Танах рассказывает — Книга Эзры — Что сдерживает ассимиляцию?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1253

Говорят мудрецы, что Всевышний вывел народ Израиля из Египта в заслугу того, что они сохранили три вещи: не изменили своих еврейских имен, одежд и языка. Но разве щепетильным отношением к этим трем вещам евреи выполнили настолько большие заповеди, что заслуги эти помогли им удостоиться избавления? Несомненно, дело не в весомости и строгости этих заповедей, а во влиянии, ими оказываемом. И действительно, за более чем двести лет пребывания наших праотцев в Египте евреи абсолютно не были подвержены ассимиляции (кроме одного случая). И это при том, что египтяне имели власть над ними и над их имуществом, и еще все это было до дарования Торы.

«Десять видов родословной поднялись из Вавилона в землю Израиля»

Совершенно иначе дело обстояло во время Вавилонского изгнания, которое длилось семьдесят лет. Уровень ассимиляции там был ужасающим, и это несмотря на то, что там были большие мудрецы Торы, и среди них несколько пророков Всевышнего. Это хорошо видно из нескольких мест в Писаниях. Так сказано в книге Эзра (9:2): «Так как брали они дочерей их в жены для себя и для сыновей своих, и смешали семя священное с народами других земель; и рука главных и старших была первой в этой измене. И когда услыхал я об этом, то разорвал я одежду свою и верхнее платье, и рвал волосы с головы и из бороды своей, и сидел я ошеломленный». А вот в книге Нехемии (13:23,24), относящейся к тому же периоду нашей истории, приводится и одна из причин такого количества смешанных браков: «Видел я еще в эти дни тех иудеев, что снова взяли жен из Ашдода, Аммона и Моава.  А сыновья их не умеют говорить по-иудейски – наполовину говорят по-ашдодски и на языках других народов».

В мишне (Кидушин, 4:1) говорится: «Десять видов родословной поднялись из Вавилона в землю Израиля с Эзрой».

Коэны, Левиты, и Израильтяне (евреи из остальных колен).

Халалим – коэны, потерявшие – из-за запрещенных браков и других причин – святость  и поэтому ставшие непригодными для службы в Храме.

Герим – неевреи, прошедшие обряд гиюра и ставшие частью еврейского народа.

Харурим – бывшие рабы, которых еврейские хозяева освободили. (Когда они находятся в статусе рабов, то уже тогда обязаны выполнять часть заповедей Торы. Но когда еврейский хозяин освобождает так называемого кнаанейского раба, тот становится обязан выполнять все заповеди Торы, теперь он часть еврейского народа).

Мамзерим – евреи, рожденные от запретных связей, называемых арайот (то есть наказуемых смертью или каретом – отсечением души), и их потомки.

Нетиним – потомки кнаанейского народа Гивоним, которые обманом заключили союз с Йеошуа бин Нуном, сделали гиюр. Они жили среди народа Израиля и даже по законам народа Израиля, но вступать в браки с ними было запрещено.

Штуким – евреи, у которых известно, кто его мать, но неизвестно, кто отец, — рожденные вне брака.

Асуфим – найденные или подброшенные, о которых вообще неизвестно точно, кто их родители.

Вавилонское изгнание длилось семьдесят лет. Часть этого времени евреи жили на своей земле, и лишь с момента разрушения первого Храма царь Невухаднецар изгоняет их в Вавилон. Всего пятьдесят два года евреи прожили среди других народов, в Вавилонии и Персии – и такие тяжелые явления ассимиляции.

Все это проливает свет на важность того, что евреи не меняли своих имен, одежд и языка в Египте, потому что благодаря этому на народе Израиля как бы сохранялась печать Всевышнего, что помогало держать дистанцию от народов мира. В наше время ортодоксальные общины тщательно оберегают себя от подобных изменений, – именно для этого.


https://www.beerot.ru/?p=21207