Недельная глава Ки Теце — Чувство вины позитивно!

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

1371

Тора учит нас: «Не приноси плату за блуд… в Дом Г-спода Б-га твоего за любой обет…» (Дварим 23:19). Тора клеймит деньги, полученные столь низким путем, мерзостью перед Г‑сподом и объявляет, что они совершенно не соответствуют высокому статусу приношения в Храм.

Рамбан полагает, что блуднице особенно важно, получив деньги за свое аморальное занятие, иметь возможность с помощью этих денег исполнить заповедь – и, тем самым, получить прощение за свои грехи. Тора отвергает такое приношение, как пишет Рамбан, именно потому, что не хочет поощрять такое поведение в дальнейшем.

Одна из самых сильных эмоций, которые движут человечеством – это чувство стыда. Люди ежедневно совершают поступки, зная, что делают что-то совершенно неправильное – и чувствуют вину за их совершение. Вина — это положительное чувство: это один из сильнейших мотивов для тшувы – раскаяния. К сожалению, современное общество построило целые системы для того, чтобы избавить человека от этого некомфортного чувства. Как часто доводилось нам слышать из уст именитых психологов и столь модных ныне коучеров: вина – это нехорошо, разрушительно! Вам надо постараться избавиться от чувства вины – и все наладится, и тому подобные высказывания… Тора говорит обратное: вина – это очень важное и здоровое чувство, которое должен испытывать в той или иной мере каждый человек!

Когда мы едим, как мы понимаем, что пора прекратить есть? Вспомним: мы садимся за стол, начинаем есть, и едим, едим, и в какой-то момент наш организм дает нам понять, что пора остановиться – мы насытились. Это же прекрасное, полезное чувство! Если бы человек был устроен так, что у нас не было бы этого чувства, мы бы ели до бесконечности – и кто знает, к чему бы это привело… Так вот, вина – это эмоциональный механизм, который работает на то, чтобы дать нам понять, когда определенная физическая эмоция удовлетворилась до насыщения. То, что чувство физического насыщения пищей делает для наших тел, чувство вины делает для наших душ. Чувство вины как бы говорит нам: «Ты сделал что-то неправильно. Тебе не стоит делать это снова!» Это – абсолютно здоровое чувство, которое является побуждающим фактором на пути к раскаянию (а что может быть важнее в месяце Элуль?).

Что думает распутная женщина? «Я могу заниматься тем, чем занимаюсь сейчас. Вполне достойное занятие! Я принесу жертвы из моих доходов, а что может быть почетнее? Ведь для меня единственный способ иметь возможность принести богатые дары в Храм – это моя профессия. Поэтому я буду делать это снова и снова». Именно поэтому, чтобы не поощрять такое мировоззрение, говорит Рамбан, Тора отвергает такие приношения.

В наши времена можно привести немало примеров того, почему обсуждаемый отрывок из Торы по-прежнему актуален. Часто люди срывают большой куш на финансовых сделках. Не всегда эти сделки законны, и не всегда деньги заработаны честно, — и в случаях, когда с порядочностью что-то не так, люди говорят себе: я пожертвую некоторую часть заработанных денег «на религиозные нужды». Они дают деньги в синагогу, ешиву, или строят здание для общины, которое называется впоследствии именем жертвователя. Это играет с их психикой в ту же игру, что и жертва распутницы, принесенная в Храм. Перед Всевышним человек оправдывает себя так: как ни крути, а единственный путь, благодаря которому я могу быть столь щедрым – это то, как я зарабатываю мои большие деньги. Такой внутренний монолог подавляет чувство вины. В результате поведение, которое в сущности ощущается как неправильное, получает моральное поощрение и подталкивает человека к тому, чтобы он продолжал зарабатывать деньги нечестным путем – при том, что он и сам это осознает. Однако он продолжает это делать, с каждым разом все проще и увереннее – потому что он делает это «на благо еврейской общины».

На самом деле, в Торе нет прямого запрета на то, чтобы в наше время отказываться от денег, добытых не совсем честным путем, когда их предлагают религиозным организациям. Однако закон раскрывает нам, что Всевышний пренебрегает подобными дарами. В третьей главе трактата Сукка сказано, что этрог, пальмовая ветвь, мирт и ветви ивы – четыре вида растений, нужные для исполнения заповеди лулава в Суккот – непригодны, если они приобретены незаконно (газуль). Общее правило – заповедь, достигнутая посредством греха, недействительна (мицва а-баа бе-авера). Источник этого закона в Писании – отрывок о том, что Всевышний ненавидит приношение ему украденного. И даже когда нечестно приобретенные деньги не подпадают под определение ворованного, все же по духу Торы подобает отказаться от подобной помощи. Пытаясь освятить подобные приношения «грязных денег» мы поощряем жертвователей нарушать закон и впредь.

Тора говорит нам не брать этих денег. Пусть человек осознает свою вину. Единственный способ прервать такое поведение – дать чувству вины возобладать над чувством алчности, естественным путем. Когда вина будет достаточно сильной, до такой степени, что мы поймем, что пора остановиться и раскаяться в определенном поведении, — можно сказать, что мы на правильном пути. Если мы утвердимся на этом пути возвращения и исправления наших поступков, наша тшува будет принята.


https://www.beerot.ru/?p=17903