Томер Двора — глава 5

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

99
благословение

Глава 5

Основной способ вникнуть в сокровенную суть качества Хесед – любить Творца наибольшей любовью, не оставлять служение Ему ни по какой причине, поскольку по сравнению с любовью к Творцу любая другая любовь не имеет никакой ценности. Поэтому прежде всего человек должен обеспечить себя всем необходимым для нужд служения, и после этого оставшееся у него он может посвятить другим потребностям.

Эта любовь должна прочно укрепиться в сердце человека, независимо от того, получает он от Всевышнего благо или страдания и упреки. В обоих случаях, он должен расценивать это как проявление любви, как написано (Мишлей, 27:6): «Верны (полезны) раны, нанесенные любящим», и как написано (Дварим, 6:5): «Люби Г-спода, твоего Б-га… всеми силами (меодеха) своими», и объяснили мудрецы (Брахот, 54а): «надо благодарить Всевышнего за все качества, которые Он проявляет по отношению к тебе». Это показывает, что все атрибуты являются проявлением доброты <Всевышнего>. Всевышний управляет миром посредством качества малхут, которое, хотя и реализует суд, тем не менее, связано с благодеянием (хесед).

Написано (Дварим, 6:5): «Люби Г-спода, твоего Б-га… всеми силами (меодеха) своими», и объяснили мудрецы (Брахот, 54а): «Надо благодарить Всевышнего за все качества, которые Он проявляет по отношению к тебе».

Всевышний управляет миром посредством качества малхут, которое, хотя и реализует суд, тем не менее, связано с благодеянием (хесед).

Все атрибуты являются проявлением доброты <Всевышнего>. Всевышний управляет миром посредством качества малхут, и оно, хотя и реализует суд, тем не менее, связано с благодеянием (хесед).

И в этом заключалось качество Нахума Иш Гам Зу, который всегда говорил: «И это к добру» (Таанит, 21а) – он хотел всегда связать <Малхут> с атрибутом Хесед, который называется «добро» (Зоар, Трума, 168). Поэтому он говорил: «И это к добру» – он всегда хотел увязать <Малхут> со стороной Хесед, который называется «добро», и говорил «И это» – даже то, что на первый взгляд кажется связанным с левой стороной и с качеством суда (Гвура) – тоже «к добру», на самом деле связано с добром (Хесед). Таким образом, он направлял свой разум и занимал свои помыслы доброй частью атрибута Малхут и скрывал ее суровую часть. В этом заключается замечательный метод постоянного присоединения к качеству благодеяния (Хесед).

И теперь необходимо узнать, на какие конкретные категории разделяется хесед (благодеяние), которое люди делают друг другу; и если человек хочет приобрести качество хесед, все эти виды добрых дел должны иметь соответствие в его поведении по отношению к Творцу.

Когда человек рождается, нужно подготовить ему все необходимое для питания. Если так, то необходимо думать о том, как атрибут Бина порождает атрибут Тиферет. И если Бина будет испытывать затруднения во время родов из-за качества суда, не дай Б-г, то Тиферет родится в сторону строгости. Поэтому, если роды будут тяжелыми, нужно исправить все, что только можно, чтобы рождение Тиферет было в правую сторону, чтобы новорожденный вышел без всякого изъяна, как сказано: «вынеси судебное решение о нас в пользу света, о Святой». Чтобы атрибут Тиферет – решение – склонился в сторону света, который соответствует правой стороне, и чтобы он был свят и отделен от строгости.

И это включает в себя необходимость иметь намерение сделать добро своими делами, связать его [новорожденного – качество Тиферет] с качеством доброты (Хесед) и вывести их из атрибута Бина в сторону доброты. И тогда младенец выйдет полным жизни и белым. И это правило содержит в себе почти все запреты Торы, чтобы качество суда не возбудило там устрожение правосудия, ибо в таком случае возникнут затруднения при родах, не дай Б-г.

Вторая [категория добрых дел]: сделать обрезание новорожденному, то есть выполнить заповеди в соответствии с требованиями. Ибо каждый аспект оболочки или излишней плоти, приставшей к атрибуту йесод (основа), следует обрезать. И пусть преследует всех, из-за кого возникает излишняя плоть, и приведет их к возвращению. Таким образом, обрезая препону их сердец, он приводит к тому, что Высший Праведник будет без крайней плоти. И будет непоколебимо настаивать на том, чтобы исправить все, из-за чего там возникает препона. И благодаря этому Пинхас, который обрезал крайнюю плоть сынов Израиля, удостоился стать Коэном. Ибо он совершил добро в отношении своего Творца в тайне обрезания – и благодаря тому, что избавил атрибут йесод (основа) от той препоны, удостоился добра. И из этого можно прийти к заключению относительно всех остальных видов добрых дел.

Третья [категория добрых дел]: проведывать больных и лечить их. Так, известно, что Шехина [Б-жественное присутствие] больна любовью от единства, как написано (Шир а-Ширим, 2:5): «Ибо я больна любовью», и лечение ее зависит от того, что человек будет приносить ей хорошие снадобья, как написано (там же): «подоприте меня пламенем, умастите меня яблоками». И объясняется в книге Тикуним, что тайна «пламени» – это все, что объединяет малхут. В пламени буквы י – качество милосердия, а в пламени буквы ה – качество строгости, в двух руках – там она опирается на них. И тот, кто так делает [тот, кто проведывает больных], дает опору больной в болезни ее. Вторая [часть стиха] – «умастите меня яблоками» – означает, что надо связать ее между сфирой нецах и сфирой hод, ибо там ее умащение, так как она красная и белая, как яблоки, цвета которых переходят один в другой со стороны милосердия. Следует навещать ее и помнить о ней, и убеждать ее принять пищу и питье от Высшего Потока, от которых она воздерживается, ибо опечалилась душа ее из-за страданий Израиля.

И то, что характеризует материальных больных, относится также и к Высшим больным, ибо она больна, как мы сказали, и он болен. Так как он сместился со своего места, из грядущего мира, из атрибута бина [разумение], и увязался за этим миром, как написано (Мишлей, 27:8): «как птица покидает свое гнездо» – это Б-жественное присутствие, «так и человек покидает свое место», и ждет ее, пока вернется на свое место, и говорит, что не вернется на свое место, пока она не вернется на свое место. И вот, он тоже осквернен нашими преступлениями, и он подавляет свою волю из-за наших грехов.

А лечение их обоих зависит от нас. И следует навещать их и снабжать их необходимым, с помощью Торы и заповедей.

Четвертая [категория добрых дел]: Давать деньги бедным, которых олицетворяют атрибуты йесод и малхут. В книге «Тикуним» объясняется, что подходящая им благотворительность – это девяносто раз отзываться словом «амен», четыре раза произносить «кдушу», произносить сто благословлений и изучать пять книг Торы ежедневно. И таким образом каждый по своим силам притянет благотворительность от атрибута тиферетк этим беднякам и приготовит им лекет от всех других сфирот. Шихеха от высшего снопа, от атрибута бина. И пеа от качества малхут, ибо оно является краем по отношению к другим качествам. И написано (Ваикра, 19:10): «бедняку и пришельцу оставь их». Это включает также атрибут тиферет, который является пришельцем ниже, в атрибуте малхут. И ему следует дать от этих исправлений. И то же самое относится к десятине бедняка, которая соответствует атрибуту малхут, называемому «десятиной». Его надо поднять до атрибута йесод, называемого «бедняком». И если свяжет его с атрибутом тиферет, то отдаст бедняку от десятины. И это включает несколько исправлений.

Пятая [категория добрых дел]: прием гостей, коими являются атрибуты тиферет и йесод. Следует дать им жилище для отдохновения, в котором они будут покоиться. Этим жилищем является атрибут малхут. Из-за того, что они странники, обреченные на изгнание, цель которого – найти утраченное ими, их следует принять там [в жилище]. И разъясняется в книге «Зоар»: эту заповедь можно выполнить в отношении тех, кто «следуют пути речи» и подвергаются добровольному изгнанию из своих домов с целью изучения Торы – то есть в отношении гостей, которые занимаются нуждами атрибута малхут.

И еще тот, кто приводит к воссоединению атрибута малхут с атрибутом тиферет другим способом – выбирая постоянное место для изучения Торы – приводит к тому, что тиферет делает малхут местом постоянного пребывания. И так это объясняется в книге «Тикуней Зоар».

Гостям необходимо приготовить еду, питье и сопровождение – то есть следует ввести тиферет и йесод в малхут, и дать им там пищу, подобно тому, что сказано (Шир а-Ширим, 5:1): «Пришел я в сад мой … отведал я древа мои с медом», – ибо это влияние, подходящее для низшего управления, исходящее из услащенной строгости. И питье – как сказано (там): «пил я вино мое с молоком», – это более внутренний поток, чем сохраненное вино, он происходит из тайны молока, которое подслащивается, чтобы соединить атрибуты тиферет и малхут, Яаков и Рахель, гвура в атрибуте нецахили в атрибуте hод. Так это объясняется в [разделе книги «Зоар»] «Райа Меемна». И сопровождение – чтобы привести себя и душу свою с ними туда, в их высшую форму, и сопутствовать им там. И еще для того, чтобы привести туда с ними другие атрибуты, чтобы создать им хорошее сопровождение. И это исправление включает несколько вещей.

Это можно обобщить следующим образом: нужно стараться удовлетворить нужду человека, и при этом помышлять о том, что соответствует этим действиям. И тогда можно быть уверенным, что в высших мирах произойдут соответствующие процессы – если будет хорошо знаком с тайным знанием. И как хорошо высказать вслух, на что намекают его действия, и что он помышляет, когда совершает их! Этим он выполняет сказанное (Дварим, 30:14): «во власти уст твоих и во власти сердца твоего это выполнять».

Шестая [категория добрых дел]: занятие живым <нуждами> мертвого. И каким образом эта вещь отражает то, что происходит Свыше чрезвычайно трудно объяснить, ибо это тайна сфирот, которые скрываются и уходят в свои оболочки свыше. Насколько же необходимо их исправлять и отмывать от всякой нечисти греха, одеть их в белые одежды! А «отбеливание»сфирот происходит посредством света хороших дел, когда человек поднимается в тайне единства и привязывает их сверху, и несет их на плече. Тайна вознесения сфиротодна к другой, пока не поднимутся над плечом, то есть, над началом соединения руки с телом, и выше – это тайна сокрытия, в котором <у нас> нет никакого понимания.

И что касается тайны захоронения, следует помышлять о стихе (Дварим, 34:6): «И похоронил его в Гай». И это трактуется («Тикуним», «Зоар Хадаш») «в тринадцати мерах милосердия», которые проистекают из атрибута кетер в аспектах, которые направлены вниз чтобы оказать милосердие нижним мирам. И оттуда похороненный поднимется в высший райский сад, в аспект хохма в атрибуте кетер. И это следует досконально изучить.

Седьмая [категория добрых дел]: введение невесты под хупу. И в это включается все, что необходимо для единения. Ибо все молитвы и единения включены во введение невесты под хупу. И основные части этого соответствуют тайне молитвы на нескольких уровнях, один за другим: жертвоприношения, песнопения, молитва, которую произносят сидя, включая произнесение «Шма» и сопутствующих благословлений, после этого молитва, которую произносят стоя, и другие исправления, которые следуют за этими. Все это – благодеяние по отношению к жениху и невесте, которое заключается в попечении обо всех их нуждах и исправлении их соединения.

Восьмая [категория добрых дел]: установление мира между людьми. Ибо это атрибуты Тиферет и Йесод. И иногда они отдаляются друг от друга, и следует их восполнить и исправить, чтобы были равны и соединялись вместе с любовью и теплотой. И это достигается посредством выполнения добрых дел. Ибо когда Йесод склоняется влево, а Тиферет – вправо, тогда они противостоят друг другу, пока йесод не наклонится вправо, кактиферет. А когда в мире есть изъян, происходящий из-за греха, не дай Б-г, тогда между ними возникает неприятие и противостояние, и единение вообще не связывает атрибуты между собой. И то же самое происходит между любой парой атрибутов, один из которых – правый, а другой – левый. Между Хохмой и Биной, или между Хесед иГевура, или между Нецах и Од — между ними требуется восстановить мир. И это называется «насаждение мира между человеком и его ближним, а также между мужем и женой». То есть атрибут Йесод, который является миром между атрибутом Тиферет и атрибутом Малхут. И во всех подобных случаях пути мира — это благодеяние по отношению к высшим мирам.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Амии» за право пользоваться переводом книги «Томер Двора».


https://www.beerot.ru/?p=61397