Изучение Мишны — Трактат Брахот — Глава четвертая — Мишна седьмая

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

878
мишна седьмая

Трактат Брахот

За возвышение души
Анатолий бен Михаил
Хана бат Лейб
Александр бен Наум

 

Глава четвертая. Мишна седьмая

Предисловие

Последняя мишна этой главы занимается молитвой Мусаф. Эта дополнительная молитва произносится в дни, когда помимо ежедневного приношения Тамид необходимо приносить также жертвоприношение Мусаф. Его приносят в день новомесячья, в субботу и в праздники, включая Рош а-Шана и Йом Кипур, и в полупраздничные дни.

 

רַבִּי אֶלְעָזָר בֶּן עֲזַרְיָה אֹמֵר: אֵין תְּפִילַת הַמּוּסָפִין אֶלָּא בֶּחֶבֶר עִיר. וַחֲכָמִים אוֹמְרִים: בֶּחֶבֶר עִיר וְשֶׁלֹּא בֶּחֶבֶר עִיר. רַבִּי יְהוּדָה אוֹמֵר מִשְּׁמוֹ, כָּל מָקוֹם שֶׁיֵּשׁ חֶבֶר עִיר – הַיָּחִיד פָּטוּר מִתְּפִלַּת הַמּוּסָפִין.

Раби Элазар бен Азарья говорит: «молитву Мусаф произносят только в общине поселения». А мудрецы говорят: «ее произносят и в общине поселения, и вне общины поселения». Раби Йеуда говорит от его имени: «В каждом месте, в котором есть община поселения, индивидуум освобождается от молитвы Мусаф».

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Молитву Мусаф произносят только в общине поселения. В собрании жителей города, то есть [при участии в] общественной [молитве], а не индивидуально. 

И в общине поселения, и вне общины поселения. И вместе с обществом, и индивидуально. 

Раби Йеуда говорит от его имени. От имени раби Элазара бен Азарьи. Разница между мнением, высказанным первым таной [от имени раби Элазара бен Азарьи], и мнением раби Йеуды проявляется в случае, когда индивидуум живет в городе, в котором нет десяти человек. По мнению первого таны, говорящего от имени раби Элазара, который сказал, что «ее произносят только в общине поселения», этот индивидуум освобожден [от обязанности произносить молитву Мусаф]. А по мнению раби Йеуды, индивидуум освобождается [от обязанности произносить молитву Мусаф] только когда находится в месте, где [живет как минимум] десять человек, и ведущий общественную молитву освобождает его [от необходимости молиться, так как ему засчитывается молитва ведущего].

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Молитву Мусаф произносят только в общине поселения. Это мнение относится именно к молитве Мусаф, но не к другим молитвам. Ведь утреннюю, послеполуденную и вечернюю молитвы установили праотцы, и обязали каждого произносить их. Мужи Великого Собрания лишь привязали эти молитвы к жертвоприношениям. Молитву Мусаф установили сами мужи Великого Собрания, и она соответствует только жертвоприношениям и не является постановлением праотцов. Так как общественные жертвоприношения приносятся от всей общины Израиля, то и молитву Мусаф, по мнению раби Элазара бен Азарья, следует произносить только вместе с общиной.

Так как в изгнании у еврейского народа уже нет единого центра, то нет единого для всего народа места произнесения молитвы Мусаф, подобно храмовым жертвоприношениям; теперь ее произносят в центре каждой общины (מגיד תעלומות על תלמידי רבינו יונה, פני יהושע).

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартануры

И вместе с обществом, и индивидуально. И закон установлен по этому мнению — по закону, обязанность произнести молитву Мусаф не отличается от обязанности произносить другие молитвы. Каждый обязан произнести ее, независимо от того, есть ли у него в городе кворум молящихся, и участвует ли он в общественной молитве (שלחן ערוך אורח חיים ס’ רפו סע’ ב).

В отношении женщин существует разногласие между авторитетами (что касается утренней молитвы Шахарит и послеполуденной молитвы Минха, женщины обязаны произносить эти молитвы). Некоторые считают, что женщины обязаны произносить молитву Мусаф в субботу, в новомесячье и в праздники, а другие — что не обязаны (ע’ משנה ברורה ס’ קו סוף ס״ק ד). Даже по мнению, по которому женщины не обязаны произносить эту молитву, они могут произнести ее, если хотят.

По большинству мнений, это относится даже к женщинам, придерживающимся сефардских традиций. Хотя в обычной ситуации они не произносят благословения на заповеди, которые не обязаны выполнять, в данном случае им разрешается произнести благословения, из которых состоит молитва. Но некоторые сефардские женщины следуют мнению, по которому им не следует произносить молитву Мусаф (ע’ שו״ת שבט הלוי ח’ ד ס’ יב ושו״ת יביע אומר ח’ ב אורח חיים ס’ ו).

Что касается молитвы Мусаф в Рош а-Шана, и в Йом Кипур, женщины обязаны произносить эти молитвы по всем мнениям (ע’ הליכות בת ישראל פ’ ב ה’ כא, פ’ טז ה’ ו, פ’ יט ה’ כ). 

Конец четвертой главы

 

Перевод и комментарий – рав Берл Набутовский


https://www.beerot.ru/?p=39866