Томер Двора — Качество гвура — Свойства качества гвура

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

1259

Предисловие к качеству гвура

Свойства качества гвура – ограничивать и властвовать над силами, действующими в мире. В то же самое время, само существование мира обусловлено ограничивающим действием качества гвура. Мир не может быть основан только на благодеянии (хеседе). Наглядный пример тому – это дождь, являющийся проявлением обилия благословения, которое опускается в мир. Если дождь идет без должных ограничений, в мире начинается потоп, который все сметает на своем пути. Другой пример – человеческое тело. Если какая-нибудь конечность, орган или клетка разрастется больше, чем ей полагается, то человек станет уродом или вовсе лишится жизни.

Еще одна характеристика качества гвура – это способность ограничивать и справедливо распределять. Она позволяет человеку получить материальный достаток таким образом и в таком количестве, которое он может использовать с пользой. Потому написано (Бава Батра, 25б): «Тот, кто хочет разбогатеть, пусть переедет на север». Когда народ Израиля выполняет волю Творца, качества гвура мстит его врагам и поражает их.

Но когда народ Израиля не живет по воле Создателя, то изобилие, нисходящее в мир, сокращается, а преступники получают заслуженное наказание.

Сила качества гвура – это сила огня, который имеет возможность уничтожить, вызвать разложение на составляющие и возвращение к первоисточнику. Если человек возбуждает силу пламени, то есть силу злого начала, то тем самым он вызывает возбуждения качества гвура, высшее духовное пламя. И это пламя вершит суд в мире и дает силам зла силу действовать в мире и воздать виновным полагающееся им наказание.

И если атрибут гвура действует в мире, то суд может быть чрезвычайно строгим, и даже у больших праведников найдутся недостатки, за которые они получат тяжелое наказание. Тем более наказание постигнет грешников! А если в мире преобладает действие качества милосердия, то суд находит оправдание даже людям, далеким от абсолютной праведности.

Трепет перед Небесами, самым ярким олицетворением которого являлся праотец Ицхак – это тоже проявление качества гвура. Покорять свое дурное начало, подчинять и направлять свои желания и силы на исполнение воли Творца – это использование качества гвура для святости.

Текст рава Моше Кордоверо

Знай, что всякие действия, связанные с возбуждением дурного начала (йецер а-ра), в прямом смысле слова пробуждают сильнейший атрибут гвура (качество строгого суда). Поэтому человек не должен будоражить злое начало, дабы не возбудить атрибут гвура.

Причина этому такова: человек создан с двумя наклонностями, добрым началом (йецер а-тов) и дурным началом (йецер а-ра), источник одного – атрибут хесед (качество добродеяния), а другого – атрибут гвура.

Однако в книге «Зоар» (Берешит, 49а) объясняется, что доброе начало создано для нужд самого человека, а дурное начало – для нужд его жены. И смотри, сколь приятны эти слова! Ведь атрибут тиферет, связанный с атрибутом хесед, склоняется к правой стороне, и все его действия – справа; это – доброе начало. А женщина – слева, и все ее действия связаны с атрибутом гвура. Поэтому не следует возбуждать дурное началодля собственных нужд, ведь тогда он возбуждает Адам Эльон («высший человек») в атрибуте строгости, и таким образом губит мир. Следовательно, каждое возбуждение любого качества, связанного с атрибутом гвура и дурным началом, которое человек вызывает у себя, наносит ущерб Адам Эльон. Отсюда мы видим, насколько постыден гнев и подобные ему качества, ведь он усиливает тяжелые гвурот.

Дурное начало должен быть связано и заковано, чтобы оно вообще не пробуждалось ни в чем, что человек делает для себя – ни в половом желании, ни в страсти к наживе, ни в гневе или стремлении к почестям. Однако для нужд своей жены, например, чтобы одевать ее или устраивать ей дом, человеку следует сдержанно пробуждать свое дурно начало в сторону услащенных гвурот, например, одеть ее и обустроить ей дом. И нужно говорить: «Тем, что я одеваю ее, я исправляю Б-жественное присутствие (Шехину)». Ибо она (Шехина) украшает себя атрибутом бина, который является источником атрибута гвура, ибо включает все гвурот, и они услащаются благодаря обилию ее милосердия. Поэтому любое обустройство дома – это исправление Б-жественного присутствия (Шехины), которое услащается благодаря дурному началу, созданному, чтобы выполнять волю своего Создателя, и никого другого. И поэтому человек не должен стремиться ни к какому удовольствию. Но если его жена будет наслаждаться приятностью своего дома перед ним, пусть думает об исправлении Б-жественного присутствия (Шехины), которое исправляется хорошими гвурот,находящимися с левой стороны, от которых исходят богатство и почет. И поэтому пусть побудит свое дурное начало любить ее (жену), и будет держать в мыслях левую сторону, которая пробуждается, чтобы приблизить ее. И это – тайна того, что сказано (Шир а-Ширим, 2:6): «его левая рука у меня под головой». Вначале она соединяется с ним только с левой стороны, и только после этого (там же) «а правая рука обнимает меня». Он должен стараться усластить все эти исправления с помощью своего доброго начала, и исправить ее (жену) в полном смысле слова, и радовать ее выполнением заповеди для Высшего единения. И получится, что он исправил все гвурот, и исправил их правой стороной.

Подобно этому все виды вожделений, приходящих от дурного начала, должны быть использованы в основном для нужд жены, которую Всевышний создал человеку, чтобы была в помощь ему. А после этого он должен направить всех их на служение Творцу, чтобы соединить их с правой стороной.

Комментарий

«Возбуждение дурного начала». Так пишет рав Ицхак, сын рава Хаима из Воложина в комментарии к книге своего отца «Нефеш а-Хаим»: «Все сущее происходит из четырех [духовных] основ, называемых “огонь”, “вода”, “дух” [и “прах”]. Сила дурного начала находится в сердце, которое соответствует основе “огонь”. Когда в сердце человека пылает “чуждое пламя”, пламя гордости, у него возникает жажда к разнообразным вожделениям. И как жаждущие утоляют свою жажду водой, так и жаждущие из-за гордости стремятся к наслаждениям, которые происходят от основы “вода”».

Сила зла, пылающая в человеке, разжигает огонь ада (геинома), как объясняется в книге «Нефеш а-Хаим» (1:12): «И об этом говорили наши мудрецы, благословенной памяти, когда сказали, что грешники углубляют ад. Подразумевается, что грешники сами углубляют себе ад, расширяют его, и разжигают его своими грехами, как написано (Йешаяу, 50:11): “Вот все вы, возжигающие огонь, поддерживающие искры — идите в пламень огня вашего и в искры, которые разжигали вы! От руки Моей суждено вам это, в скорби лежать будете”. И поэтому, когда мужи Великого Собрания поймали дурное начало, пламя ада погасло само собой. И об этом написано в книге “Зоар” (Трума, 109): “Чем больше грешники разогревают себя пламенем дурного начала, тем больше разгорается пламя ада. Однажды не оказалось дурного начала в мире, и в это время погасло пламя ада и не горело. А когда в мир вернулось злое начало, и грешники начали разогреваться из-за него, то и в аду снова запылало пламя. И это из-за того, что пламя ада пылает только благодаря жару злого начала грешников”».

«Человек создан с двумя наклонностями, добрым началом (йецер а-тов) и дурным началом (йецер а-ра)». Виленский Гаон в комментарии на книгу Мишлей (21) пишет, что существует две основных категории злого начала: вожделеющее и гневающееся. Они соответствуют двум сторонам, правой и левой [вожделение – справа, гнев – слева], и двум стихиям – воде и огню [вожделение соответствует воде, а гнев – огню].

Атрибуту хесед (качеству добродеяния) свойственно распространяться неограниченно, подобно тому, как вода растекается без ограничений. Вожделения – это ничем не ограниченное распространение качества милосердия и добра. [Поэтому одно из слов, которыми Тора (Ваикра, 20:17) называет разврат – это חסד, хесед.] Неограниченное распространение плотских желаний – это скверна и разврат. Но когда человек преодолевает свои желания и дает им выход только в святости и только при определенных обстоятельствах, диктуемых законом Торы, то они превращаются в заповеди и являются проявлением благодеяния и любви по отношению к жене.

А дурное начало Тора называет «бык и осел». Талмуд (Бава Кама, 2б), говоря о разных видах ущерба, приводит стих (Йешаяу, 32:20): «направляющие стопы вола и осла». Эти животные символизируют разные виды сил зла. Бык отражает качества Эсава, а осел – качества Ишмаэля, олицетворений зависти и стремления к вожделениям.

Ишмаэлю соответствует осел, как сказано в трактате Йевамот (62а), и это олицетворяет погоню за физическими удовольствиями. А Эсав – это вол, который намеренно наносит ущерб. Это проявления качеств зависти, злобы, гордыни. Он намеренно совершает кровопролитие.

Первоисточник сил зла – это тоже святость (как объяснялось выше). Праотцы Авраам и Ицхак породили Ишмаэля и Эсава. Авраам, олицетворение качества благодеяния, породил Ишмаэля, который направляет это качество ради зла. Его стремление к плотским наслаждениям не имеет границ.

Ицхак – это олицетворение трепета перед Всевышним, то есть качество гвура,направленное на то, чтобы все подчинить служению Всевышнему. И из этого качества появилось нечистое желание Эсава подчинить себе весь мир, чтобы удовлетворить свою неограниченную гордыню. Для этого он готов прибегнуть к любым средствам, включая кровопролитие.

«Одно со стороны атрибута хесед, а другое со стороны атрибута гвура». Известно, что все творение основывается на четырех духовных началах, которые Тора называет «огонь», «воздух», «вода», «прах». Каждому из этих начал соответствуют определенные качества, и творения, в которых влияние одного из начал преобладает над влиянием других, проявляют эти качества.

Святая книга «Зоар» приводит: доброе начало основано на воде. Ему свойственно распространяться и делать добро. Дурное начало основано на огне. Давая волю одному из этих начал, человек производит соответствующий эффект в высших мирах. [Конечно, речь идет не о материальной воде и не о физическом явлении огня, а о духовных основах, которые проявляются в материальном мире. Их называют «водой» и «огнем» для того, чтобы эти понятия стали доступны людям, живущим в материальном мире.]

«В книге “Зоар” (Берешит, 49а) объясняется, что доброе начало создано для нужд самого человека, а дурное начало – для нужд его жены». В книге «Пардес Римоним» (25:3) автор называет еще одну цель, с которой было создано дурное начало: «Человек был создан с двумя началами [добрым и злым] с тем, чтобы можно было дать ему хорошее воздаяние за его служение. И если преодолеет дурное начало и будет повиноваться велениям своего Творца, то удостоится вечной жизни в Грядущем Мире. И за все тяготы и невзгоды, которые ему придется преодолеть, стараясь пересилить свое дурное начало, получит чрезвычайно возвышенную награду. И об этом сказано (Мидраш «Берешит Раба», 9:7 на стих Берешит, 1:31) “очень хорошо – это дурное начало”. Это означает, что благодаря борьбе с дурным началом человек может удостоиться великой награды.»

Но если человек выбирает путь греха, то о нем автор пишет («Пардес Римоним», 23): «Когда грешник позволяет своему дурному началу пересилить свое доброе начало, то сила атрибута гвура превозмогает силу атрибута хесед в мире… И об этом сказали мудрецы, благословенной памяти («Танхума», Микец, 3): “Да будут прокляты грешники, ибо они превращают качество милосердия в качество суда”. Духовные источники, поддерживающие и питающие этот мир, действуют в зависимости от того, что происходит в этом мире. А Всевышний создал дурное начало с тем, чтобы оно было подчинено доброму началу. И тогда качество суда превращается в качество милосердия».

В книге «Решит Хохма» объясняется, что атрибут гвура находится с левой стороны. [Как объяснялось выше, под «левой стороной» не подразумевается положение в материальном пространстве, не дай Б-г. Речь идет об определенных качествах данного духовного атрибута.] Дурное начало тоже происходит из левой стороны, и именно оттуда возникает стремление к совокуплению. Когда человек придерживался святости, дурное начало не имело влияния на него, и все его органы были святы и чисты. И он не ощущал, что органы, связанные с интимными отношениями, чем-либо отличаются от других частей тела, рук и ног. И заповеди, [связанные с семейными отношениями] выполнялись без участия дурного начала, подобно наложению тфилин. [Именно поэтому написано, что Адам и Хава были голые – они вступали в интимную близость без стеснения.] Но, совершив грех, Адам передал дурному началу и скверне власть над своим телом, и теперь оно стремится к удовольствиям и т. п. И поэтому тот, кто позволяет дурному началу наслаждаться этим миром исключительно ради своего удовольствия, возбуждает в мире всевозможные силы зла.

Но тот, кто использует данные ему возможности для служения Всевышнему, в частности, для того, чтобы сделать добро своей жене, приводит к исправлению, освящению и улучшению всего мира. Он и его жена уподобляются Адаму и Хаве до того, как те совершили грех, когда в них вообще не было зла. Таким образом человек может обратить жар пламени дурного начала в заповедь. Ибо любое совокупление, совершаемое человеком, происходит в результате возбуждения, происходящего от силы пламени – пламени мужчины и пламени женщины. Благодаря этому они соединяются. Мужчина – это опускающееся пламя, а женщина – это пламя, поднимающееся, чтобы получить от пламени мужчины. И следует стремиться к тому, чтобы органы нагревались от высшего огня, который – святая святых. И все это пламя, если его разжигают для единения святости совокупления – это священный огонь. [На это также намекают слова «мужчина» и «женщина» – איש и אשה. Оба они происходят от слова אש – огонь. Соединение между мужчиной и женщиной называется אישות. Это еще одно слово, происходящее от корня אש.]

Тот же самый принцип относится и к другим делам, которыми люди занимаются. Если используют дурное начало для своих нужд и желаний, то усиливают горение пламени сил зла. Но если используют его для других людей, то этот огонь становится святым и превращается в заповедь.

Это можно понять с помощью аллегории: у каждого в доме есть дрова и огонь, которые необходимы ему для приготовления пищи. Если он использует огонь по назначению, готовит на нем разные блюда и отапливает дом, то этот огонь играет позитивную роль. Но если он даст огню волю или начнет пользоваться им чрезмерно, то он сожжет и разрушит не только дрова, но и весь дом. И то же самое относится к дурному началу: тот, кто использует его для удовлетворения собственных нужд и желаний, разжигает пламя до опасных пропорций. Такому человеку следует сказать: «Глупец! Ты разрушаешь сам себя. Ты развел огонь, который поджег твой дом, и все, что в нем было, сгорело». Но если дурное начало используется для нужд жены, оно играет конструктивную роль. Это созидающее пламя, пламя исполнения заповеди в святости.

«Атрибут тиферет, связанный с атрибутом хесед, склоняется к правой стороне, и все его действия – справа; это – доброе начало». Рав Моше Кордоверо пишет в книге «Пардес Римоним»: «Атрибут тиферет – это мужское начало, которое склоняется в сторону хесед, в правую сторону». Тот, кто использует свой внутренний огонь для нужд своей жены, превращает пламя, происходящее из атрибута гвура (строгого суда), в пламя доброты и милосердия.

«Женщина – слева, и все ее действия связаны с атрибутом гвура». Женщина – это сосуд, предназначенный для принятия того, что ему дается. Этот сосуд принимает форму благодаря способности ограничивать и сжимать. Эти качества позволяют ему принять только то, что он способен удержать.

Задача женщины – это принять то, что муж приносит домой, и раздать это всем домочадцам в соответствии с их нуждами. Для этого необходимо качество гвура. Оно позволяет женщине решить, какая доля полагается каждому. Роль женщины также заключается в том, чтобы сформировать и вырастить зародыш. Развитие каждого органа эмбриона в точном соответствии с тем, как должен расти человек, является проявлением качества гвура.

В высших мирах этому соответствует качество малхут, которое распределяет исходящие свыше жизненные силы между творениями в соответствии с тем, что постановила Высшая Мудрость для каждого из них.

«Возбуждает Адам Эльон в атрибуте гвура»Своими действиями человек оказывает влияние на высшие миры, которые по своей структуре параллельны строению души и тела человека. [Как уже объяснялось выше, эти миры не материальны. Их структура соответствует структуре материального тела.] Влияние, которое человек оказывает на высшие миры, параллельно его действиям в этом мире, и каждая деталь его тела и его души влияет на соответствующую ей духовную деталь в высших мирах. И об этом написано в книге «Зоар» (Итро): «Всевышний, благословен Он, когда сотворил человека, вложил в него все формы сокрытого в высших мирах и все формы сокрытого в низших мирах. И все они начертаны в структуре человека, который носит образ Творца.»

Следовательно, тот, кто разжигает пламя дурного начала для собственных нужд, тем самым приводит к усилению пламени атрибута гвура в высших мирах. Но тот, кто разводит и использует это пламя для нужд других людей, тем самым связывает атрибутгвура со стремлением делать добро.

Все миры и высшие силы, параллельные строению человека, называют адам эльон – «высший человек». И это объясняется в книге «Нефеш а-Хаим» (2:5): «Порядок расположения и форма всех миров и сил, высших и низших, во всех их деталях как бы соответствуют строению человека. И местонахождение всех его конечностей, внутренностей и всех деталей его организма, и их взаиморасположение и соединение одного с другим, и объединение в одно [тело], которое включают все силы и миры, – все это называется שעור קומה – “полноценная структура”, которую мудрецы, благословенной памяти, упоминают в книгах мидрашей».

И человеческий образ, который видел пророк (Йехезкель, 1:26) – это порядок духовных миров и сил, которые Йехезкель увидел в своем видении.

Благодаря тому, что Всевышний создал человека по образу и подобию духовных миров, в нем заложена потенциальная возможность постичь строение и функции этих миров. И об этом писал Ибн Эзра (Трума, 25:40): «Тот, кто знаком со строением своей души и конституцией своего тела, может постичь и высшие миры. Ибо человек создан на подобии маленького мира». И этот же принцип высказал Раавад в комментарии к «Сефер Йецира» (1:1): «Тебе следует знать, что в соответствии со всем, что Всевышний сотворил в Своем мире, Он сотворил также в человеке, как сказано (Берешит, 1:26): “Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему”. И все это было сделано для того, чтобы, основываясь на том, что раскрыто, можно было размышлять о порядках мудрости.»

«Губит мир». Так как человеку была дана возможность влиять на мир, разжигая пламя дурного начала, он может задействовать разрушительные силы, ведущие к уничтожению мира. В современном мире эта потенциальная возможность раскрылась самым явным образом. Человечество создало разрушительное оружие, способное уничтожить всю жизнь на Земле.

«Насколько постыден гнев и подобные ему качества». Дурные качества и эмоции, истоком которых является пламя и атрибут гвура – это гордость, ненависть, зависть, придирчивость. Все они характеризуются нетерпением к существованию других людей, обладающих собственными интересами. Но чувство гнева – это самое разрушительное проявление начала огня. Тот, кто его испытывает, в прямом смысле сгорает изнутри, и стремится сжечь других. И поэтому мудрецы сказали, что даже тот, кому необходимо выразить гнев в целях воспитания детей или учеников, должен проявить это чувство лишь внешне, оставаясь внутренне спокойным. А тот, кто злится, разжигает пламя тяжелых проявлений качества гвура, которые выражаются в строгом, бескомпромиссном наказании за проступки.

Написано в книге «Зоар» (Тецаве, 184): «Если [человек] ведет себя дружелюбно в низшем мире, то и к нему относятся дружелюбно свыше. А тому, кто проявляет уныние, дают тот же самый приговор свыше». И тем более это относится к тому, кто злится и пробуждает качество строгого суда – ему угрожает строгий суд Свыше.

«Он усиливает тяжелые гвурот». Он усиливает тяжелое проявление атрибута гвура,которое строго судит мир и исправляет его посредством тяжелых наказаний. Это может проявиться к как в виде всеобщей нищеты, так и в виде страшных трагедий, не дай Б-г.

Продолжение комментария следует…

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Томер Двора». Примечания частично основаны на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим», книге рава Аарона Довида Гольдберга «ве-Алахта би-Драхав» и на комментарии рава Шмуэля Хэйли «Цель Томар». Подготовил рав Б. Набутовский.


https://www.beerot.ru/?p=25568