Одного – кто знает? — Урок девятый — По Его воле

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1320
Его воле
Продолжение. Начало здесь.

Урок девятый. По Его воле

1. Вселенная была создана по воле Всевышнего. Он, если можно так о Нем сказать, «пожелал» это. Но ничто Его к этому не принуждало. В этом не было никакой необходимости. Нужно понять, что само понятие «воля» противоречит принуждению или необходимости.

Мир возник только потому, что такова была воля Б-га. Но почему Он пожелал это – это уже другой вопрос, который бессмысленно задавать. Б-гу не задают вопросов, которые касаются Его Самого. Это, как мы уже объясняли, выше нашего постижения.

Впрочем, если задуматься, то и нам с вами невозможно задать вопрос по поводу нашей «воли» – наших желаний. Почему мы хотим того или этого? Если у нас есть ответ на такой вопрос, то это уже не «воля».

Если мы спрашиваем человека, почему он хочет добиться определенной цели, а он отвечает «ради этого» или «этого», то значит, он стремится не к самой заявленной цели, а к тому, ради чего он хочет ее достигнуть.

А ради чего он желает дойти до той дальней цели? Если в ответ он назовет еще одну, еще более далекую цель, значит, он стремится не к этим промежуточным целям, а к той, самой дальней.

«Воля» (рацон) – это всегда источник, это начало последующей цепочки событий. Но если человек вынужден что-то делать, то тогда и вся цепь промежуточных целей тоже вынуждена – в таком случае, создается лишь иллюзия того, что он руководствуется своей «волей».

Если спросят у человека, почему он хочет есть, то ответом будет: «Потому что я проголодался». А если его спросить, почему он «проголодался», то в ответ мы услышим: такова природа нашего организма.

Это не проявление свободной воли. Дело не в том, что он «хочет» кушать – он просто голоден. Его организм требует пищи. Это не называется «желанием» и не называется «волей».

2. Свободная воля проявляется только в том случае, если на все вопросы, которые задаются, ответ может быть только один: «Я так хочу. В этом моя воля». В противном случае это «волей» не называется.

Свободная воля – это всегда начало чего-то нового. Когда мы пытаемся хоть как-то говорить о Всевышнем, мы говорим, что Он «желает». Мы подразумеваем, что в основе всего, что происходит во всех сотворенных мирах, находится «Его воля». С нее начинается всё.

Он реализует Свою волю. Почему Его воля направлена на то или на другое? Мы не задаем вопрос «почему». Потому что к свободной воле вопрос «почему» не имеет отношения. Такова Его воля. И только потому, что Его воля заключалась в том, чтобы сотворить этот мир, всё бесчисленное множество вещей продолжает существовать. Но началом было проявление Его свободной воли.

3. Когда мы говорим о Всевышнем, то мы говорим не просто о существующем в мире, но о самом существовании. Ведь Он – это сама реальность. Само бытие. Всё «остальное» лишь существует в этой реальности. Подлинная реальность – это проявление Его воли. Его воля заключается в том, чтобы существовало множество вещей, которые мы видим и ощущаем.

Это – Его воля. И эта Его воля поддерживает существование всего сотворенного – всех вещей и живых существ. Они существуют потому, что являются проявлениями Его воли. В этом смысл наших слов, когда мы называем Всевышнего «Скалой», из которой «высечена» вселенная (см. урок 7, «Беерот Ицхак» №158).

4. Он – источник всех вещей. Все они порождены Его волей. А по поводу Его воли не задают вопросов.

Почему вещи созданы именно такими, а не другими? Почему мир выглядит так, как он выглядит? На эти вопросы не существует никакого ответа. Просто не может быть ответа! Он так пожелал. Такова была Его воля. А по поводу Его воли не задают вопросов. Корень Его желания – в Его желании. И в этом – всё! Он так пожелал.

5. Для чего нам нужны заповеди Торы? В чем их смысл? Существует ли в природе вещей что-то такое, что сделало бы выполнение заповедей необходимым?

Наши мудрецы объясняют, что в природе ничего такого не существует. Если бы в природе существовало что-то, принуждающее нас к выполнению заповедей, это бы противоречило нашей свободе выбора.

6. Если мы спросим себя, почему реальность выглядит так, а не иначе, ответ должен быть: «Такова Его воля» или «Так определено Его мудростью». Эти два ответа – один и тот же ответ, но лишь выраженный двумя разными способами. Всевышний пожелал сотворить вселенную именно такой, и такой она была создана.

И Творец открыл народу, получившему Тору, в чем именно заключается Его воля. Поэтому тех, кто сворачивает с пути Торы, называют «преступающими Его волю» (см. Брахот, 57б). Эти люди отрываются от реальности и уходят в небытие.

7. Но у нас есть определенная связь с реальностью. Мы можем взывать к Творцу, обращаться к Нему, соотноситься с Ним. Вся эта система отношений с Творцом базируется на Его «именах». Мы взываем к Его имени, обращаемся к Нему по имени. Благодаря Его именам мы способны что-то понять. Его «имя» – это проявление Его реальности по отношению к нам.

Это легче понять на примере наших собственных имен. У каждого из нас есть свое особое имя. Имя – это часть нашей сущности. Но по отношению к себе самим оно нам не нужно. Имя необходимо нам при общении с другими.

Когда человек находится среди других, ему нужен некий опознавательный знак, с помощью которого люди смогут обратить на него внимание, обратиться к нему и говорить с ним. Когда у человека есть имя, оно помогает окружающим найти путь к его личности, к его существу. В этом значение имени.

У Всевышнего тоже есть особое, сущностное Имя – י-ה-ו-ה (Авая – Б-г), которое называют также Шем а-Мефураш – «Ясное Имя» (см. Йома, 66а).

Все Его имена – это разные Его проявления по отношению к нам. Через эти имена Он приоткрывает Себя. Благодаря Его именам мы можем обращаться к Нему.

8. Мудрецы прошлых поколений обратили внимание на то, что числовое значение слова שמו (шмо – «Его Имя», 346) равно гиматрии слова רצון (рацон – «желание», «воля»).

Две эти вещи – это одно и то же. Его Имя и Его воля – это одно и то же понятие. Его воля, заключающаяся в том, чтобы приоткрыть Себя нам, – это Его имена. Каждый Его атрибут, который Он пожелал нам открыть, выражен одним из Его имен. [Примечание редактора. Атрибуты Творца нельзя понимать, как качества или свойства, подобные качествам или свойствам сотворенного Им. Атрибуты не являются неотъемлемыми качествами Его Самого, они – лишь проявления Его воли. Подробнее – см. «Обобщения» Рамхаля.]

9. Мы уже упоминали, что Рамбан в предисловии к своему комментарию к Пятикнижию передает древнее предание, согласно которому «вся Тора – это имена Всевышнего». Вся Тора, от начала и до конца, может быть разделена на слова так, что получаются лишь имена Творца. Это так, потому что вся Тора – это раскрытие воли Б-га. Его воля раскрыта в Торе. В Торе раскрыто всё то, ради чего Всевышний сотворил этот мир. Тора – это полное выражение Его воли. Поэтому Всевышний «смотрел в Тору и творил мир» (см. «Берешит Раба», 1:1; «Зоар», 2, 161б).

Наши мудрецы сравнивают Всевышнего с зодчим, который хотел возвести дом: он сверялся со своим проектом и строил. В предварительно созданном плане дома было запечатлено всё, что зодчий хотел построить, и в процессе строительства он переводил строящееся здание из потенциального состояния в реальность. В Торе запечатлен план Творца, выражающий Его волю. Этот план воплощается в реальности, которая открыта нашим глазам.

10. Но некоторым людям кажется, что видимый и осязаемый мир – это и есть та подлинная реальность, к которой нужно приспособить Тору и ее заповеди. Но дело в том, что в этот видимый мир не заложено никаких законов или закономерностей, заставляющих человека облачаться в цицит или накладывать тфилин.

Этот видимый мир не является самостоятельной реальностью. Видимый мир – это лишь выражение воли Творца. А Он пожелал, чтобы эта реальность включала в себя цицит и все другие заповеди Торы. Это Его воля. Но вместе с тем Он пожелал оставить место для свободного выбора, для нашего служения, для награды и наказания.

Люди, преступающие Его волю, утрачивают связь с подлинной реальностью. По словам наших мудрецов, «нечестивцы при жизни считаются мертвыми» (Иерусалимский Талмуд, Брахот, 2:3). Но мы этого не видим. Это не открыто нашим глазам. И в этом тоже заключается Его воля.

Он пожелал, чтобы мир выглядел именно таким. Его воля заключалась в том, чтобы ход вещей представлялся нам именно так.

Человек может прожить всю свою жизнь и так и не увидеть настоящую, подлинную реальность. Займет время, пока эта реальность откроется для всего человечества. Именно поэтому в той редакции четвертой основы веры Рамбама, которая приведена в наших Сидурах, про Творца сказано, что «Он первый и Он последний».

В конце пути откроется исходный замысел.

11. Всевышний сотворил наши мысли, и Он сотворил мир таким, каким он выглядит. По Своему великому милосердию Он сотворил мир таким, что создается впечатление, будто мы нужны Ему для реализации Его плана. Но и эта реальность, заставляющая нас думать, будто мы необходимы Творцу, сотворена только по Его воле.

И поскольку теперь Его воля реализовалась, такое положение вещей стало реальностью. Теперь мы, действительно, должны существовать, чтобы стать подданными в Его царстве. Без нас у Него не было бы подданных, а, значит, и не было бы самого Его царства. Но всё это происходит по Его воле.

12. Упомянутый выше принцип веры полностью звучит так: «Я верю полной верой, что Творец, благословенно Его Имя, – Он первый и Он последний».

По Его воле было создано всё множество вещей. Он – причина их существования. А в конце пути сотворенный мир призван раскрыть Его волю. В конце пути осуществится и откроется цель творения – лишь поэтому сотворенная реальность продолжает существовать. Всевышний не только «первый», но и «последний».

Перевод – рав Александр Кац. Книга «Одного – кто знает?» вышла в свет в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. По вопросам приобретения – магазин еврейской книги.


https://www.beerot.ru/?p=32123