Аазину — Духовная работа человека влияет на корень его души

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

351

«Он – твердыня, чисты Его деянья, справедливы все Его пути» (Дварим, 32:4).

Когда задумываешься о путях управления Всевышним этим миром, появляется один большой вопрос: как это так, что великие люди рождались изначально с заложенными в них особенно хорошими душевными качествами, талантами и т. п.? Например, о нашем праотце Яакове сказано, что, будучи еще в животе матери, он желал выйти, когда она проходила мимо бейт-мидраша. А Эсав желал выйти, когда она проходила мимо капища идолопоклонников. О Моше рабейну тоже сказано, что, когда он родился, дом наполнился сиянием. Да и в более поздних поколениях, например, если взять Виленского Гаона и других великих праведников, уже в детстве было видно, что им уготовано большое будущее. На первый взгляд, это противоречит свободе выбора и справедливости, ведь Эсав может утверждать: если бы я еще до рождения, как Яаков, был полон святости и желания бежать в бейт-мидраш, я бы так и делал всю жизнь.

Не говоря уже о различии в духовном уровне поколений, и окружения. Так что человек вполне может сказать: если бы я родился в семье праведников во времена Храма, я бы наверняка вырос абсолютным праведником.

Видится, что этот ответ на этот вопрос – почему я родился именно так, в таком месте и в такое время – заложен в корнях человеческих душ, а там, в корне – прошлое, настоящее и будущее равны. Поэтому главный принцип заключается в том, что человек на протяжении всей своей жизни строит свой мир и очищает свою душу, и не только с этого момента и далее, а до самой глубины ее корня. К примеру, Эсав, «запачкал» себя до самой глубины корня своей души, он так глубоко погрузился в скверну, что из-за этого даже в самом начале своей личности желал выйти к капищу идолопоклонников. И то же самое наш праотец Яаков, Моше-рабейну и другие праведники – они освятили себя до начала корня своей души, до их рождения.

Отсюда следует, что строение личности идет и задним числом, и Всевышний, Которому известно будущее, творит душу с ее корнем, в соответствии с тем, что Он знает, какой выбор человек будет делать на протяжении своей жизни.

Здесь сразу же возникает вопрос: как можно сказать, что мы обладаем свободой выбора, если Всевышний знает все заранее? Но Рамбам («Законы тшувы», гл. 5, алаха 5) рассмотрел этот вопрос и полностью прояснил его. Он объясняет, что если бы мы сами знали будущее – это противоречило бы нашей свободе выбора, а знание будущего Всевышним не противоречит ей, так что вопрос отпадает.

Однако верным и глубоким определением является не то, что Всевышний знает будущее и, творит душу в зависимости от того, какой выбор человек будет делать в дальнейшем (хотя на деле это так и есть). Нет, следует понимать: человек своими поступками проникает до самого корня своей души, он устанавливает, какой она будет, и даже – в каком месте, и в какое время он родится, и все это он делает на протяжении своей жизни.

Можно было бы сказать, что этот вопрос изначально неуместен, поскольку как можно спрашивать о корне души? Это тайна, известная только Творцу. Но стих «Он – твердыня, чисты Его деянья, справедливы все Его пути» показывает, что можно объяснить это не только тайными путями, но и просто по пути справедливости: все, что происходит с человеком, включая то, где и когда он родился, устанавливается в соответствии со справедливым управлением Всевышним этим миром.

Перевод: г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=74863