Глава Хукат — Как создают мир и согласие?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

514
мир и согласие

«Вся община увидела, что Аарон скончался. И весь дом Израиля оплакивал его тридцать дней» (Бемидбар, 20:29).

Комментирует Раши: «Вся община, мужчины и женщины. Потому, что Аарон стремился к миру и поселял любовь между ссорящимися и между мужьями и женами». А в мидраше («Авот де-раби Натан») сказано: «Почему народ Израиля, мужчины, и женщины, оплакивали Аарона тридцать дней? Потому, что он никогда не говорил ни мужчине, ни женщине: “Ты совершил(а) плохой поступок!” Поэтому сказано: “и весь дом Израиля оплакивал его”. А о Моше, который строго укорял народ, сказано: “И оплакивал дом Израиля Моше” (а не “весь дом Израиля”, что означает – все, а не только часть, ведь и женщины оплакивали Аарона, а не только мужчины)».

Нужно понять, в чем здесь хвала Аарону? Ведь если человек совершил дурной поступок, согрешил против Всевышнего или против ближнего, зачем его покрывать, почему не укорить его?

Вот, что рассказывается об этом в «Авот де-раби Натан»: «Когда два человека ссорились, Аарон шел к одному из них и говорил: “Сын мой, ты знаешь, что говорит твой друг? Он бьет себя в грудь, рвет на себе одежды и говорит: “Горе мне, как я подниму глаза на своего друга? Мне так стыдно, что я согрешил против него!”” И сидел с ним, пока его сердце не освобождалось от дурных чувств. Потому он шел к другому и говорил ему: “Сын мой, ты знаешь, что говорит твой друг? Он бьет себя в грудь, рвет на себе одежды и говорит: “Горе мне, как я подниму глаза на своего друга? Мне так стыдно, что я согрешил против него!”” И сидел с ним, пока его сердце не освобождалось от дурных чувств. Когда же эти двое встречались, они обнимали и целовали друг друга. Поэтому и сказано: “И весь дом Израиля оплакивал Аарона тридцать дней”».

Мне все время было непонятно. Судя по всему, Аарон не раз и не два устанавливал мир между ссорящимися. Он делал это сотни, если не тысячи раз.

Как он не опасался, что его секрет раскроется, и он потеряет все доверие, которое ему оказывают? Как он не боялся, что хотя бы в одном случае, в одной ссоре, одна сторона виновна, а вторая – нет, и ее оклеветали не по ее вине, намеренно и злобно обидели. И когда Аарон придет к обидчику, и скажет ему: «Сын мой, ты знаешь, что говорит твой друг? Он бьет себя в грудь, рвет на себе одежды…» А тот посмотрит на него непонимающими глазами: как это, ведь это я его обидел? Аарон продолжит: «… и говорит: “Горе мне, как я подниму глаза на своего друга? Мне так стыдно, что я согрешил против него!”» А тот ответит: «Простите, рав, но этого быть не может! Не он против меня согрешил, а я…»

И тогда Аарону перестанут доверять, и он не сможет более устанавливать мир?
Как может быть, что на протяжении сорока лет такого ни разу не случилось?

Что я вам скажу? Это не вопрос. Почему? Сказано в трактате Сота: «Если два мудреца Торы живут в одном городе, и не в согласии друг с другом в вопросах закона, один из них умирает, а другой отправляется в изгнание». Как сказано (Дварим, 4:42): «Пусть бежит туда убийца, который убил своего ближнего непреднамеренно (букв. без знания)», а нет другого знания, кроме Торы, ведь сказано (Ошеа, 4:6): «Онемел Мой народ без знания (Меня)… ты забыл Тору Всевышнего».

Нужно понять, почему оба получают наказание? Может быть, один виноват, а другой совершенно невиновен?

Ответ заключается в том, что раздор – это огонь. А сказано (Таанит, 7а), что огонь не горит один, и объясняет Раши: горят два-три полена вместе. Так и для ссоры нужны двое. Действительно, вполне вероятно, что один более виновен, а другой – менее, один начал и втянул другого в ссору. Поэтому-то один и умирает, а другой всего лишь отправляется в изгнание.

Теперь нужно выяснить лишь одно: кто более виновен, а кто менее. На этот вопрос как раз легко ответить. Сказано в Мишлей: «Для каждого человека его путь прямой в его глазах». Только лишь прямой? Сказано еще: «Все пути человека чисты и непорочны в его глазах». Ну, прямо как чистое оливковое масло! Каждый твердо уверен, что другой – виновен.

Получается, что Аарон вовсе не рисковал. Каждый из ссорящихся был уверен, что другой виновен, и правильно делает, что бьет себя в грудь, и рвет на себе одежды! Ему следует горько рыдать, что он так поступил!

Теперь понятно, почему Аарон никогда не говорил никому: «Ты согрешил!», «Ты согрешила!» В таком случае он оказывался бы на стороне обидчика, оправдывая его. Ведь мой путь прямой и чистый, это просто очевидно!

Причем так было всегда, начиная с первого человека! Он утверждал, что жена виновата, а она – что змей. Каин утверждал, что Всевышний плохо охранял Эвеля. Авимелех говорил: «Неужели Ты погубишь неповинный народ?» Вплоть до фараона: «Всевышний – праведен, и я…» Короче говоря, известное правило (Ктубот, 18б): «Никогда человек не считает себя злодеем».

Тора наша – Тора жизни, и уроки ее вечны.

Если вы желаете выполнять указание Мишны: «Будь из учеников Аарона, люби мир и стремись к нему!», и стараться устанавливать мир между ссорящимися, между мужьями и женами (что является одним из поступков, плоды которых человек пожинает в этом мире, и главная награда ожидает его в будущем мире), — не нужно далеко ходить. Пусть муж уступит жене, а жена уступит мужу! Ведь где написано, что нужно устанавливать мир именно между другими супругами? Наоборот, во всем, что связано с хеседом, добрыми деяниями – ближний на первом месте!

И более того, сказано в «Авот де-раби Натан»: «О каждом, кто восстанавливает мир в своем доме, говорит Тора, что он как бы создает мир во всем народе Израиля».

Однако путь к этому один: понять, что другой уверен, что он прав, что он – обиженный, и ждет, что «обидчик» будет раскаиваться, бить себя в сердце и рвать на себе одежды, как минимум! И рыдать: «Горе мне, как я подниму глаза на своего друга? Мне так стыдно, что я согрешил против него!» Если мы это не поймем – просто жаль наших усилий.

А ведь это очень тяжело хотя бы по той причине, что и наш путь прям и чист в наших глазах! Если мы начнем первыми признаваться в своей вине – это просто ложь! Ну, есть одно утешение: Тора разрешает лгать ради мира и согласия…

Перевод: г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=52498