ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ (24-е Элула 5774) «Не я – Б-г ответит во благо…»

«Не я – Б-г ответит во благо…»
 В трактате Рош а-Шана (10) сказано, что в Рош а-Шана Йосеф вышел из египетской тюрьмы на свободу. 
 
В возрасте семнадцати лет Йосеф попадает в Египет, а в восемнадцать – в египетскую тюрьму, из которой выходит лишь через двенадцать лет. За два года до освобождения двое заключенных, главный виночерпий и главный пекарь при дворе фараона, видят сны, которые правильно истолковывает Йосеф. Главного пекаря казнят, а виночерпия возвращают на его прежнюю должность, – и все это произошло в день рождения фараона.
 
Рав Хаим Фридлендер задает вопрос: что означает день рождения Фараона? Если с освобождением виночерпия все ясно, то казнь главного пекаря совершенно не понятна. Разве в такие дни казнят людей? В такие праздничные дни подобает объявлять амнистию осужденным! Отвечает рав Фридлендер, что это был не день рождения самого фараона, а день рождения его династии, день, когда фараон воцарился на престоле. Поэтому в этот день раздавались новые должности, назначались новые министры, а также снимались старые. 
 
Как мы уже упоминали, ровно через два года после освобождения виночерпия вышел на свободу и Йосеф. Как это произошло? Поясняют комментаторы, что виночерпию было откровенно наплевать на Йосефа. Впрочем, ему было наплевать и на мучения фараона, который как раз в течение этих двух лет видел страшные сны с тощими коровами и высушенными солнцем колосьями пшеницы. Что же заставило его «вдруг» вспомнить о том, что в темнице есть еврейский юноша, который наверняка сможет раскрыть фараону содержание его снов? Сказано в главе Микец (Берешит, 41:8): «И было: утром встревожился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта… И стал говорить начальник виночерпиев фараона, сказав: “Грехи мои вспоминаю я сегодня”». Говорят комментаторы, что на этот раз фараон был при смерти от своих снов. Что подумал глава виночерпиев? Если фараон умрет, то придет вместо него новый, который начнет назначать своих людей на ключевые посты в государстве, а, значит, я могу лишиться своей должности. Чтобы этого не произошло, он и рассказал фараону о Йосефе, и в тот же день Йосеф вышел из ямы-тюрьмы на свободу. 
 

Говорит Гемара, что освобождение Йосефа произошло в Рош а-Шана. Но этот рассказ приводится в трактате Рош а-Шана еще и потому, что он должен научить нас важному правилу: в эти дни каждый еврей может выйти на «свободу» из своей «ямы». У каждого есть своя «тюрьма»: у одного это проблемы со здоровьем, у другого проблемы с заработком, а у третьего проблемы c воспитанием детей. Но какой бы глубокой ни была эта «яма» – Рош а-Шана обладает способностью дать каждому еврею силы выбраться из «темницы» на свободу. 

 
Но это еще не все, что мы можем почерпнуть из истории освобождения Йосефа. 
 
Когда Йосеф, умытый и одетый в чистые одежды, предстает перед фараоном, тот задает ему вопрос: я слышал, что ты специалист по толкованию снов? В этот момент, Йосеф мог ответить, что это – правильная информация, и, таким образом, приобрести славу по всему Египту. Но Йосеф отвечает: «Не я – Б-г ответит во благо фараону» (Берешит, 41:16). 
 
Сообщив фараону, что не ему самому принадлежат описываемые способности, Йосеф поставил под вопрос свою дальнейшую карьеру. И более того, тридцатилетний молодой человек, только что вышедший из тюрьмы, стоит перед Фараоном, который провозгласил себя божеством, и заявляет, что за всем стоит Всевышний – Б-г истинный и единый, правящий всем миром. Тут Йосеф просто рисковал своей жизнью!
 

Говорят наши мудрецы, что в этом моменте заключена вся сущность дней Рош а-Шана. В Рош а-Шана человек должен чувствовать, что без Всевышнего он не сможет ничего сделать, ничего добиться, и все, что у него есть – исключительно благодаря Всевышнему, как учит нас Йосеф: «Не я – Б-г ответит во благо…»


https://www.beerot.ru/?p=5536