Трактат Шаббат — Глава шестая — Мишна десятая

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

1093
трактат шаббат, трактат шабат

В этой мишне обсуждается, разрешено ли использовать целительные амулеты и, в частности, выходить с ними в Шаббат во «владение многих».

 יוֹצְאִין בְּבֵיצַת הַחַרְגּוֹל, וּבְשֵׁן שֶׁל שׁוּעָל, וּבְמַסְמֵר מִן הַצָּלוּב, מִשּׁוּם רְפוּאָה, דִּבְרֵי רַבִּי מֵאִיר. וַחֲכָמִים אוֹמְרִים, אַף בַּחֹל אָסוּר, מִשּׁוּם דַּרְכֵי הָאֱמוֹרִי:

 Выходят с яйцом хвостатой саранчи и с лисьим зубом, и с гвоздем от распятого – ради исцеления. Слова раби Меира. А мудрецы говорят: даже в будни запрещено, так как это обычаи эморейцев

Комментарий рава Овадьи из Бартануры:

Хвостатой саранчи – вид саранчи, как написано (Ваикра 11:22): «…и хвостатую саранчу с ее разновидностями». (1) Подвешивают его (т.е. яйцо саранчи) на ухо, и облегчают с его помощью боли в ухе. (2С лисьим зубом – он способствует сну. Чтобы сонливый стал более бодрым, ему подвешивают зуб от живой лисы. А чтобы заснул страдающий бессонницей, ему подвешивают зуб от мертвой лисы. (3С гвоздем от распятого – это гвоздь с дерева, на котором было совершенно распятие. Если его (т.е. гвоздь) кладут на опухшую рану, то опухоль спадает. А Рамбам поясняет, что его подвешивают на шею страдающему от лихорадки, и тот исцеляется. (4)(5) А раби Меир (6) говорит: даже в будни запрещено – но закон определен не по раби Меиру. Ведь согласно закону, все, что способствует исцелению, не считается «обычаем эморейцев», и к этому не относится стих «По уставам их не ходите» (Ваикра 18:3). (7)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) Хвостатая саранча

«Хвостатая саранча» (הַחַרְגּוֹל – а-харголь) – это один из четырех видов саранчи, разрешенных в пищу, как написано: «Из них (т.е. из подвидов саранчи) вы можете есть …пятнистую саранчу (הַחַרְגֹּל – а-харголь) с ее разновидностями…» (Ваикра 11:22).

У этого подвида, в отличие от других, различим хвост (Хулин 65б, Раши).

Комментаторы уточняют, что в наше время запрещено есть любые виды саранчи, так как у нас нет традиции определять, какие из них пригодны в пищу (Раши, Ваикра 11:21;Таз, Йорэ деа 85:1). Но евреи в Йемене эту традицию сохранили (р. Й. Капах, Алихот Тайман, с. 218)

 (2) Чтобы облегчить боль

Крупное «яйцо хвостатой саранчи» подвешивают на ухо, чтобы облегчить боль в ухе (Раши, Шаббат 67а).

А другие комментаторы указывают, что такое «яйцо» помогает при «нервической слабости бедер» (Рамбам, Перуш а-мишнайот, Шаббат 6:10; Рош 6, 19).

 (3) Чтобы отрегулировать время сна

В Гемаре указано, что «лисьи зубы» способствуют решенью проблем со сном. Так, зуб от живой лисы помогает тому, кто страдает излишней сонливостью, – он становится более бодрым. А зуб от мертвой лисы помогает страдающему бессонницей (Шаббат67а, Раши).

Такой зуб подвешивали, наподобие амулета (Рамбам, Перуш а-мишнайот, Шаббат6:10; р. Овадья из Бартануры).

 (4) Для излечения опухоли

Для того, чтобы излечить опухоль, возникшую на месте раны или ушиба, накладывали гвоздь, вынутый из дерева, на котором был распят человек (Шаббат 67а, Раши).

По другому объяснению, такой гвоздь подвешивали на шею страдающему от лихорадки, чтобы он исцелился (Рамбам, Перуш а-мишнайот, Шаббат 6:10; см. р. Овадья из Бартануры).

 (5) «Ради исцеления»

С подобными предметами, которые подвешивали или подвязывали «ради исцеления», разрешено выходить в Шаббат во «владение многих», так же как разрешено выходить с камеей – листком с особым текстом или связкой целебных кореньев, которые носят для исцеления. Ведь, поскольку люди обычно постоянно носят камеи и подобные целительные средства также и в будни, они считаются одним из элементов одежды, а не «ношей». И как с камеей мудрецы разрешили выходить только в том случае, если ее сделал «знаток», так и с этими средствами разрешено выходить в Шаббат, только если врачи подтверждают их действенность (Рамбам, Шаббат 19:13-14; Мишна брура 301:88 и 104; см. также коммент. 3 к мишне 6:2).

(6) Три версии

В Иерусалимском Талмуде приведен несколько иной вариант текста этой мишны. Вместо «Слова раби Меира» там написано: «Слова раби Йоси», а вместо «мудрецы говорят» – «раби Меир говорит».

По общепринятой версии, раби Меир разрешает выходить с этими целебными средствами, а другие мудрецы запрещают. Но, по версии Иерусалимского Талмуда, разрешает раби Йоси, а раби Меир, наоборот, запрещает. Очевидно, именно такой версией пользовался р. Овадья из Бартануры, который пишет: «А раби Меир говорит: даже в будни запрещено».

Существует еще одна версия текста этой мишны, в которой первое мнение принадлежит, как и в общепринятой версии, раби Меиру, а второе – не просто «мудрецам», а конкретно, раби Йоси (см. Меири, Шаббат 67а).

Вопрос о различных версиях этой мишны еще требует углубленного изучения.

(7) «Обычаи эморейцев»

Согласно варианту текста, приведенному в общепринятом своде Мишны, мудрецы считают, что пользоваться названными целительными средствами «даже в будни запрещено, так как это обычаи эморейцев».

Эморейцы – один из народов, населявших страну Кнаан перед приходом туда евреев. А в Торе сказано: «Когда пойдет Мой ангел перед тобой и приведет тебя к эморейцам и хеттам, и призеям, и кнаанцам, и хивеям, и йевусеям, и истреблю Я их, то не поклоняйся их божествам, и не служи им, и не подражай делам тех, кто им служит…» (Шмот 23:24). А кроме того, написано: «…по обычаям страны Кнаан, в которую Я вас веду, не поступайте и по уставам их не ходите» (Ваикра 18:3).

Рамбам указывает, что Тора запрещает подражать обычаям народов-идолопоклонников даже в отношении одежды, социального устройства и устройства жилища (Сефер а-мицвот, Аль таасе 30). Евреи не должны подражать обычаям и образу жизни других народов, даже если это напрямую не связано с идолопоклонством и колдовством (см.Сефер А-Хинух, Кдошим 262).

Очевидно, мудрецы считали, что перечисленные в этой мишне целительные средства по своему происхождению относятся к «обычаям эморейцев», и поэтому их не следует использовать «даже в будни».

Но закон в Талмуде установлен иначе (в соответствии с мнением р. Меира): все, что делается «ради исцеления», не подпадает под запрет, связанный с «обычаями эморейцев» (Шаббат 67а; Шулхан арух 301:27). Такие лечебные средства разрешено использовать, даже если они заимствованы у других народов – но только в том случае, когда врачи подтверждают действенность этих средств (Рамбам, Шаббат 19:13).

Как подчеркивает Раши, должно быть ясно, что данное средство применяют именно для лечения: например, человек принимает некое лекарство или накладывает компресс на рану (Раши, Шаббат 67а). Но другие комментаторы полагают, что это условие не является обязательным – ведь совершенно не очевидно, что лисий зуб или гвоздь от распятого (особенно, если его подвешивали на шею) используются именно для лечения. Но главный критерий – практическая польза для выздоровления (Ран, Хулин 27а).

Однако в кодексе Шулхан арух закон определен в соответствии с мнением Раши: «если не различимо, что данные действия совершаются для излечения, они запрещены как обычаи эморейцев» (301:27). Но если так, то почему же разрешено использовать лисий зуб или гвоздь, подвешенные на шее? Ответ на этот вопрос содержится в комментарии Мишна брура: поскольку знатоки утверждали, что эти средства скрытым образом способствуют исцелению, считается очевидным, что они применяются именно для лечения (105).

Рамбам в своем «Путеводителе заблудших» объясняет: «И пусть тебя не смущает, что разрешили использовать гвоздь от распятого или лисий зуб, ведь в те времена считали, что их лечебное действие подтверждено опытом» (Морэ невухим 3, 37). По мнению некоторых комментаторов, пользоваться подобными средствами разрешено, даже если врачи не знают, как именно они действуют, – лишь бы был устойчивый лечебный эффект (Рашба, Тшувот 413).

Важно отметить, что в наше время не следует пользоваться не только этими «целебными средствами», заимствованными у «эморейцев», но и многими другими медицинскими «рецептами» и рекомендациями, которые приведены в Мишне и Талмуде. Во-первых, в большинстве случаев мы не знаем, как точно приготовляются и применяются эти средства, и поэтому они не только принесут пользу, но могут причинить даже вред (Таамей а-минhагим, Сегулот, с. 41 от имени Маариля). Кроме того, любые целебные средства обладают разными свойствами в различных местах Земли и в разные времена (Мааршаль, Ям шель Шломо, Хулин; р. Хида, Брит олам 477).

Здесь заканчивается шестая глава трактата Шаббат. Завершив, повтори ее. Ведь тот, кто изучает, не повторяя, подобен, по словам наших мудрецов, тому, кто сеет, но не собирает урожай.

Перевод и комментарий «Дополнительная душа» — рав Александр Кац

 


https://www.beerot.ru/?p=17272