Ваешев — Две основы царства Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

735
2 царства израиля
«И приснился Йосефу сон, и рассказал он его своим братьям… и сказали ему братья: “Ты что же, царствовать будешь над нами, будешь над нами властвовать?”» (Берешит, 37:5-8).                   

Разногласие между Йеудой и Йосефом

В недельной главе Ваешев подробно описывается раздор между Йосефом и Йеудой.

Спор начинается со снов Йосефа и с того, что он злословил о своих братьях. Далее рассказывается о том, что братья приговорили Йосефа к смерти, согласно закону восстающего против царской власти. В результате это привело к большому раздору между ними.

После этого Йосеф попал в Египет. [После многолетних перипетий, когда Йосеф скрывался под маской египетского правителя, он хочет забрать у братьев Биньямина за якобы украденный кубок.] Между ним и Йеудой разразился большой спор – сказали мудрецы («Берешит Раба»): когда Йеуда подошел говорить с Йосефом, «их охватила дрожь». «Их» – это остальных братьев, которые сказали: «Цари конфликтуют между собой».

Этот раздор продолжался на протяжении всей истории еврейского народа. Во времена царств в Израиле страна разделилась на две части – царство Йеуды (Иудея) и царство Израиль.

Это разделение, которое, по сути, является разделом между Йеудой и Эфраимом, невероятно глубоко. Здесь есть два качества, два определения и два отражения управления власти Небес, и параллельно этому – два пути служения Всевышнему. Это разделение мы видим и в будущем – в том, что будут два Машиаха: Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид.

Всевышний спланировал заранее, что будут два вида царства – царство Йеуды и царство Йосефа, и, как было сказано выше, эти два царства противоречили друг другу с самого начала их существования.

В пророчестве Йехезкеля Всевышний говорит ему: «А ты, человек, возьми себе один (кусок) дерева и напиши на нем: “Йеуде” …и возьми другой (кусок) дерева и напиши на нем: “Йосефу – дерево Эфраима”… и только в будущем исполнится “и приблизь их один к другому, (чтобы они стали) у тебя, как одно дерево, и станут они единым целым в твое руке”».

В молитве «Шмоне Эсре» тоже установлены два благословения: первое – «В Иерусалим, святой город Твой, с милосердием вернись». Это благословение говорит о царстве Израиля («и трон Давида вскоре приготовь» — только подготовь, т. е. царство Израиля готовит трон для царства Давида). А второе – «Росток Давида, раба Твоего, вскоре взрасти». Здесь речь идет о царстве Йеуды.

Получается, что существует разделение между сутью Йосефа и Йеуды, и когда Йосеф и Йеуда объединятся, когда Йеуда перестанет завидовать Йосефу, а Йосеф перестанет ссориться с Йеудой, – тогда все будет исправлено. На этом и будет основана Геула – окончательное Избавление.

Поэтому нам чрезвычайно важно понять, что здесь происходит. Что собой представляет дом Йосефа и дом Йеуды, каков был подход каждого из них, почему они разделились во мнениях, и что нужно объединить. И самое главное – как это все связано с нами. Эта деталь – важнее всего.

Каждый человек должен знать, что есть путь Йосефа в служении Всевышнему, и есть путь Йеуды, и когда обе эти части объединятся вместе, будет завершено исправление еврейской души.

Царство Йосефа

Как мы уже упоминали, братья приговорили Йосефа к смертной казни. Почему?

Йеуда был царем, а ведь существует великое правило, что тот, кто восстает против царской власти – заслуживает смерти. Именно это утверждали братья: «Ты что же, царствовать будешь над нами, будешь над нами властвовать?» — ты восстаешь против царства, главным образом – против царства дома Давида.

С другой стороны, есть и тема царства дома Йосефа. Известно, что мудрецы прежних поколений упоминают такое понятие: Машиах бен Давид и Машиах бен Йосеф. Здесь речь идет о тайнах Торы, но попробуем немного объяснить это на доступном нам уровне.

Давайте задумаемся: что представляет собой царство дома Йосефа?

Тора рассказывает нам, что Йосефу приснилось, что он – царь. В конечном итоге, пройдя невероятное испытание, Йосеф действительно стал царем в Египте. Что говорит это царство по отношению к нам? Ведь, в конце концов, мы не ждем царства Йосефа. Мы ждем Машиаха из рода Давида, который будет из колена Йеуды. Однако Яаков, когда благословлял своих детей, очень приумножил благословение Йосефа: «Йосеф – плодоносный росток, росток плодоносный при источнике…» (Берешит, 49:22-26).

Выходит, что нам следует глубоко изучить тему, называемую «царство дома Йосефа». Давайте немного посмотрим на суть Йосефа и увидим огромное различие между ним и Йеудой.

Простой еврей и особый еврей

Народ Израиля делится на две части: есть простой еврей, который называется по имени Йосефа, как мы видим из слов пророков, народ Израиля всегда зовется по имени Йосефа, и, в основном, по имени его сына – Эфраима: «Дорогой Мой сын Эфраим» (Ирмияу, 31).

Почему? Потому, что сказано в Торе (Берешит, 42:6): «Йосеф – кормилец всей земли». Он обеспечивал население всего мира в целом, и всех евреев в частности. Поэтому-то евреи и зовутся по его имени — через него они получили всю свою жизненную силу.

Однако есть и другой тип еврея – особый еврей, и он называется «царством дома Давида». Царь Давид и царь Шломо не были простыми евреями, они были царями народа Израиля! Наш праведный Машиах тоже не является простым евреем. Пророк Йехезкель называет его наси (букв. возвышенный правитель)

Основа Йосефа – праведность

Первым царем, появившимся у народа Израиля, был царь Шауль. Хотя он и не был потомком Эфраима, его сутью было царство Израиля, царство дома Йосефа. Царь Давид — первый царь, который был потомком Йеуды, и с него начинается царская линия дома Давида.

Мудрецы раскрывают нам существенное различие между этими двумя царями: «Шауль совершил один (грех), и Всевышний не простил ему. А Давид совершил два – и ему простили».

То есть Шауль согрешил лишь один раз – и потерял царскую власть. Пророк повелел ему стереть с лица земли Амалека, а он оставил в живых Агага, царя амалекитян. В результате пророк сообщил ему, что «Сегодня Всевышний отнял у тебя царство Израиля и передал его ближнему твоему, который лучше тебя» (Шмуэль 1, 15). Царь Давид, в отличие от него, совершил два греха, но «ему простили» – он остался царем Израиля.

Почему так произошло?

Здесь проявляется принципиальная разница между Йосефом и Давидом.

Для каждого еврея его духовная работа в этом мире – быть праведником. Если он не праведник, если он совершает дурные деяния и грешит – значит, он не праведный человек, и, соответственно – не цельный еврей.

Йосефа называют «Йосеф-праведник», и на самом деле вся его сила и красота заключаются в его праведности. Всевышний послал ему невероятное испытание, соблазн совершить тяжкий грех, и мудрецы рассказывают нам, что перед ним появился лик его отца, который как бы сказал ему: «Если ты не выдержишь испытания, то в будущем, когда на хошене (переднике) первосвященника будут установлены драгоценные камни с именами колен, твоего имени там не будет. Почему? Потому что твое величие и красота зависят лишь от одного: от того, насколько ты праведен».

Еврей целиком построен на своей праведности, и именно Йосеф заложил в народ Израиля эту силу, называемую праведностью, то, что на идиш называется «а эрлихер ид» (праведный, порядочный еврей). Вся суть Йосефа зависела лишь от его праведности.

Благодаря этой чудесной праведности, когда он выстоял в испытании с женой Потифара, Йосеф удостоился стать царем Египта и царем всего мира. Не было более великого и сильного царя, чем он, – и не будет подобного ему, пока не придет Машиах. Он правил всем миром! В заслугу того, что он выдержал испытание, в заслугу того, что он был «праведником», Всевышний собрал все серебро и золото, которые были в мире, и дал Йосефу.

И когда наш праотец Яаков благословлял его, он наделил особым благословением: «Небесными благословениями Свыше, благословениями бездны, отверстой внизу» и т. п. Он дал ему благословения лучшие, чем сам получил от Авраама и Ицхака. Почему?

Потому, что «Йосеф – плодоносный росток, росток плодоносный при источнике. Девушки шли (смотреть на него)…». Когда праведный Йосеф шел по улицам Египта, все египтяне выходили посмотреть на этого потрясающего мудреца, который спас их страну. Когда он шел, по обеим сторонам улицы выстраивались египетские девушки и звали его, они хотели, чтобы он взглянул на них. Если бы хоть один раз Йосеф поднял глаза и посмотрел туда, куда не нужно – он бы потерял все. Не было бы ни Йосефа, ни царства, и вообще ничего. Все величие Йосефа построено на праведности, он построил для народа Израиля великую основу, называемую «праведник».

Поэтому, когда через несколько поколений, Всевышний решил даровать народу Израиля царя, он выбрал самого великого праведника поколения – Шауля. Мудрецы говорили о нем: «Годовалого Шауля помазали на царство». Разве Шаулю был всего год, когда он стал царем? Конечно, нет. Дело в том, что он был чист от греха, как годовалый младенец.

У него не было никаких грехов, он был самым великим мудрецом Торы и т. п. Поэтому Всевышний назначил его на должность царя, повелевая ему соблюдать все Его заповеди.

И действительно, в тот момент, когда Шауль совершил один грех – он потерял все: «Сегодня Всевышний отнял у тебя царство Израиля и передал его ближнему твоему, который лучше тебя».

Почему? Потому, что Шауль относился к сфере царства, называемой «Йосеф-праведник», а в таком виде царства – если нет цельной праведности, то нет ничего!

Это один вид служения Творцу, и так должен вести себя каждый еврей. Всевышний говорит нам: соблюдайте заповеди, охраняйте от дурного свои глаза, свои мысли и т. п., и тогда вам будет хорошо. А если вы, не дай Б-г, совершаете грехи, смотрите, куда нельзя и т. п. – все отменяется. Это суть «царства Йосефа».

Царство Йеуды построено не на праведности

Однако есть еще один вид: «царство Йеуды». Йеуда – это нечто совершенно другое. Когда наш праотец Яаков благословлял своих сыновей, он также укорил каждого из них: «Реувен, ты – мой первенец», но есть один момент, который ты должен в себе исправить. «Шимон и Леви – братья, их ножи – награбленное оружие». Говорит Раши: они «ограбили» Эсава, украв у него искусство убивать.

Когда Йеуда услышал это, начал пятиться. Как пишет Раши: «Поскольку он (Яаков) стал укорять первых братьев, Йеуда стал отступать назад, как бы Яаков не укорил его из-за истории с Тамар». Йеуда считал, что совершил проступок в случае с Тамар, и был уверен, что Яаков станет укорять его об этом. Однако Яаков сказал: нет, «Йеуда, тебя признают твои братья», не думай, что ты согрешил здесь.

Нигде не говорится о праведности Йеуды, и более того – именно поэтому он удостоился царства, как сказано: «Общине ставят только такого попечителя, у которого за плечами – котомка с нечистым. Если он возгордится – ему скажут: посмотри, что у тебя сзади».

Как мы говорили, царь Шауль был величайшим праведником, без малейшего изъяна. Он был также потомком Биньямина, который был одним из четырех людей за всю историю человечества, которые не совершили ни одного греха за всю свою жизнь, и Шауль шел по его стопам.

Царь Давид, в отличие от Шауля, был выбран на царство, несмотря на «котомку с нечистым», ведь, в конце концов, он был потомком моавитянки Рут.

Кто был более велик: Давид или Шауль? Наши мудрецы отвечают на это однозначно в комментарии на стих Теилим: «Шигайон Давида, который он пел в честь Всевышнего, по поводу Куша (Шауля), сына Биньямина». «Сказал Всевышний Давиду: Давид, ты воспеваешь мне песнь из-за падения Шауля? Если бы ты был Шаулем, а он – Давидом, Я бы уничтожил несколько Давидов из-за него, как сказано: “…по поводу Куша, сына Биньямина”. Почему он назван “куш” (негр), ведь его имя – Шауль? Как негр выделяется из всех цветом своей кожи, так и Шауль выделялся своими деяниями и своим видом, как сказано: “Он был на голову выше всего народа”».

Отсюда мы видим, что Шауль был гораздо более велик, чем Давид. Вместе с тем, когда Шауль согрешил, он потерял все, а Давид согрешил дважды, и остался совершенным – все тем же царем Давидом.

Когда Всевышний основал царство Израиля (отдельно от Йеуды), Он поставил его царем Йеровама бен Невата, и сказал: знай, если ты будешь соблюдать Тору и заповеди, Я дам тебе такое же царство, как Моему рабу Давиду, и даже более того.

Сказано в трактате Санедрин: «Всевышний схватил Йеровама за одежду и сказал: “Вернись (раскайся), и Я, ты и сын Ишая (Давид) будем гулять в Ган Эдене”. Спросил Йеровам: “А кто во главе?” Ответил Всевышний: “Сын Ишая во главе”. “Если так, не хочу”». [Говорят об этом наши мудрецы, что, когда он спросил: «Кто во главе» – порядок поменялся.] Но изначально Всевышний сказал ему: «Я и ты – и сын Ишая. Ты – более велик, чем сын Ишая, но только при одном условии: ты — праведник! Почему? Потому что ты относишься к царству Израиля (царству Йосефа), а эти цари имеют право на существование, только если он праведники. Если будешь злодеем – потеряешь все». И он, действительно, потерял все, не осталось и следа от его дома.

Однако с царством дома Давида Всевышний вел Себя совершенно по-другому.

Всевышний сказал Давиду так: если твои дети будут праведниками – все будет хорошо. Если они будут злодеями – Я буду наказывать и карать их и т. п., однако «Своего милосердия не отведу от его народа, как отвел от того, кто был до тебя» (Диврей а-Ямим 1, 17:13). Даже если они совершат все грехи в мире (как в итоге и произошло на самом деле, ведь не было большего злодея в мире, чем царь Менаше), царство дома Давида будет существовать вечно, и ничто не повредит ему, вплоть до прихода праведного Избавителя.

Мы видим, что с самого начала до конца существуют две «программы»: царство Йеуды и царство Йосефа. Царство Йеуды и его продолжение, царство дома Давида, не построено именно на праведности, а царство Йосефа целиком и полностью построено на праведности. Йосеф напротив Йеуды, Давид напротив Шауля. Шауль совершил один-единственный грех и тут же был свергнут, Давид совершил несколько грехов, а царство дома Давида до сих пор осталось.

Две формы управления: суд и милосердие

Всевышний обращается с народом Израиля двумя путями: первый – это мера Суда. Если человек – праведник, у него будет все, а если он, не дай Б-г, злодей – потеряет все. И это путь Йосефа, путь царства Израиля – мера Суда.

Однако есть и другой способ, каким Всевышний ведет Себя с народом Израиля. Это управление не зависит именно от праведности, это управление помощи Свыше, проявление любви, как отец с сыном. Этот путь начался с Йеуды и продолжился у его потомков: царя Давида, царя Шломо и т. д.

Йеуда оступился в истории с Тамар (так это объясняет приведенный выше комментарий Раши), и, несмотря на это, «Йеуда, тебя признают твои братья» — ничего страшного, ты все равно остался Йеудой. Давид совершил два более серьезных проступка, чем тот, что совершил Шауль, был менее велик, чем Шауль, но все равно остался Давидом. Царь Шломо тоже совершил несколько грехов, как мы видим из Писания, и все равно остался царем Шломо в полном смысле слова. В дальнейшем потомками Давида были одни из самых ужасных злодеев: Ахаз и Менаше, и все равно царство Давида продолжало существовать, как будто ничего не случилось.

Почему? Потому что Всевышний ведет Себя с царством Давида по мере Милосердия, выше линии Суда (лифним ми-шурат а-дин). Если бы Он вел себя с ними по мере Суда, ни один царь дома Давида – начиная с Йеуды и далее – не выдержал бы. Но, как мы уже сказали, ими Всевышний управляет совершенно по-другому.

Йеуда – сверхъестественное величие

Постараемся объяснить, в чем суть каждого из этих путей. На самом деле, и в личной духовной работе каждого еврея есть два пути: есть поведение праведности и есть поведение «выше линии суда».

Как мы уже говорили, Йосеф был символом праведного поведения. Он был из тех праведников, на которых стоит мир. Все его поступки и деяния, до мельчайших деталей, полностью соответствовали воле Творца.

В царстве Йеуды мы не очень находим деяния праведности, но, с другой стороны, деяния «выше линии суда», когда жертвуют более того, что обязаны по закону Торы, мы находим у всей цепи царства Йеуды.

Первым был, разумеется, сам Йеуда. К нему приходят и сообщают, что его невестка Тамар занималась развратом, и ее следует отдать под суд. Йеуда собирает суд, и сам является его главой. А кто были остальные судьи? Наши мудрецы рассказывают, что одним из них был наш праотец Ицхак. Кроме него, были Реувен – первенец народа Израиля, Шимон, обучающий детей Торе, Леви – святой Всевышнего, Иссахар – столп Торы, Звулун – величайший попечитель Торы. Очень уважаемый и серьезный состав суда.

А теперь давайте представим себе, что произошло там: стоит Йеуда, рядом с ним – наш святой праотец Ицхак, часть колен Израиля, и Йеуда – глава суда! – должен сейчас признаться. Представьте себе, что с нами произошло бы нечто подобное, причем в присутствии святого Хафец Хаима, святого Бааль Шем Това и Виленского Гаона. Что бы мы сделали? Наверняка попытались бы увильнуть под каким-то предлогом. Возможно, согласились бы признаться, но уж точно не в присутствии всех великих праведников! Любой другой, кроме Йеуды, сказал бы: «Я предлагаю, что до завтра не будем предпринимать ничего, а завтра решим, что делать». Этого было бы достаточно, нет?

Однако Йеуда встал, и в присутствии всех великих людей провозгласил: «Она права, от меня!» Она права в своих словах, и от меня она беременна.

Признавшись в этом, Йеуда совершенно опозорил себя, он как бы сжег свое «я», ничего от него не осталось! Это было невероятное, глубочайшее величие, величие, которое разбило небеса. Сказали наши мудрецы, что в заслугу сказанного Йеудой «от меня», вышел голос с Неба и провозгласил: «От тебя произойдет Машиах».

В дальнейшем, когда братья спустились в Египет, Шимон был арестован, и возникла острая необходимость привести туда Биньямина, встал Реувен и провозгласил: «Отец, нужно привести Биньямина в Египет, нет выбора. Я ручаюсь за него. Если я не верну его к тебе – можешь умертвить моих двоих сыновей, кроме которых у меня никого нет». Ответил ему Яаков: «Глупый первенец! Ведь эти сыновья – мои, точно так же, как и твои!» Встал Йеуда и провозгласил: «Отец, нужно привести Биньямина в Египет, нет выбора. Я ручаюсь за него. Мое поручительство – это мой Будущий мир. Если я не верну тебе Биньямина – я отдаю тебе свою вечность!»

Как он позволил себе такое? Он что, не знал, что за правитель сидит в Египте? Йеуда ведь видел, какой силой и воображением этот правитель обладает, он ведь сразу же нацелился на Биньямина. Как он мог взять на себя такое поручительство? Это вообще – нормальный поступок? Нет! Это праведность, самопожертвование, подобно которому нет, — ради продолжения существования народа Израиля. Без еды не обойтись, и ради этого Йеуда был готов пожертвовать своей вечностью.

Царь Давид – сверхчеловеческая сила

Продолжим далее, рассмотрим немного поведение царя Давида, из царей Иудеи, в противоположность царю Шаулю, из царей Израиля, царей дома Йосефа.

О Шауле сказано (Шмуэль 1, 10:8 и гл. 13), что пророк Шмуэль приказал ему: когда царь решит выйти на войну с филистимлянами, пусть подождет, пока Шмуэль не придет и не принесет жертву Всевышнему. А только после этого начнет войну, не раньше.

Что же происходит? Филистимляне готовятся к войне, и войско Израиля во главе с царем Шаулем стоит, готовое к битве, и ждет только знака начать войну.

Они кричат ему: «Ну, ваше величество, надо уже двигаться!» «Нет, я жду пророка», — отвечает Шауль. «Ваше величество, но уже прошло семь дней, о которых говорил пророк, надо уже начинать войну!» Царь Шауль не смог устоять перед их уговорами, и «сказал Шауль: подайте мне ола и шламим (виды жертв), и принесем их в жертву». Шауль принес жертву самостоятельно, против однозначного приказа пророка Шмуэля.

И когда он закончил приносить жертву, пришел Шмуэль, и Шауль вышел ему навстречу, чтобы поприветствовать его. Спросил Шмуэль: «Что ты сделал?» Ответил Шауль: «Я видел, что у народа кончается терпение, а ты не пришел по окончанию срока, и филистимляне собираются у Махмаша (название места), и я сказал: теперь спустятся филистимляне к Гилгалю, а я к Г-споду обратился (с жертвой и молитвой) и я поборол (свое желание дождаться тебя), и принес жертву». Сказал ему Шмуэль: «Ты поступил неразумно, не выполнив повеление Г-спода, Б-га твоего, которое Он повелел тебе, ведь до этого приготовил Всевышний твое царство Израилю навеки» (т. е. твое царство будет у тебя отнято).

Пророк Шмуэль сообщает Шаулю: не это я имел в виду, ты больше не будешь царем Израиля!

В противоположность этому, о царе Давиде сказано (Шмуэль 2, гл. 5): «И продолжили филистимляне подниматься, и пришли в долину Рефаим, и спросил Давид Всевышнего, и сказал (ему Всевышний): не поднимайся, обойди их сзади и приди к ним напротив деревьев. И когда услышишь шум в кронах деревьев, тогда наступай, потому что тогда Г-сподь выйдет впереди тебя, разбить лагерь филистимлян».

Говорят наши мудрецы («Ялкут Шимони», Шмуэль 2): «Он вышел, а филистимляне все больше приближались, и народ Израиля увидел их уже на расстоянии в четыре локтя. Сказал ему народ: “Давид, что мы стоим?” Ответил он: “Всевышний приказал мне не начинать атаку, пока я не увижу, что кроны деревьев раскачиваются”. Сказали они: “Если мы не начнем наступать, мы все погибнем!” Ответил Давид: “Лучше погибнуть праведниками, чем погибнуть злодеями. А теперь давайте и я, и вы, поднимем глаза к Всевышнему!” Они подняли глаза к Всевышнему, кроны деревьев качнулись, и воины сразу же бросились в атаку. Сказал Всевышний ангелам: “Посмотрите, какова разница между Давидом и Шаулем…”»

Филистимляне были так близко, что Давид уже видел зрачки их глаз, но пока он не получил знака Свыше, пока кроны деревьев не качнулись, – он не двинулся с места! Ты ведь царь, с тобой люди, и на крошечном расстоянии уже стоит сильная армия филистимлян, а ты не двигаешься с места? Как это возможно?! Нет. Всевышний сказал мне не двигаться, и я ни за что не буду двигаться. И в этот же момент они увидели знак.

Таков был царь Давид.

Каков правильный путь в служении Творцу?

Это был совершенно другой вид служения, гораздо выше просто праведности, это было служение на уровне сверхчеловеческих сил! Таким было служение Йеуды и Давида от начала до конца, и поэтому Всевышний, благословен Он, вел Себя с ними по-разному, в соответствии с их духовной работой.

Со всеми царями дома Йосефа, чьим видом служения была праведность, Свыше вели себя соответственно: насколько ты праведник, настолько ты еврей. А если ты ведешь себя не по-еврейски – все, с тобой больше нельзя иметь дело. Почему? Потому что это твоя красота, твоя праведность – твоя сила.

Йеуда и царь Давид, напротив, хотя и оступались не раз, служили своему Творцу с таким величием, которое уже совершенно не имеет отношения к уровню «человек», это нечто выше рамок природы. Поэтому и Всевышний обращался с ними выше линии Суда, с особым милосердием.

Отсюда мы видим, что есть две линии поведения, и в этом-то и разгорелся спор между Йосефом и Йеудой. Йосеф считал, что еврей должен вести себя, главным образом, праведно, а Йеуда утверждал, что главная сила еврея заключается не в праведности, а в помощи Свыше, которая приходит в качестве награды за сверхъестественное самопожертвование и самоотверженность.

Йеуда считал, что Йосеф восстает против царства Йеуды, он утверждал так: «Согласно твоему подходу, все зависит от праведности. Верно, ты сам – праведник, на котором держится мир. Но представь себе, что окончание галута и приход Машиаха зависят лишь только от праведности народа Израиля, разве можно на это полагаться? Ведь необходимо, чтобы в основе была помощь Свыше».

В этом и заключалось разногласие между Йеудой и Йосефом.

[Примечание редактора. Безусловно, и Йеуда, и Давид были величайшими праведниками (у Давида нашли два греха), однако их основная сила была не в этом!]

Тора же учит нас, что пока есть два отдельных подхода, один – построить все на праведности, а другой – построить все на помощи Свыше и самопожертвовании, мы не сможем продвигаться дальше.

Необходимы оба подхода, праведность вместе с самопожертвованием. Только так можно построить народ Израиля.

И действительно, в будущем, когда исполнится «И приблизь их один к другому, (чтобы они стали) у тебя, как одно дерево, и станут они единым целым в твое руке», тогда, с Б-жьей помощью, мы удостоимся истинного Избавления!

Перевод: г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=57899