Эмор — Что такое «осквернение Имени Творца»?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

668
осквернение Имени Творца

Какой грех считается самым серьезным? Это объясняется в трактате Йома (86а).

Спрашивает раби Матия бен Хараш раби Элиезера бен Азария в Риме: «Я слышал, что есть виды искупления грехов, которые объяснял раби Ишмаэль?» Тот отвечает: «Есть три вида, и с каждым из них — тшува (раскаяния, исповедь, принятие на себя полностью отречься от греха): если человек нарушил повелительную заповедь и сделал тшуву, то он удостаивается немедленного прощения. Как сказано (Ирмияу, 3:22): “Вернитесь, дети шаловливые!” (отсюда мы учим, что есть грех, который достаточно искупить тшувой – Раши)».

Если человек нарушил запретительную заповедь, и сделал тшуву, то это задерживает наказание, а Йом Кипур искупает, как сказано (Ваикра, 16:30): «В Йом Кипур будут искуплены все ваши грехи» (отсюда мы учим, что есть грех, который искупается посредством тшувы и Йом Кипура – Раши).

Если человек совершил грехи, наказание за которые – карет или смерть по закону еврейского суда, и сделал тшуву, то тшува и Йом Кипур задерживают наказание, а страдания очищают до конца, как сказано (Теилим, 89:33): «Розгой припомню Я их преступление (против Меня) и язвами – их прегрешение» (отсюда мы учим, что есть грех, искупление которого требует страданий – Раши).

Однако тот, кто осквернил Имя Всевышнего (Раши: согрешил сам, и стал причиной грехов других людей), ему не поможет ни раскаяние, ни Йом Кипур, ни страдания. Они все только задерживают наказание, и лишь смерть очищает окончательно. Как сказано (Йешаяу, 22:14): «И открылся моим ушам Б-г Воинств (т. е. Всевышний сказал мне): [что не] будет искуплен вам этот грех, пока не умрете!».

Спрашивают наши мудрецы: «Что такое “осквернение Имени Творца”»?

Сказал Рав: «Например, если я возьму мясо у мясника и не заплачу сразу же». Объясняет Раши: когда я плачу не сразу, он говорит, что я – жулик (т. е., я не заплачу), и учится у меня пренебрегать чужим имуществом.

Сказал раби Йоханан: «Например, если я пройду четыре локтя без Торы и без тфилин». Объясняет Раши: поскольку люди не знают, что я ослабел в активном занятии Торой, они научатся от меня пренебрегать учебой Торы.

Это просто страшно! Представьте себе, есть два еврея. Один – закоренелый преступник. Нарушал запреты идолопоклонства, прелюбодеяния и кровопролития. Нет греха, который бы он не совершил, и нет заповеди, которую бы он выполнил. Но он не осквернял Имя Всевышнего, поскольку никто не ожидал от него хороших поступков, и ни на кого он плохо не повлиял. Наоборот, все отдаляются и отстраняются от него. И он желает раскаяться за всех свои грехи и преступления. А второй еврей – важный уважаемый рав с седой бородой, нет заповеди, которую бы он не выполнил, и нет греха, который бы совершил, кроме одного-единственного: раз в жизни прошел без очереди, поскольку спешил дать урок. Его ждала целая ешива, речь шла о битуль Тора многих людей… И он тоже хочет раскаяться за этот свой единственный грех. Чье раскаяние будет принято раньше?

Преступник – после того, как раскается, проведет Йом Кипур, переживет все страдания, которые ему полагаются, — его грехи будут искуплены. А второй еврей – его грех будет искуплен только смертью… И объясняет рав Ицеле Блазер, что речь идет о страшнейших смертных страданиях, более тяжелых, чем все страдания в мире!

Как это можно понять?!

Очень просто: весь мир создан ради Славы Небес (как сказано в «Пиркей Авот», в конце). Благословен Б-г наш, который создал нас ради Своей Славы. Так что, когда человек совершает грех, в котором есть осквернение Имени Всевышнего, он подрывает самые глубинные основы – фундамент всего мира, цель его собственного творения, и поэтому теряет право на жизнь!

Что мы скажем? Слава Б-гу, что никто не смотрит на нас, и не берет с нас пример. Если Рав и раби Йоханан страшились этого, то что уж нам сказать… Однако, нам следует знать: на нас смотрят, да еще как! Человек всегда является потенциальным вредителем, всегда может оступиться. Но когда один из нас оступается, сразу же говорят: «А еще религиозный!»

Как это обязывает нас!

В свое время я каждый день возвращался домой из ешивы в Хадере в одно и то же время, и пересаживался на один и тот же автобус в Бней-Брак. Водитель уже знал меня, приятный парень такой… Однажды слышу, он кричит на весь автобус: «Рав Галинский, посмотри, что твои раввины творят!»

Какие такие раввины? А-а, поймал перепуганного мальчика в кипе, лет одиннадцати, который совершил страшное преступление: вошел в автобус через заднюю дверь, не заплатив за проезд!

Я ему ответил: «Слушай, я посылаю к тебе всех учащихся ешив всего Бней-Брака!»

«Это зачем?» – удивился он.

«А для чего им много лет учиться, чтобы получить почетное звание раввина? Пусть придут к тебе, и ты всех их обеспечишь этим званием. Я вижу, что у тебя даже ребенок его удостоился…»

Все стали смеяться, и напряжение спало. Но урок из этого – очень серьезный: для них мы все – раввины. Человек в черной шляпе прошел без очереди, или его поймали на том-то и на том-то – «А еще рав!»

Насколько это обязывает нас!

Мне помогло это понять два, на первый взгляд, противоречивых высказываний мудрецов. В трактате Йома(9б) сказано, что Бейт Микдаш был разрушен из-за напрасной ненависти, а в трактате Шаббат (119б), что Иерусалим был разрушен только из-за того, что там позорили мудрецов Торы. Как это понять? Третье высказывание поможет нам уладить противоречие: в трактате Псахим (49б) сказано, что невежды ненавидят мудрецов Торы больше, чем другие народы ненавидят евреев, так что говорят: «Дайте мне мудреца Торы, и я укушу его, как осел, который своим укусом ломает кости».

Теперь все ясно. Невежды ненавидели мудрецов Торы и тем самым привели к разрушению Бейт Микдаша и Иерусалима. Но ненависть эта была напрасной, потому что истинные мудрецы Торы увеличивают мир и согласие на Земле, и освящают Имя Небес своим поведением. А те, кто своим поведением вызывают ненависть, – не являются настоящими мудрецами Торы. Однако это не имеет значения, поскольку осквернение Имени Всевышнего измеряется именно в глазах другого.

В доказательство Гемара приводит стих из пророка Йехезкеля (36:17-20): «Сыны дома Израиля, когда жили на своей земле, осквернили ее своим образом жизни и своими поступками… и рассеял Я их среди народов, и развеялись они по (разным) странам… и подвергли они поруганию Имя святое Мое, (тем, что) о них говорили: “Это – народ Б-га, и из Его страны вышли”».

Ведь они были изгнаны за свои грехи, они были нечестивцами, как же их низменное поведение связывают с тем, что они – народ Всевышнего?

Но нужно понять: так неевреи видят евреев, и считают, что еврейство – причина их испорченности. А это – осквернение Имени Творца!

Так неевреи смотрят на евреев.

Так светские евреи смотрят на религиозных.

И так же религиозные смотрят на бней-Тора!

Перевод: г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=64502