Цельность — источник жизни

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

832

Сказано в недельной главе Хукат: «Вот Тора (учение): если человек умрет в шатре, то всякий вошедший в шатер и все, что в шатре, нечисто будет семь дней» (Бемидбар,19:14). Постой смысл этих слов связан с темой красной коровы, поскольку её пепел используется для очищения от скверны мёртвых. Но мудрецы Талмуда, комментируя их, говорят, что Тора становится достоянием только того, кто умерщвляет себя в шатрах мудрецов (Брахот, 63б).

Это очень странно, ведь в нашей традиции Тора называется «древом жизни». Что же тогда означает умерщвление себя в Торе?

Мы уже писали (см. «Беерот Ицхак», №256), что в заповеди о красной корове раскрылась великая истина: Б-жественный замысел, заключенный в Его заповедях, гораздо выше возможностей нашего постижения. Это был ответ на претензии общины Кораха. Вернемся к этой теме, и попытаемся объяснить на основании основной темы главы. В целом она описывает процесс использования пепла красной коровы для очищения от скверны мёртвых. Сказано: «Вот закон Учения, которое заповедал Г-сподь, говоря: “Изреки сынам Исраэля, чтобы взяли тебе телицу красную без изъяна, у которой нет увечья, на которой не было ярма”» (Бемидбар, 19:1-2). Так Раши объясняет слова «телицу красную». Притча гласит, что сын рабыни загрязнил царский дворец. Сказали: «Пусть придет его мать и уберет нечистоты». И также придет корова, чтобы искупить за тельца («Мидраш Танхума»). «Без изъяна», по словам Раши, ассоциируется с тем, что сыны Израиля были беспорочны, а при посредстве этого (золотого тельца) стали увечными. Пусть же это (животное без изъяна) принесет им искупление, и они вновь обретут беспорочность (Бемидбар, 19:22. Раши там).

Говорится в Теилим: «Сказал я: (Как) боги вы и сыновья Всевышнего все вы. Однако, как человек, умрете» (82:6-7).

Смысл этого стиха следующий. Адам и Хава своим грехом привели смерть в этот мир. Когда наш народ получил Тору на горе Синай, мы вернулись на уровень бессмертия, как Адам и Хава до греха. Однако грех золотого тельца, который искупает красная корова, вернул нас в состояние смертности. Когда мы говорим, что пепел красной коровы очищает от нечистоты, порождённой грехом золотого тельца, это означает следующее: от скверны мёртвых, порождённой этим грехом, мы очищаемся пеплом красной коровы.

Слово тума (скверна) содержит те же буквы, что и слово отем (закупорка). Нечистота в нас закрывает, ограничивает наше постижение Всевышнего и его Торы.

Один из великих мудрецов прошлых поколений говорил, что он уверен, что у Аризаля был пепел красной коровы, поскольку без очищения им невозможно было дойти до такого постижения глубин Торы. Эта, ставшая для нас сегодня привычной, духовная нечистота ограничивает возможности нашего разума постичь Б-жественное. Ещё более отдаляет нас от Всевышнего и его Торы скверна греха. Сегодня у нас нет пепла красной коровы, чтобы очиститься от скверны мёртвых. Но, перестав грешить и исправив уже совершённые грехи, мы можем очень улучшить наше постижение Торы.

Сказано в недельной главе Толдот: «Яаков – человек цельный (תָּם), сидящий в шатрах» (Берешит, 25:27).

Объясняет Рамхаль в книге «Дерех Эц Хаим», что если переставить буквы в этом слове, то получится מֵת (мёртвый). Соответственно, исправлением принесения смерти в этот мир является восстановление цельности. Нам нужно понять, что смерть в этот мир привела потеря цельности в исполнении воли Творца. Этой цельности лишил их змей. Он поймал их в свои сети на расчётах, как исполнить волю Творца «даже ещё лучше», чем Всевышний заповедал. Нам необходимо осознать величие Всевышнего и его Торы, и что при всех достоинствах человеческого разума нам очень далеко до истинного их постижения. Тора выше нашего мира, и является высшим источником этого мира. Когда человек пытается открытия современной науки противопоставить Торе Всевышнего, он пытается сравнить между собой несопоставимые величины. Это полное непонимание того, чем является для нас Тора.

Мы читаем в «Шаббат хазон» (перед 9 Ава): «Знает бык хозяина своего, а осёл – ясли хозяина своего. Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет» (Йешаяу,1:3).

Получается ли, что бык умнее, чем народ Израиля? Дело здесь в том, что человек был изначально создам Творцом, как обладающий свободой выбора. Именно поэтому он является величайшим из творений. В отличие от осла и быка, в которых знание хозяина и кормушки выработано в качестве инстинкта, человек создан Всевышним так, чтобы знание своего Хозяина он мог обрести в силу свободного выбора и собственным разумом. Именно для этого Творец дал нам разум, которого лишены животные. Таким образом, человек создан обладающим возможностью уйти от состояния цельности, соответствующей воле Всевышнего. Эта возможность лежит в корне свободы выбора. Однако ему дарован разум и Б-жественная душа, чтобы выбрать добро и цельное служение Творцу. При этом, если же человек всё-таки своим свободным выбором выбирает именно цельность, то в этом состоит его величайшее исправление. Более того, это исправление греха Адама.

Сказано также в Торе: «Цельным будь со Всевышним твоим» (Дварим,18:13).

Цельность в данном случае означает и простоту разума, подразумевающую «отмену» собственного разума перед разумом Творца. Именно так поступил наш праотец Авраам, подчинившись воле Всевышнего, когда повёл на заклание своего сына Ицхака (Берешит, 22:1-10). Пишет Хатам Софер, что Авраам и Ицхак прекрасно понимали, что человеческие жертвоприношения противоречат заповедям Торы. Но у них не было сомнения, что нужно выполнять прямую волю Всевышнего, открывшегося Аврааму. Таким образом, умерщвление себя в шатрах мудрецов означает в том числе и подчинение собственных желаний воле Творца. Это подчинение великого разума «венца творения» (человека) Высшему разуму Творца, который раскрывается в Торе. Это касается как изучения Торы, так и исполнения её заповедей. Так мы прилепляемся к древу жизни.

Это «умерщвление», по сути, является величайшим источником жизни, обращающий מֵת (мёртвый) в תָּם (цельный).

И в этом – величие Яакова, человека цельного, сидящего в шатрах Торы. И в этом связь драши о умерщвлении себя в шатрах мудрецов в трактате Брахот с недельной главой Хукат, рассказывающей о очищении пеплом красной коровы от нечистоты мёртвых, являющейся последствием греха Адама. Сегодня у нас нет красной коровы, но есть возможность самоотверженно трудиться над Торой с целью её постижения (для этого нам и дан величайший разум) и исполнения. Однако, там, где мы не понимаем, нам необходимо научиться подчинять свой разум разуму Всевышнего, раскрытием которого является Тора.

В период «между теснин» перед постом 9 Ава напомним себе слова Виленского Гаона о том, что разрушение Храма было смертью нашего народа.

Наша душа — Шехина, Б-жественное присутствие в Храме и в сердцах евреев — оставила нас. Тшува, труд над Торой и обретение цельности обращают מֵת (мёртвый) в תָּם (цельный). Это касается всего нашего народа, и каждого из нас. Дай Б-г нам всем удостоится этого вскорости!

Подготовил: рав Цви Маламуд


https://www.beerot.ru/?p=87833