Мишпатим — Там, где стоят баалей тшува…

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

454
моше

«Вот законы, которые предложишь им: если купишь раба-еврея…» (Шмот, 21:1).

Сказано в трактате Брахот (34б, а также Санедрин 99а): «Там, где стоят баалей тшува – даже абсолютные праведники не могут стоять, как сказано (Йешаяу, 47:19): “Мир, мир далекому и близкому, — сказал Всевышний и исцелил его”. Вначале – далекому, а потом – близкому».

Нужно понять: ведь нет более любимого Всевышнему, чем абсолютный праведник, который с детства принял на себя бремя Небес, не обращался к ложным иллюзиям, не совершал грехов и не пропустил ни одной заповеди.

Как может быть, что Всевышний предпочитает ему грешника, который прислушивался к советам злодеев, шел по дороге грехов, пил из загрязненных колодцев, а потом вернулся к Творцу в стыде и позоре?

Ответ прост, и продемонстрируем его на примере: у одного молодого мудреца Торы родился сын, и дом просто наполнился светом. Чудесный талантливый мальчик, с замечательными душевными качествам, Б-гобоязненный и умный, трудится над Торой на радость родителям. А потом родился второй сын: он оказался умственно отсталым ребенком, необузданным, с очень слабым пониманием. Только и знает, что шалить и все рушить, а уж об учебе вообще с ним трудно говорить. Тем не менее, отец сидит с ним с бесконечным терпением, соблазняя его мелкими призами и сладостями, и с большим трудом учит чтению и умению пользоваться сидуром.

Однажды вечером старший сын возвращается домой, а дома – праздник. На столе красивый торт, сладости, а его брат сидит во главе стола, как царь, и отец дарит ему подарок.

«Что за праздник?» – спрашивает старший сын.

«У нас большая радость! – отвечает отец, — Твой брат начал учить Пятикнижие!»

«Папа, — не выдержал мальчик, — я в его возрасте учил Мишну, и мне не устраивали такой праздник!»

Ну, как можно сравнивать! Этот – с чистым разумом и душевными качествами, он достиг сладости Торы, постиг ее сияние, есть ли более драгоценный подарок для человека?

Он будет подниматься все выше и выше, и достигнет самой вершины. И отец так любит его, так гордится им. Однако его брату учеба дается очень тяжело, душевные качества у него тоже нелегкие. Очевидно, что отец будет вкладывать в него во много раз больше ради самого минимального результата, будет радоваться самым крошечным успехам и подбадривать, чтобы тот старался продолжать и добиваться хоть чуть-чуть лучшего!

Вот, что говорит Хатам Софер. Сразу же после дарования Торы сказано: «Вот законы, которые ты предложишь им», и из всех законов Торы, с чего Всевышний выбрал начать? С законов еврейского раба, который был продан в рабство из-за кражи. Почему это – первое? Почему с этого Тора начинает?

Отвечает Хатам Софер: «Любящий отец первым делом заботится о больном сыне!»

Как это чудесно!

Сказано о Йосефе (Берешит, 39:2): «И был Всевышний с Йосефом». Спрашивает Мидраш («Берешит Раба», 86:4): «А что, с другими братьями Всевышний не был?» Говорит раби Йудан: «Приведем пример. Один человек вел двенадцать ослов, нагруженных бочками с вином. Один из них свернул в сторону и вошел в магазин нееврея. Человек бросил всех остальных, и побежал за тем ослом. Ему сказали: “Ты что оставляешь одиннадцать ослов, и бежишь за одним?” Он ответил: “Те – на улице, в общественном владении, и я не боюсь, что с их вином что-то случится. А тот осел вошел в магазин нееврея, тот может открыть бочку, и тогда все вино станет некошерным”. Так и братья – они были под присмотром отца, и нечего было опасаться за них. Йосеф же был молодым юношей, и находился в доме египтянина. Поэтому “и был Всевышний с Йосефом”».

Отсюда мы учим, что человек, находящийся в духовной опасности, удостаивается большей поддержки и присутствия Всевышнего, подобно «и был Всевышний с Йосефом».

Об этом и сказано в «Мидраш Раба» (Шмот, 2:20), что «экзаменом» Моше рабейну был скот. Когда Моше рабейну пас скот Итро в пустыне, у него убежал ягненок. Моше рабейну погнался за ним, пока они не достигли рощи. В роще был источник, ягненок подбежал к нему и стал пить. Моше рабейну увидел это и сказал: «Я не знал, что ты убежал, потому что хотел пить. А теперь ты устал». Он взвалил ягненка себе на плечи, и вернулся к стаду. Сказал Всевышний: «Если ты настолько милосерден по отношению к стаду животных, принадлежащих человеку, клянусь, что ты станешь пастырем Моего стада – народа Израиля».

Моше оставил все стадо, чтобы побежать за одним-единственным ягненком, который ошибся, отдалился от верного пути!

Моше пошел по пути Всевышнего: «И был Всевышний с Йосефом».

А кто этот ягненок? Я!

Перевод: г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=61450