ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ (4-е Ава 5774) — Не забывайте об Избавлении!

Не забывайте об Избавлении!

Пишет великий мудрец Торы и каббалист рав Йешая а-Леви Гурвиц в своей знаменитой книге «Шней Лухот а-Брит» («Две скрижали завета»): «Скажу вам, что у меня на сердце. Вижу я, что сыновья Израиля, живущие вне границ Святой Земли, строят себе дома, как крепости, создают себе постоянные жилища в этом мире. Надеются они, что их дети смогут унаследовать все нажитое в этом мире, а те передадут своим детям, и так – до конца дней. В моих глазах это выглядит, как отказ от Геулы, окончательного избавления! Поэтому призываю людей, которым Всевышний дал богатство: стройте дома не как у князей, а лишь по мере необходимости и насколько требует ваше положение.
Идите и смотрите, что завещал Йонадав сын Рэйхава: “И поставил я пред сынами дома Рэйхавитов чаши, полные вина, и бокалы, и сказал я им: пейте вино.

И сказали они: не пьем мы вина, ибо отец наш Йонадав, сын Рэйхава, заповедал нам, сказав: не пейте вина ни вы, ни сыны ваши вовеки, и дома не стройте, и семени не сейте, и виноградника не сажайте, и да не будет (их) у вас; а живите в шатрах все дни ваши, дабы жили вы долгие дни на той земле, где вы пребываете” (Ирмияу, 35:6-7). Поясняют этот стих так: “Преимущество шатров в том, что они не дают человеку ощущение, что он привязан к этому месту, чего нельзя сказать о домах, которые их хозяева иногда не в состоянии оставить даже перед лицом опасности”.
И не подумайте, что пророк Ирмияу, пришел научить нас, что должны мы жить в шатрах (так не принято сегодня), а лишь напомнить, что не нужно стремиться за благами этого мира, и если делать это, то лишь по мере необходимости».
Говорит Тора: «И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гошен, и стали в ней оседлыми, и плодились, и весьма умножились» (Берешит, 47:27). Пишет «Кли Якар»: «Весь этот стих обвиняет народ Израиля, ибо Всевышний приказал им, чтобы были они пришельцами в той земле, как сказано: “И сказал Он Авраму: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей…»”, а они решили стать постоянными жителями. Сыны Яакова, представ перед фараоном, говорят, что пришли пожить в землю Египетскую, то есть временно, но не чтобы обосноваться там. А что сделали евреи? Решили укорениться в той стране, да так, что не хотели выходить из нее, и Всевышний должен был выводить их оттуда рукою сильною!»
Еврей, не должен привыкать жить на чужбине.  Каждый еврей всегда должен стремиться в землю Израиля, в которой даже воздух дает человеку мудрость. И если, в силу разных причин, он вынужден проживать вдали от земли Израиля, пусть знает, что это – только временное состояние. Несмотря на то, что окончательное Избавление задерживается, ожидание и желание его прихода должны наполнять каждый день нашей жизни.

Вопрос раввину

Вопрос читателя: 

Доброе время суток, уважаемые раввины!
Я живу далеко от Израиля – в Москве. Но нас (меня, мою жену и многих моих друзей) очень волнует положение в Израиле в связи с войной.  Чем мы можем помочь для успеха израильской армии? Я знаю, что молитвами. Но, быть может, ещё чем-то?С уважением, Артём.

Ответ раввина:

Уважаемый Артём!
Царь Давид сказал (Теилим, 20:8): «Эти (одни народы) с колесницами, а эти (другие народы) с конями (выходят на войну), а мы Имя Г-спода упомянем». Этими словами он подчеркнул разницу между войнами, которые ведут другие народы, и войнами, которые ведёт еврейский народ. В то время как другие народы полагаются на силу своего оружия, еврейский народ полагается только на Создателя, который ведёт за нас войны, как сказано (Дварим, 3:22): «Поскольку Г-сподь, Б-г Ваш, воюет за Вас». Тора в главе Экев (Дварим, 8:17) предостерегает нас, чтобы мы не подумали, что наши успехи – благодаря нашей силе и нашему могуществу. А в книге Шофтим (7:2) приводится предписание Творца Гидеону уменьшить количество солдат перед выходом на войну с Мидьяном – «дабы не возгордился предо Мною Израиль, сказав: “Моя рука спасла меня”».
Поэтому самое главное участие в войне нашего народа с врагом, которое требуется от каждого еврея – сделать всё, что от него зависит, чтобы увеличилась помощь Г-спода солдатам и всему еврейскому народу.
Конечно же, молитва – это одна из основных вещей, которая может помочь в этот непростой период для еврейского народа. В ответе «Почему делают такой ажиотаж из ракетных обстрелов?» (см. «Беерот Ицхак» №67) я приводил слова Рамбама (Законы постов, 1:1) о том, что взывать с молитвой к Творцу во время каких-либо опасностей – повелительная  заповедь из Торы.
И, конечно же, вместе с молитвами о спасении стоит не забывать благодарить Г-спода за невероятные чудеса, которые Он делает в эти дни нашему народу, находящемуся на Святой Земле. Я слышал, что один из великих раввинов поколения, рав Моше Штернбух, постановил в своей ешиве кроме молитв о спасении говорить 100-ый Псалом из Псалмов Давида, в котором выражается благодарность Г-споду.
Совместно с молитвой следует раскаиваться за неподобающие дела и неверно выбранный жизненный путь, как пишет об этом Рамбам в продолжении вышеупомянутых слов в «Законах постов».
В благословениях на чтение Шма мы говорим, что Г-сподь «создаёт новое, управляет войнами». Время войны – это время для возобновления, и поэтому это время наиболее подходит для изменения жизненного пути и возвращению к Творцу.
Также для поддержки еврейских солдат важно укрепиться в изучении Торы, поскольку изучение Торы даёт им силу и возможность преуспеть в войне. И так приводится в трактате Санедрин (49а): «Если бы Давид (не занимался изучением Торы), то Йоав (его полководец) не преуспел бы в своих войнах».  А в трактате Макот (10а) трактуется стих из книги Теилим (122:2) «стояли наши ноги во вратах твоих, Иерусалим» следующим образом: что дало силу нашим ногам устоять в войне? Твои ворота, Иерусалим, в которых знатоки Торы занимались изучением святой Торы. Тот, кто не может изучать Тору, должен укрепиться в помощи изучающим (в силу своих возможностей).


https://www.beerot.ru/?p=4082