Томер Двора — Качество Малхут — Скитаться во имя Небес

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

1542
скитаться

От редакции. Для удобства чтения мы разделили публикацию комментариев к данной главе на отдельные части. В каждой части будет отрывок из оригинального текста и комментарий. Текст рава Моше Кордоверо полностью опубликован в «Беерот Ицхак» №155.

Текст рава Моше Кордоверо

Книга «Зоар» (гл. Ваякель, 198б) описывает еще одно важнейшее действие <связанное с атрибутом малхут>. Следует скитаться с места на место во имя Небес. Тем самым следует сделаться колесницей для Шехины, которая находится в изгнании. И надо говорить себе: «Вот, я попал в изгнание, но взял с собой необходимые мне вещи. А что делать Высшей Славе? Шехина (Б-жественное присутствие) в изгнании без необходимых ей вещей, ибо в результате изгнания эти вещи были утеряны!» И из-за этого следует брать с собой наименьшее возможное количество вещей, как сказано (Ирмияу, 46:19): «Готовь себе вещи, необходимые для изгнания». Находясь в изгнании, следует смирить свое сердце и привязаться к Торе, и тогда Шехина будет с ним. И следует устроить себе изгнание, и всегда уходить из дома отдохновения своего, как уходили раби Шимон и его товарищи, чтобы заниматься Торой. А о том, кто будет влачить ноги свои из одного места в другое без коня и без телеги, сказано (Теилим, 146:5): «надежда его – на Г-спода, Б-га его» [שִׂבְרוֹ עַל ה’ אֱלֹקָיו]. Слово «надежда» [שִׂבְרוֹ] объясняют («Зоар», Ваякель, 198а) еще как «перелом» [שֶׁבֶר] – то есть речь идет о человеке, который ломает свое тело во славу Небес.

Комментарий

«Следует скитаться с места на место во имя Небес».

Написано в книге «Решит Хохма» («Шаар а-Анава», 6): «Из-за изгнания Шехины, следует ограничивать себя в пище, и не получать от нее чрезмерное удовольствие, ведь Шехина находится в изгнании, и у неё нет пропитания, одежды и жилья. И поэтому хорошо скитаться с места на место, уйдя в изгнание, подобно тому, как Шехина скитается с места на место».

В предыдущих поколениях действительно было немало мудрецов Торы, которые временно уходили из дома, и скитались, чтобы испытать на себе страдания Шехины, и ослабить свою зависимость от материальных удобств. Но в наше время уже не осталось людей, которые могли бы в ходе скитаний выполнять все заповеди на привычном для них уровне, и ни на мгновение не прерывать занятия Торой. Поэтому в наше время у людей уже нет возможности уйти в изгнание, как это делали в предыдущих поколениях.

Тем не менее, можно в определенной степени исполнить то, о чем здесь пишет рав Моше Кордоверо. Следует вести себя с максимальной скромностью, избегать любых излишеств и услад плоти. Таким образом, можно в некоторой степени почувствовать общность с Б-жественным присутствием, которое пребывает в изгнании.

Кроме того, тот, кто вынужден путешествовать, или, в результате каких-либо обстоятельств оказался оторванным от дома, должен отнестись с любовью к посланным ему испытаниям. Он должен использовать эту возможность страдать вместе со Шехиной.

«А что делать Высшей Славе? Шехина (Б-жественное присутствие) в изгнании без необходимых ей вещей, ибо в результате изгнания эти вещи были утеряны! И из-за этого следует брать с собой наименьшее возможное количество вещей».

В Храме была специальная утварь, с помощью которой в низшие миры приходил поток благословений. Посредством меноры (семисвечника), в мир приходил поток Устной Торы. [И об этом сказано «тот, кто хочет приобрести мудрость, должен повернуться на юг».] Посредством стола, в мир приходил поток материального благополучия. [И об этом сказано «тот, кто хочет приобрести богатство, должен повернуться на север».] Теперь же, после того, как Храм был разрушен, Шехина передает в мир свой поток без помощи этой утвари. Также человек, находясь вне дома, должен пользоваться небольшим количеством утвари, довольствуясь столом, стулом и лампой. Как сказано о пророке Элише (Млахим 2, 4:10): «Сделаем, прошу тебя, маленькую чердачною комнатку, и поставим ему там кровать, и стол, и стул, и светильник; и будет, когда он придет к нам, то будет заходить туда». Таким образом он сможет стать колесницей для святой Шехины, лишённой своих сосудов.

«Находясь в изгнании, следует смирить свое сердце и привязаться к Торе, и тогда Шехина будет с ним».

Это объясняется в книге «Нефеш а-Хаим» (4:34): «После того, как наш Святой Храм был разрушен, дети [еврейский народ] были изгнаны от стола Отца своего [у евреев больше нет возможности приносить жертвоприношения на жертвеннике]. Присутствие Величия Его было выдворено и ушло. Ничто не может утешить Его, кроме единственного, что у Него осталось, – Торы. Когда сыны святого народа Израиля размышляют о словах Торы и произносят их, относясь к этому с должной серьёзностью, они сами становятся небольшим Храмом. Они питают и украшают Её (Шехину). А оно (Б-жественное присутствие) находится среди них, укрывает их своими крыльями, и испытывает от этого некоторое удовлетворение. И об этом сказали мудрецы благословенной памяти в первой главе трактата Брахот (8а): “После разрушения Храма, у Всевышнего нет пристанища в этом мире, кроме четырех локтей закона Торы” [единственное место, в котором проявляется присутствие Всевышнего, это место, в котором изучают Тору.] И там же сказано: откуда известно, что даже если один человек сидит и изучает Тору, Б-жественное присутствие с ним? Об этом сказано (Шмот, 20:21): “на всяком месте, где упомяну имя Свое, приду к тебе и благословлю тебя”».

«И следует устроить себе изгнание, и всегда уходить из дома отдохновения своего, как уходили раби Шимон и его товарищи, чтобы заниматься Торой».

Когда раби Шимон и его товарищи уходили из домов своих, на них снисходило Б-жественное присутствие. Они удостаивались обретения великих познаний в Торе – подобных тем, которые приобретали жители Иерусалима во времена, когда там стоял Храм. И об этом пишет рабейну Нисим («Драшот», 8): «Во времена существования Храма, эта обитель была местом, уготованным для получения великого изобилия пророчества и мудрости». То есть возможность приобрести мудрость зависит от Б-жественного присутствия.

«А о том, кто будет влачить ноги свои из одного места в другое без коня и без телеги, сказано (Теилим, 146:5): “надежда его – на Г-спода, Б-га его” [שִׂבְרוֹ עַל ה’ אֱלֹקָיו]. Слово “надежда” [שִׂבְרוֹ] объясняют (“Зоар”, Ваякель, 198а) еще как “перелом” [שֶׁבֶר] – то есть речь идет о человеке, который ломает свое тело во славу Небес».

Это высказывание автора основано на омонимичности корней שׁבר и שׂבר. В стихе Теилим (146:5) «Упование его на Г-спода, Б-га его» используется слово שִׂבְרוֹ, которое буквально означает «надежда», «упование». Корень שׁבר говорит о ломании, нарушении чего-либо, несчастье. Рав Моше Кордоверо пишет, что этот стих следует также понимать «ломание себя за Г-спода, Б-га его». Речь идет о человеке, который жертвует комфортом, элементарными удобствами и здоровьем ради обретения более высокого уровня в понимании Торы.

В книге «Ор Якар» (5:2) рав Моше Кордоверо пишет: «Человек должен уповать на Всевышнего даже, когда его терзают страдания. И даже если его молитвы остаются без ответа, а лишения и нищета не оставляют его, – он должен смириться с этими несчастьями (שֶׁבֶר) во славу Небес. Это страдания праведников, которые искупают и исправляют весь мир».

Продолжение следует
Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора частично основаны на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил рав Берл Набутовский.

https://www.beerot.ru/?p=31609