Томер Двора — Качество гвура — Возбуждение дурного начала

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

1539

Текст рава Моше Кордоверо

Знай, что всякие действия, связанные с возбуждением дурного начала (йецер а-ра), в прямом смысле слова пробуждают сильнейший атрибут гвура (качество строгого суда). Поэтому человек не должен будоражить злое начало, дабы не возбудить атрибут гвура.

Причина этому такова: человек создан с двумя наклонностями, добрым началом (йецер а-тов) и дурным началом (йецер а-ра), источник одного – атрибут хесед (качество добродеяния), а другого – атрибут гвура.

Однако в книге «Зоар» (Берешит, 49а) объясняется, что доброе начало создано для нужд самого человека, а дурное начало – для нужд его жены. И смотри, сколь приятны эти слова! Ведь атрибут тиферет, связанный с атрибутом хесед, склоняется к правой стороне, и все его действия – справа; это – доброе начало. А женщина – слева, и все ее действия связаны с атрибутом гвура. Поэтому не следует возбуждать дурное началодля собственных нужд, ведь тогда он возбуждает Адам Эльон («высший человек») в атрибуте строгости, и таким образом губит мир. Следовательно, каждое возбуждение любого качества, связанного с атрибутом гвура и дурным началом, которое человек вызывает у себя, наносит ущерб Адам Эльон. Отсюда мы видим, насколько постыден гнев и подобные ему качества, ведь он усиливает тяжелые гвурот.

Дурное начало должен быть связано и заковано, чтобы оно вообще не пробуждалось ни в чем, что человек делает для себя – ни в половом желании, ни в страсти к наживе, ни в гневе или стремлении к почестям. Однако для нужд своей жены, например, чтобы одевать ее или устраивать ей дом, человеку следует сдержанно пробуждать свое дурно начало в сторону услащенных гвурот, например, одеть ее и обустроить ей дом. И нужно говорить: «Тем, что я одеваю ее, я исправляю Б-жественное присутствие (Шехину)». Ибо она (Шехина) украшает себя атрибутом бина, который является источником атрибута гвура, ибо включает все гвурот, и они услащаются благодаря обилию ее милосердия. Поэтому любое обустройство дома – это исправление Б-жественного присутствия (Шехины), которое услащается благодаря дурному началу, созданному, чтобы выполнять волю своего Создателя, и никого другого. И поэтому человек не должен стремиться ни к какому удовольствию. Но если его жена будет наслаждаться приятностью своего дома перед ним, пусть думает об исправлении Б-жественного присутствия (Шехины), которое исправляется хорошими гвурот,находящимися с левой стороны, от которых исходят богатство и почет. И поэтому пусть побудит свое дурное начало любить ее (жену), и будет держать в мыслях левую сторону, которая пробуждается, чтобы приблизить ее. И это – тайна того, что сказано (Шир а-Ширим, 2:6): «его левая рука у меня под головой». Вначале она соединяется с ним только с левой стороны, и только после этого (там же) «а правая рука обнимает меня». Он должен стараться усластить все эти исправления с помощью своего доброго начала, и исправить ее (жену) в полном смысле слова, и радовать ее выполнением заповеди для Высшего единения. И получится, что он исправил все гвурот, и исправил их правой стороной.

Подобно этому все виды вожделений, приходящих от дурного начала, должны быть использованы в основном для нужд жены, которую Всевышний создал человеку, чтобы была в помощь ему. А после этого он должен направить всех их на служение Творцу, чтобы соединить их с правой стороной.

Комментарий (продолжение)

«Дурное начало должен быть связано и заковано». Так же, как огонь имеет очень важную и необходимую функцию, и без него невозможно обойтись, так и дурное начало, происходящее от начала пламени, играет важнейшую роль в мире, и без него невозможно существовать. И сказали мудрецы (Мидраш «Берешит Раба», 9:7 на стих Берешит, 1:31): «”Очень хорошо” – это дурное начало». Об этом также повествуется в трактате Йома (69б). Там написано, что мужи Великого Собрания поймали злое начало, влекущее человека к разврату, и три дня держали его взаперти. После этого проверили и обнаружили, что во всей земле Израиля куры перестали нестись. Из этого мудрецы сделали вывод, что без дурного начала мир не может существовать, и выпустили его из заточения.

Если бы не было дурного начала, люди бы не вступали в брак, не рожали бы детей, не работали бы и не занимались торговлей.

Причина в том, что доброе начало занимается только святостью и не нуждается ни в чем материальном. И об этом пишет Виленский Гаон в книге «Имрей Ноам» (Брахот, 54). Речь идет о мишне, в которой написано: «”И люби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим и всею душою своею, и всеми силами своими”. “Всем сердцем своим” – обоими началами и добрым началом, и дурным началом». Написано в книге «Имрей Ноам»: «Всевышний создал дурное начало не только для того, чтобы, преодолевая его, человек мог получить награду. В действительности, от дурного начала есть польза. Ибо если бы у человека не было дурного начала, он не смог бы прожить даже короткое время. Так как доброе начало не хочет ни есть, ни пить, ни вступать в интимные отношения с противоположным полом. Без дурного начала, мир не смог бы существовать».

Тот, кто пользуется своим дурным началом для служения Всевышнему – ест, пьет и удовлетворяет другие физические потребности во имя Небес, а не из потворства вожделениям плоти – вызывает проявление атрибута гвура в качестве хесед(благодеяние). И то же самое относится к тому, кто копит деньги, чтобы содержать и радовать свою жену – его дурное начало действует в пределах святости и пробуждает высшее качество гвура в святости.

«Чтобы оно вообще не пробуждалось ни в чем …ни в гневе, ни в стремлении к почестям». Гнев и гордость – это чувства, оказывающие разрушительное влияние на человека. Поэтому даже тот, кому необходимо проявить гнев в воспитательных целях, должен оставаться внутренне спокойным, и злиться только внешне. Что касается гордости, каждый должен стараться избегать этого качества всеми возможными способами. Мудрецы сказали, что следует проявлять скромность и кротость по отношению к каждому человеку. Даже мудрец Торы, коэн или царь, к которым необходимо относиться почтительно, не должны испытывать чувство гордости в сердце. Самый яркий пример тому – это Моше, который бесспорно был самым великим лидером еврейского народа, и при этом, оставался самым кротким из людей.

«Однако для нужд своей жены, например, чтобы одевать ее или устраивать ей дом, человеку следует сдержанно пробуждать свое дурно начало». Из этого видно, что не следует полностью уничтожать в себе силы дурного начала. Ведь оно необходимо для того, чтобы понять, в чем нуждается его жена, и т. п. В действительности, требуется использовать свое дурное начало для того, чтобы делать добро другим.

Это можно выучить из того, как праотец Авраам принимал гостей. Раши пишет, что Авраам зарезал трех быков для того, чтобы накормить своих гостей тремя языками в горчице. Совершенно очевидно, что для себя Авраам не стал бы готовить столь роскошные блюда, и сам он не питал интереса к языкам в горчице. Но для того, чтобы обрадовать других, он не уничтожил в себе склонность к такого рода удовольствиям полностью. Поэтому смог накормить гостей тем, что могло им понравиться, в соответствии с их уровнем. И так человек должен вести себя со своей женой, домочадцами и другими людьми — нужно делать им добро в соответствии с тем, что им подходит.

«Для нужд своей жены, например, чтобы одевать ее или устраивать ей дом, человеку следует сдержанно пробуждать свое дурно начало». Следует возбуждать свое дурное начало сдержанно, ведь только в этом случае можно сохранить уверенность, что в нем теплится пламя святости, которое опускается, чтобы сделать добро и дать другому. А если возбуждение приходит быстро, это признак, что оно исходит от зла.

Виленский Гаон писал, что под предлогом выполнения заповеди дурное начало часто толкает человека на совершение греха. Так как человеческое тело по природе своей материально, ему не свойственно стремление к духовному. Поэтому тот, кто всем телом испытывает безудержное стремление к выполнению задуманного действия, должен подозревать, что его истинные мотивы исходят не из святости.

Известно, что, когда рав Хаим Воложинер первый раз предложил своему учителю, Гаону из Вильно, идею открыть ешиву, тот не согласился, так как почувствовал в словах и действиях рава Хаима некую поспешность.

«В сторону услащенных гвурот». Качество гвура («строгость», качество суда), роль которого – наказывать, что является источником страданий, проистекает из чистого милосердия. Примером такого отношения может служить отец-врач, который лечит своего сына отвратительными и горькими травами. Хотя внешне действия отца по отношению к сыну выглядят как проявление бессердечной жестокости, в действительности им движет чистой воды милосердие и желание сделать добро.

Услащение проявлений качества суда означает, что постановление, которое проявляет строгость и сокрытие света Лика Всевышнего, выливается во что-либо положительное и хорошее. Объясняется это тем, что все происходящее в мире исходит от Всевышнего и является проявлением Его славы. Примером этого может послужить продажа Йосефа в Египет, которая в конце концов привела к избавлению из Египетского рабства, а оно, в свою очередь, стало прецедентом для всех будущих избавлений. И даже самые жестокие постановления фараона, направленные на притеснение и уничтожение еврейского народа, в конце концов привели к великому раскрытию славы Всевышнего при выходе из Египта.

«Она (Шехина) украшает себя атрибутом бина, которое является источником атрибутагвура, ибо включает все гвурот». Нижняя Шехина, атрибут малхут украшает себя высшей Шехиной – атрибутом бина. В книге «Пардес Римноним» рав Моше Кордоверо пишет, что атрибут бина включает в себя все пять гвурот.

«Тем, что я одеваю ее, я исправляю Б-жественное присутствие (Шехину)». Как объяснялось выше, человек создан параллельно высшим духовным мирам, и его действия влияют на эти миры. Поэтому каждое свое действие человек может и должен посвятить святости. Женщина соответствует атрибуту малхут, или Б-жественному присутствию (Шехина)которое влияет и оживляет мир. Каждое действие, которое человек совершает в своем доме для своей жены, исправляет Шехину.

«…исправление Б-жественного присутствия (Шехины), которое услащается благодаря дурному началу, созданному, чтобы выполнять волю своего Создателя, и никого другого». Рав Шломо Вольбе пишет в книге «Алей Шур» (том 2, стр. 420): «Дурное начало нам не принадлежит. Оно было дано человеку для нужд его жены – чтобы основал дом и родил детей. И мы понимаем, что «дурное начало» – это не только влечение [к противоположному полу], но также все другие качества, которые не входят в категорию милосердия и доброты. Дурное начало – это жестокость, гордыня, погоня за почестями, алчность, гнев и ревность. Все эти силы были вложены в нас не для наших нужд. Стремление к почестям и ревнивость следует использовать для того, чтобы ревностно защищать почет Всевышнего. Гордыня – чтобы испытывать чувство превосходства над отрицающими веру. Жестокость – чтобы наказывать злодеев по букве закона и не прощать им. Алчность и корыстолюбие для того, чтобы содержать свою семью и поддерживать изучающих Тору. Гнев – чтобы внешне проявлять гнев по отношению к ученикам. И ни в коем случае нельзя использовать эти качества для себя».

Виленский Гаон пишет в комментарии к стиху (Мишлей, 11:17) «Человек милосердный творит благо себе, а жестокий разрушает плоть свою»: «Человек милосердный – это человек, который думает только о том, как бы сделать добро, или совершить заповедь. И даже то благо, которое такой человек “творит себе” – ест и делает какое-либо другое действие, от которого его тело получает пользу – рассматривается как выполнение заповеди. Ибо все его побуждения только во имя Небес. И поэтому для него даже принятие пищи – это заповедь, и рассматривается как жертвоприношение».

«Вначале она соединяется с ним только с левой стороны, и только после этого (там же) “а правая рука обнимает меня”». Пробудив вначале дурное начало, следует прийти к тому, чтобы радовать свою жену со стороны доброго начала – в любви к ней исходить из атрибута хесед, желания дать ей как можно больше, и сделать так, чтобы ей было хорошо и приятно.

«И поэтому человек не должен стремиться ни к какому удовольствию». Написано в кодексе «Шулхан Арух» («Орах Хаим», 231:1): «Извлекая пользу из этого мира, не следует стараться получить удовольствие от нее. Служение Всевышнему должно быть побуждающим фактором во всем, как сказано (Мишлей, 3:6): “На всех путях своих познай Его”. И мудрецы сказали: “Пусть все твои действия будут во имя Небес”. И это относится даже к действиям, не являющимся выполнением заповеди, например, к еде, питью, хождению, сидению, вставанию, интимным отношениям, разговору, и удовлетворение всех телесных потребностей должны быть во имя служения Создателю».

Рамхаль пишет в книге «Месилат Йешарим»: «Есть у нас верное правило. Человеку следует воздерживаться от всего в этом мире, что не является для него обязательным. Но если что-то ему необходимо, неважно по какой причине, а он воздерживается от этого, – он грешник».

«Его жена будет наслаждаться приятностью своего дома перед ним». Когда человек занимается ремонтом и благоустройством своего дома, пусть старается не угодить себе, а сделать так, чтобы было хорошо его жене. И тогда удобство и красота его дома превратятся в заповедь, которая вызовет действие услащенного качества гвура,приносящее в мир благосостояние.

«Пусть думает об исправлении Б-жественного присутствия (Шехины), которое исправляется хорошими гвурот, находящимися с левой стороны, от которых исходят богатство и почет». Все, что связано с материальным миром, берет начало в качествегвура, которое распределяет исходящее из высших миров благословение между созданиями, каждому сколько полагается. Поэтому север является источником богатства, как сказано (Бава Батра, 25б): «Тот, кто хочет приобрести мудрость, пусть обратится к югу, а тот, кто хочет стать богатым – к северу. И примета этому – [в Храме] стол стоял с северной стороны, а семисвечник – с южной».

Этот вопрос обсуждается в книге «Шаарей Ора» (6): «[В Храме] стол стоял с северной стороны, так как именно оттуда приходит необходимый людям достаток; а север – слева. И сказано (Мишлей, 3:16): “Долголетие – справа, а слева – богатство и почет”».

Благосостояние связано именно с качеством гвура, так как именно оно получает исходящее от качества хесед и распределяет между созданиями по справедливости или в соответствии с судьбой, которая им уготована. И тот, кто использует свой достаток для того, чтобы обрадовать жену, усиливает проявление этого аспекта атрибута гвура и увеличивает снисходящее в мир благосостояние.

«Радовать ее выполнением заповеди». Подразумевается заповедь вступать с женой в интимную связь, как написано (Шмот, 21:10): «Если же другую возьмет себе, то ее не должен лишать пищи, одежды и времени [близости] с нею». И их взаимоотношения должны основываться на любви, уважении и радости. Между ними не должно быть никаких ссор.

«Он должен стараться усластить все эти исправления с помощью своего доброго начала, и исправить ее (жену) в полном смысле слова, и радовать ее выполнением заповеди для Высшего единения. И получится, что он исправил все гвурот, и исправил их правой стороной». Тот, кто использует силы, исходящие от дурного начала, на благо своей жене, связывает их с качеством хесед (стремление делать добро). Основополагающее свойство дурного начала – это желание брать. Тот, кому удается изменить его природу и направить его на то, чтобы давать другим, приводит к излиянию добра и благополучия в этот мир.

«… Он должен направить всех их на служение Творцу». Рав Ицхак Айзек Хавер в книге «Ор а-Тора» пишет: «Написано (Кидушин, 30б): “Я создал дурное начала, и Я создал Тору – снадобье его”. В действительности дурное начало создано на пользу человеку, как сказано («Берешит Раба», 9:7 на стих Берешит, 1:31): “хорошо – это доброе начало, очень хорошо – это дурное начало”. Основная цель, для которой создан человек – чтобы зло превращать в добро. И главная задача процесса его самосовершенствования – обратить каждое отрицательное качество в положительное. Это означает [использовать эти качества] для Торы и ее заповедей. Например, зависть – чтобы завидовать душевным качествам праведников. Вожделение – чтобы стремиться поступать, как они. Гнев – чтобы мстить злодеям, как это делал Пинхас, который (Бемидбар, 25:11): “возревновал ревность Мою”. И так каждое искушение, которым дразнит его дурное начало, можно обратить в добро. Но добиться этого можно только посредством Торы, с помощью которой можно постичь, каким образом дурное начало можно использовать для служения Всевышнему, благословен Он. И поэтому Тора – это снадобье для дурного начала, которое услащает его. Она превращает горечь в сладость, и тьму – в свет».

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Томер Двора». Примечания частично основаны на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим», книге рава Аарона Довида Гольдберга «ве-Алахта би-Драхав» и на комментарии рава Шмуэля Хэйли «Цель Томар». Подготовил рав Б. Набутовский.


https://www.beerot.ru/?p=25691