – в самом Израиле, и это страшно! Но все это [упорство в грехе] еще и продолжается – также и после того, как «запылает в нем» – то есть он «не примет к сердцу», чтобы задуматься, чего хочет Всевышний от Своего народа. И потому тот, кто выслушает, уразумеет эти вещи и примет к сердцу, – это будет ему на пользу в дальнейшем.

В «Мидраш Танхума» (гл. Ницавим, 1), сказано: «И если спросишь: почему народы постигает гибель, а мы продолжаем существовать, то ответ таков. Народы, когда приходят к ним страдания, отвергают назидание и не вспоминают имя Всевышнего, как сказано (Теилим, 79:6): “Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые не призывают имени Твоего”. Но Израиль, когда приходят к нему страдания, – смиряется и молится, как сказано (Теилим, 116:3-4): “Бедствие и скорбь обрел я – и призываю имя Г-спода; прошу: Г-споди, спаси мою душу”. Поэтому говорит ему Всевышний: хотя и приходят на вас эти проклятия [страдания], – именно они поддерживают ваше существование».

Объяснение этим словам таково: народы не принимают к сердцу, по какой причине постигают их кары, – они считают их случайными и воюют с ними; однако кары сильнее их и доводят их до гибели.

Но Израиль знает, что кары – всего лишь посланники, не они – первопричина [страданий], и обращается напрямую к причине [истинной]. Благодаря этому оставляют его кары, и он спасается. Чему это можно уподобить? Царь посылает солдат арестовать кого-то. Если тот думает, что солдаты – сами по себе причина и сопротивляется им, – солдаты одолевают его, поскольку они сильнее. Но если он осознает, что они – лишь посланники царя, то он приходит предстать перед царем и умолять его, – и благодаря тому спасается.

Мы видели в нашу эпоху, как осуществляется сказанное в стихе: «…народ ограбленный и притесняемый, юноши их удручены все духом и по темницам скрыты и т. д.»; и также видели мы, что делает Всевышний: «…и она [война или бедствия] охватила его пламенем кругом».

Видели, как Всевышний обрушил в прошедшем году [речь про 2004 год] кары на идолопоклонников [народы], – когда океан перешел свои границы [цунами в Индийском океане] и сотни тысяч людей в короткое время лишились жизни. А мы оказались в положении «но он не познал» – перешли к обычным делам, каждый к своим. И вновь оказались в страшном положении «…и запылала в нем», – и чего хотят от нас [с Небес]? Чтобы мы приняли к сердцу, Кто же есть истинная причина и что же есть истинная причина; и это послужит нам в дальнейшем во благо.

И после того, как мы признаем все это, – сколь же великой будет нам заслугой основательно и ясно знать пути Всевышнего и Тору Его! Ведь исполнение воли Его служит нашему благу и хранит нас!

И, само собой, научимся мы понимать, насколько жизненно важно для нас ясное знание закона во всех его деталях и тонкостях, как это повелел нам Всевышний через нашего учителя Моше, с добавлением постановлений наших мудрецов, вынесенных с целью охраны границ закона. Особенно тех, которые относятся к сфере строгой заповеди субботы, где на практике легко оступиться в том, что карается казнью скила [сбрасывания с высоты], – как, например, при отбирании съедобного размером כגרוגרות (с сушеный инжир) – из несъедобного – не непосредственно перед едой; и подобно этому – во всех запрещенных работах. Из тяжести наказания мы делаем вывод о том, сколь велико непослушание Творцу, проявляемое при неисполнении закона должным образом.

Вот что пишет об этом наш учитель гаон рав Яаков Исраэль Каневский в книге «Хаей Олам» (ч. 2, гл. 5):

«Представим себе: если бы мы могли абсолютно ясно представить себе, что каждый, кто оскверняет субботу, нарушая запрет Торы или наших учителей, моментально выращивает в своем теле раковую опухоль, не дай Б-г, – как бы содрогался он от страха перед нарушением субботы… и если из-за страха перед опасностью для жизни в этом мире – преходящем – он столь трепещет, – то как же должен человек трепетать перед раковой опухолью наказаний [за умышленное нарушение субботы] – карет [отсечения души от ее источника], или смертной казни скила!» Слова поистине страшные!

Перевод: рав Пинхас Перлов


https://www.beerot.ru/?p=76253