Танах рассказывает — Эзра — «Вавилоняне»

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1109

«Вавилоняне»

Сказано в Шир а-Ширим (8:8,9): «Сестра наша (еще) мала… Что сделаем мы для сестры нашей в (тот) день, когда будут свататься к ней? Если стена она, построим на ней серебряный замок, а если дверь она, укрепим на ней кедровые доски!» Говорит мидраш «Шир а-Ширим Раба» (8:11): «”Сестра наша (еще) мала” – это вернувшиеся из Вавилонского изгнания. Почему мала? Потому что вернувшиеся были малочисленны. “Если стена она” – если бы все евреи, находившиеся тогда в изгнании, как один, поднялись бы в землю Израиля, тогда Храм не был бы разрушен во второй раз».

Говорится в трактате Йома (9), что если бы все евреи, «как стена», вернулись бы из изгнания, тогда построенный ими Второй Храм был бы похож на серебряный замок. Серебряный замок не подвержен гниению. Но поскольку евреи своими поступками уподобили себя двери, Второй Храм был похож на кедровые доски, которые пусть и крепкие, но все же подвержены гниению. Добавляет «Тора Тмима», что стена очень крепка и устойчива, а дверь, какой бы крепкой не была, устроена так, что ее открывают и закрывают. А это не может являться примером несокрушимой устойчивости.

В продолжении приводит мидраш «Шир а-Ширим Раба» (8:13) случай, произошедший с раби Зейрой, мудрецом эпохи амораим, который поднялся из Вавилона в землю Израиля. Когда он пришел на рынок в Иерусалиме и хотел что-то приобрести, продавец отнесся к нему враждебно, отказываясь его обслуживать. Сказал ему продавец: «Иди отсюда, вавилонянин! Ваши отцы не поднявшись в землю Израиля, стали причиной разрушения Второго Храма». После этого зашел раби Зейра в дом учения и услышал голос раби Шила, который сидел и толковал стих из Шир а-Ширим: «Если стена она» – если бы все евреи поднялись тогда из Вавилона, то Храм не был бы разрушен во второй раз. Сказал тогда раби Зейра: «Верно упрекал меня тот простолюдин с рынка».

То, насколько тяжелой выглядела вина оставшихся в изгнании евреев в глазах живших в Земле Израиля, можно увидеть из трактата Менахот (99б). Там в мишне разбирается ситуация, когда Йом Кипур выпадает на пятницу. (Тур, Орах Хаим, 428, пишет, что мудрец Илель рассчитал и записал еврейский календарь до конца дней – какой праздник на какой день недели может выпасть. И, в соответствии с этой таблицей, Йом Кипур никогда не выпадает на пятницу. Но во времена мишны еще устанавливали даты на основании показаний свидетелей, которые видели зарождение нового месяца.) Поскольку в Йом Кипур нельзя есть, то одна из жертв, разрешенная в пищу, поедается после исхода поста. Но когда на исходе Йом Кипур начинается суббота, то это создает проблему. Жертву нельзя оставить до утра субботы, она должна быть съедена, но в субботу нельзя варить. Говорится в мишне, что вавилоняне поедали мясо этой жертвы сырым.

Далее (Менахот, 100а) говорит раби Йоханан: «Когда в мишне говорится о вавилонянах, на самом деле идет речь о коэнах, жителях египетского города Александрия». Поясняют комментаторы, что в описанной ситуации поедание сырого мяса жертвы является заповедью (чтобы мясо жертвы не осталось до утра), но дело в том, что священники из Александрии приучили себя кушать мясо сырым всегда, даже когда на исходе Йом Кипур наступает будний день, и можно было бы его приготовить. А это выглядит как чрезмерная страсть к еде.

Что мы видим из этих слов Талмуда? Что даже мудрецы мишны использовали термин «вавилоняне» по отношению к евреям, как обозначение чего-то, не заслуживающего уважения. Почему же так строго? Потому что их отцы предпочли остаться в изгнании, не поднявшись в Святую землю и став причиной того, что Второй Храм был разрушен. 


https://www.beerot.ru/?p=15897