Шофтим — Все наши оправдания – ложь

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

103

Есть одна известная история из Мидраша. Рассказывает пророк Элияу: «Однажды я шел из одного места в другое и встретил человека, который не знал ни Тору, ни Мишну, и только все время острил и насмешничал.

Я сказал ему: “Сынок, что ты ответишь своему Небесному Отцу в день Суда?”

Он сказал: “Раби, мне есть, что ответить. Мне не дали Свыше разума и понимания, чтобы я мог учить Тору”».

Вот молодец, нашел виновного: Всевышнего! Кого же еще?

Первый человек согрешил. Кто в этом виноват? «Жена, которую Ты дал мне…» Ты дал, Ты и виноват.

Каин убил своего брата, а кто виноват? «Разве я охранник моему брату?» Ты, Всевышний, охраняешь все создания, а спрашиваешь у меня? И вообще – если бы Ты принял мое жертвоприношение так же, как его, я бы не стал завидовать ему и не убил бы его.

И сказано об этом в Биркат а-Мазон: «Милосердный, Он даст нам в удел день, который весь будет Шаббатом и отдыхом на веки вечные». В Будущем мире, когда дурное начало исчезнет и люди больше не будут грешить, у Всевышнего будет отдых от всех обвинений грешников…

Вернемся к мидрашу.

«Я спросил его: “Сынок, каково твое ремесло?” Тот ответил: “Я рыбак”. “Сынок, кто научил тебя плести льняные сети, бросать их в море и вытаскивать рыбу?” Он ответил: “Раби, в этом мне дали Свыше разум и понимание”. Я сказал ему: «Значит, добывать лен, плести из него сети, бросать их в море и вытаскивать рыбу тебе дали разум. А для слов Торы, о которых сказано: “Это очень близко тебе, в устах твоих и в сердце твоем делать это”, — для них тебе не дали Свыше разум?” Рыбак разрыдался. А я сказал ему: “Сынок, не переживай. Все остальные люди, живущие в этом мире, дают такой же ответ о своем ремесле, и их деяния доказывают (что они способны учить Тору – прим. пер.)!”»

А я вот что расскажу. Однажды я собирал деньги на одно важное дело, связанное с заповедью. Вошел в дом к одному большому богачу. В дом? Нет, это был не дом! Это был замок, дворец!

Слава Б-гу, я не завидую. Он наверняка очень скрупулезно выполняет заповедь цицит и знает сказанное в трактате Шаббат, что каждый, кто осторожен в этой заповеди, удостаивается, что ему прислуживают две тысячи восемьсот слуг. Так он заранее приготовил место, где их поселить. Ну, если он этого удостоился, пусть удостоит и других…

«Времена тяжелые, — говорит, — может, в следующий раз…»

Пусть бедняки потерпят пока.

«Ну что ж, — говорю я, смирившись, — если не удалось удостоить вас выполнить заповедь цдаки, позвольте удостоить слов Торы».

Это – с удовольствием, бесплатно же. Устроился в кресле поудобнее.

Я напомнил ему историю из Гемары (Брахот, 3б). На рассвете мудрецы Израиля пришли к царю Давиду и сказали: «Ваше величество, народ Израиля нуждается в пропитании!» Он ответил им: «Идите и питайтесь друг от друга!» Они сказали: «Крохи не насыщают льва». Ответил царь Давид: «Тогда идите воевать».

Это непонятно. Во-первых, то, что он ответил: «Идите и питайтесь друг от друга». Ведь они заранее сказали, что нет пропитания. И потом, что это за решение проблемы – выйти на войну? Война связана с опасностью для жизни. И кто обещал, что победят, а если и победят – еще вопрос, какой ценой. И кто сказал, что добычи будет достаточно, чтобы решить проблему бедности народа?

«Ну, как вы считаете, уважаемый?»

Богач заерзал в кресле: «Да… вопрос!»

«Что ж, я отвечу то, что ответил на это рав из Чебина: когда мудрецы вошли к царю Давиду и сказали, что народ нуждается в пропитании, он удивился. Ведь у нас есть известное правило: вся община не может быть бедной! Помогают друг другу ссудами, добрыми делами. Если нужно – дают цдаку и оказывают физическую помощь. Поэтому он и сказал: “Идите и питайтесь друг от друга”.

А они ответили: “Крохи не насыщают льва”. Мы, мол, обращаемся к богачам, а они дают крохи, которые не могут насытить. Говорят, что тяжелые времена, может, в следующий раз…

Тогда царь Давид мудро сказал им: я вам дам совет – “идите воевать”. Объявите всеобщую мобилизацию на войну, и тогда коэн встанет и объявит: “Если кто-то построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится домой…” – и вы увидите, сколько людей поспешит выйти. Потом далее: “Если кто-то насадил виноградник, и еще не собрал урожай, пусть идет и возвратится домой…” – и увидите, сколько еще выйдут.

Так что вы говорите о тяжелых временах, о нехватке денег, и не помогаете своим братьям, которым на самом деле очень тяжело?»

В итоге удалось мне удостоить его и услышать слова Торы, и дать цдаку

Перевод: г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=54429